Чему и как нужно учиться сегодня, чтобы быть востребованным завтра | Первый творческий форум ЦРТП

Чему и как нужно учиться сегодня, чтобы быть востребованным завтра

Una Tal

Креатор
Регистрация
23 Сен 2017
Сообщения
129
Реакции
535
Как изменится жизнь человека через 5-10 лет

В России цифровая экономика имеет потенциал к тому, чтобы вырасти втрое к 2025 году — с увеличением ВВП страны на 4,1–8,9 трлн рублей [McKinsey]. Причина этих изменений – меняющееся потребительское поведение людей. Меняется то, что они дают рынку – данные о себе, собираемые гаджетами. И получают взамен максимально точно подобранное для них предложение.

Так, укореняется экономика совместного потребления. К 2025 году её объём обещает увеличиться двадцатикратно и превысить $300 млрд [PwC]. Более двух третей компаний и потребителей готовы делиться данными, если увидят в этом интерес и выгоду. [AIG]
В основе такой экономики и нашего общего будущего — искусственный интеллект. Огромная часть действий совершается «умными помощниками», часто без нашего ведома. Реклама, которую вы видите в телефоне, подсказки системы управления автомобилем. Интернет вещей — везде и всюду.

Что происходит с рынком труда

К 2025 году 47% сегодняшних профессий имеют все шансы исчезнуть [University of Oxford].

Под ударом окажутся эти профессии

Совершенствуются системы управления автомобилем на основе искусственного интеллекта → К 2030 году плотность беспилотных машин на дорогах достигнет 87% [Cognitive Technologies] → В пересчете на российские реалии, 30–40 тыс. таксистов только в Московском регионе могут остаться без работы.
Ожидается, что в 2020 годы удостоверять юридические документы будут с помощью технологии блокчейн → 8 тыс. нотариусов в России рискуют потерять работу.
По оценке Deloitte, около 39% специалистов на рынке юридических услуг могут быть заменены решениями на базе искусственного интеллекта в ближайшие 20 лет. Уже сейчас интеллектуальные алгоритмы российской юридической системы Pravo.ru позволяют предсказывать исход судебного разбирательства с точностью 82%.
Компьютеризации подвергнутся процессы и их исполнители в логистике и транспортных услугах, исчезнут офисные клерки, обрабатывающие массивы данных, кассиры и продавцы услуг по аренде.
О сокращении 30% чиновников, занимающихся рутинной работой и замене их роботами говорит в своей стратегии 2024 Алексей Кудрин. Даже профессия, ультрасовременная сегодня, не гарантирует пожизненной востребованности. 65% нынешних младшеклассников предстоит трудиться по специальностям, которых пока попросту не существует [World Economic Forum].

Какие профессии будут востребованы через 5–10 лет
  • Разработчики (в том числе веб-разработчики, создатели приложений), их численность, как и численность специалистов по маркетингу и анализу рынка, возрастёт.
  • Инженеры-робототехники. Создают и настраивают роботов, программируют их взаимодействие. К 2024 году таких специалистов потребуется как минимум на 33 тыс. больше, чем сегодня.
  • Агрокибернетики. Контролируют эффективность хозяйства как единой системы, отслеживают и используют в работе большие данные, получаемые с датчиков «в поле».
  • «Конструкторы команд». До четверти работников, трудящихся в наши дни на полную ставку, через восемь лет будут работать «по запросу». Востребованы будут коммуникаторы-управленцы, способные быстро объединять фрилансеров из разных точек мира в слаженно работающие проектные команды [TomorrowToday Global].
  • Преподаватели — «инженеры опыта». Сама методика преподавания часто будет предлагать создание окружения, в том числе с использованием VR, где обстановка будет приближена к реальной. Возможно, вплоть до инсценировки аварии на нефтяной платформе, как в фильме «Глубоководный горизонт».
Кто будет нужен?

Остро востребованы в новом мире будут те, кто:
  • обладает умениями, которые останутся недоступными искусственному интеллекту;
  • способен совершенствовать машины и организовывать их взаимодействие;
  • занимается целеполаганием — решает, зачем решать ту или иную задачу;
  • владеет навыками объединения людей и организации совместной работы.
Таким образом:
  • разделение на технические и гуманитарные специальности перестанет быть строгим;
  • значимость soft skills многократно возрастёт;
  • минимальные технические навыки (обращение с данными, кодинг) станут такой же нормой, как сегодня — умение заказать билет по интернету или доехать на автомобиле до работы;
  • ещё важнее, чем сейчас, будет умение учиться новому и понимать, чему учиться.
А что с новым образованием?

Вероятно, многим из нас — особенно нашим детям — предстоит сменить несколько профессий на протяжении жизни. Непрерывное обучение возобладает как образ жизни. Нужны будут не отдельные курсы и инструменты, а экосистема, позволяющая человеку обогащать себя новыми знаниями и навыками и управлять своим движением на жизненных и карьерных поворотах.

1. «Смешанное обучение»

Новый формат получения знаний и опыта: лекции с преподавателем в сети, практические занятия в аудитории, онлайн-тренажеры, отработка профессиональных навыков в «виртуальной реальности» и тесты, проверяемые искусственным интеллектом (профессорам и школьным учителям больше не нужно проводить вечера за проверкой тетрадей или лабораторных работ).

2. «Большие данные»

Чем больше мы знаем о студенте, его навыках, предпочтениях, успехах и неудачах в обучении, тем с большей точностью сможем предсказывать, в каком направлении и с какими промежуточными точками ему двигаться дольше. «Большой брат» адаптирует темп, формат и содержание обучения под личные особенности каждого ученика и даёт измеримый результат.
Как показало исследование McKinsey, в Университете Аризоны использование адаптивных технологий помогло сделать так, что бросать учебу студенты стали на 7% реже.
По небольшим вступительным экспресс-тестам в «личном кабинете» «Нетология» определяет уровень подготовки своего будущего студента, рекомендует программу обучения, и дальше, с помощью таких коротких «срезов» везет через весь процесс обучения и стажировки. «Срезы» студенты проходят с удовольствием, так как получают за выполненный тест виртуальные деньги, которыми можно расплачиваться за обучение.

3. «Вовлечение в процесс»

Востребовано всё, что глубже вовлекает учащихся в познавательную деятельность и поддерживает их активность. «Цифровая хроники», в которой школьники ведут учет изученного и могут делиться достижениями с одноклассниками, учителями и родителями. Студенты-второклассники гимназии «Сколково» выполняют задания по английскому языку, чтобы получить доступ к призовой мини-игре на британском обучающем сайте ReadingEggs.

4. «Малые прикладные достижения»

Современные профессии базируются на большом количестве знаний, получаемых после окончания вуза или дополнительно, во время учебы в нем. Прикладные утилитарные навыки «добывают» в интернете, на курсах повышения квалификации, и уже не имеет решающего значения, на какой платформе или в каком учебном заведении те были получены. Главное, приобрести актуальное, практически применимое.

Сегодня российские школьники в начальной школе умеют делать цифровые презентации, анализировать информацию и подавать ее в удобном аудитории формате или снимать видео, обрабатывать его и выкладывать на Youtube.
Наши знания устаревают также быстро, как только что вышедшая модель нового телефона. Поэтому они требуют постоянного обновления, совершенствования в профессии и в смежных областях деятельности.
Умение обладать актуальными знаниями высоко востребовано на рынке, и трудоустроен будет тот, кто не упустит возможности учиться. Сегодня технологии позволяют это сделать из любой точки мира и под любые запросы.

Источник:
 

molt

Креатор
Регистрация
18 Дек 2016
Сообщения
164
Реакции
696
Какие специалисты нужны в мире «интернета всего?

Какие технологические тренды существуют сегодня, и во что они трансформируются в будущем? Какие компетенции будут востребованы через 3, 5 и 10 лет? Что следует знать и делать сегодняшним студентам и предпринимателям, чтобы в мире «интернета всего» стать лидерами в выбранной области?
 

Чечич

Креатор
Регистрация
8 Окт 2018
Сообщения
94
Реакции
351
Еще более новые профессии: Как победить в профессиональной конкуренции - Дмитрий Судаков
 

satoriel

Креатор
Регистрация
19 Июн 2017
Сообщения
116
Реакции
533
Чему учиться сегодня, если многих профессий скоро не будет?

Знакомимся с ещё одним взглядом на будущее — от американского футуролога Томаса Фрея.

В 2012 году известный американский футуролог Томас Фрей выступил на конференции TED с докладом под названием «2 миллиарда рабочих мест исчезнут к 2030 году». Совсем недавно, в мае 2016 года, учёный повторил свои прогнозы во время выступления на экономическом форуме в университете Вирджинии. Футуролог уверен, что меньше, чем за 2 десятилетия, 50 процентов профессий исчезнут за ненадобностью, при этом появится множество качественно новых вакансий.

Эпоха без коммунальных служб и водительских удостоверений

Что бы ни планировали промышленные магнаты, эра присвоения и потребления заканчивается. Планета просто не имеет больше такого количества ресурсов, использовать которые можно, не заботясь о последствиях.

Учёный утверждает, что через пару десятков лет крупные электростанции, угольные и спиртовые заводы начнут закрываться; не будет потребности в большом количестве железных дорог, а соответственно, и железнодорожных рабочих; коммунальные службы будут «демасштабированы» (от национальных масштабов — к локализации на уровне отдельного района, города или дома).

Что касается транспорта и логистики, основная идея футуролога может быть выражена во фразе «The era of the driverless car». Машины без водителя, управление которых потребует определённых интеллектуальных усилий, но никак не физических манипуляций — вот будущее, которое видит Томас Фрей. Причём это будущее, которое должно наступить не через несколько веков, а уже к 2030 году.

Автономные транспортные средства обеспечат максимальный комфорт и полную безопасность на дорогах, а потому необходимость в специалистах, главный навык которых — управление автомобилем, неминуемо отпадет. Речь идёт о водителях такси, автобусов (и не только), курьерах, дальнобойщиках. Кроме того, своих рабочих мест могут лишиться сотрудники ДПС, служащие АЗС, автостоянок и даже медработники, ведь нарушений ПДД, аварий и прочих дорожных инцидентов после 2030 года практически не будет.

Чему учиться обречённым на безработицу специалистам, пока ещё не поздно?

По мнению американского футуролога, через два десятка лет будут крайне востребованы диспетчеры доставки, инженеры, управляющие автономными транспортными средствами, специализированные аварийные бригады на случай форс-мажора, специалисты, управляющие системой мониторинга трафика, конструкторы, архитекторы и инженеры автоматизированных систем движения.

Кроме того, Томас Фрей весьма благосклонен к специалистам, освоившим 3D-технологии, и профессионалам, работающим в сфере сложной (интеллектуальной) робототехники.

Учителя будут не нужны?

Вакансии в сфере образования тоже сильно изменятся.

Профессии, которые, по мнению Фрея, должны исчезнуть:
  • учитель,
  • тренер (как ментор, главная цель которого — общее развитие ученика),
  • преподаватель.
Профессии, которые будут востребованы:
  • тренер (как «коуч», главная цель которого — достижение учеником конкретной, чётко поставленной цели),
  • проектировщик образовательных курсов,
  • сотрудники образовательных лагерей (образовательный лагерь в данном случае — это не учреждение образования, а форма обучения, которая предполагает освоение новых знаний и навыков в полевых условиях).
Лучший способ изучить, например, историю — путешествовать по историческим местам, посещать поля славных сражений и древние замки, участвовать в костюмированных представлениях клубов исторической реконструкции, пытаясь максимально глубоко проникнуться образом жизни и мысли наших предков.
Такое смещение акцентов вполне понятно, если учесть, что Томас Фрей говорит о массовом переходе на онлайн-обучение. Футуролог уверен в том, что классические университеты вряд ли смогут конкурировать с открытыми курсами, находящимися в сети в свободном доступе.

Нельзя игнорировать факт, утверждает Фрей, что обучение становится неотъемлемой частью нашей повседневности. Потоки информации давно превысили количество экспертов, способных её систематизировать. Человек просыпается, работает, занимается решением бытовых вопросов, отдыхает, находясь в глобальном информационном поле. Наш мозг настроен на новую информацию, как приёмник — на радиосигнал.

New era of education

Ещё в 2007 году Томас Фрей написал статью, в которой подробно проанализировал основные тенденции, характерные для образования будущего.

В числе основных трендов «new era of education»:
  • Переориентация образовательного процесса: смещение акцентов от преподавания (teacher-centric) к обучению (learning-centric).
Роль учителя изменяется: в динамичном мире, где информационные потоки практически не поддаются контролю, один человек не может претендовать на роль безусловного авторитета и не может удовлетворить потребность другого человека в актуальном исчерпывающем знании о предмете. Чтобы чему-то научиться, приходится взаимодействовать с большим количеством экспертов, каждый из которых вносит свою лепту, но не исчерпывает своей индивидуальностью проблемное поле изучаемого вопроса.
  • Обучение в любое время и любом месте без учёта территориального или временного фактора.
Отказ от классно-урочной и лекционно-аудиторной работы в пользу дистанционного обучения, онлайн-курсов, высокотехнологичных инструментов.
  • Гипериндивидуализм.
Современный человек всё меньше озабочен удовлетворением базовых потребностей, всё реже стремится равняться на соседа или движим стремлением «быть таким, как все». Современный человек стремится найти индивидуальное решение, которое позволило бы ему выделиться, манифестировать свое «Я», удовлетворить Эго и при этом остаться непротиворечивым элементом социума. Виртуальная реальность позволяет человеку находить индивидуальные решения для саморепрезентации. Образовательный процесс не станет исключением: каждый захочет выбрать для себя наиболее удобный и привлекательный формат обучения.
  • Переход от психологии потребителя к психологии творца.
То, с какой скоростью развиваются Интернет-ресурсы, позволяющие человеку, не обладающему экстраординарными талантами и умениями, генерировать контент, создавать нечто новое, делиться продуктами своего творчества с миллионами других пользователей, свидетельствует лишь об одном — каждый, у кого есть доступ к паутине, является потенциальным творцом медиареальности.

Сегодня мы учимся не ради процесса или теоретического знания. Мы стремимся освоить конкретные навыки, при этом набор необходимых навыков всё время увеличивается. Остановиться в развитии нельзя. Каждый день требует совершенствования своих компетенций. Мы учимся постоянно, мы встроены в систему интеракций и не мыслим себя вне коммуникации.

Что мешает будущему воплотиться в настоящем?

Основная проблема сосуществования традиционных и инновационных форм обучения — отсутствие чётких алгоритмов, которые позволили бы авторам создавать качественные онлайн-курсы, ничем не уступающие классическим школьным и академическим программам.

Отсутствие критериев качества и контролирующего органа, способного определять, может ли тот или иной контент или услуга считаться образовательными — также важная проблема, которую предстоит решить человечеству, стоящему на пороге глобальных трансформаций в сфере образования.

Сам собой напрашивается вопрос о том, кто же и каким образом будет готовить специалистов, способных удовлетворять высокотехнологичные запросы новой цивилизации.

Вполне вероятно, классические учебные заведения придётся не закрывать, а перепрофилировать, изменять методики преподавания, совершенствовать техническую базу, ломать привычную идеологию наставничества, оставить учителям роль посредников и проводников, но никак не безусловных авторитетов.

 
Сверху Снизу