grabli dance
Креатор
- Регистрация
- 3 Ноя 2024
- Сообщения
- 6
- Реакции
- 2
Успех компании напрямую зависит от долгосрочного планирования. Но чтобы план был удачным, он должен опираться на объективное представление о будущем. Одной из методик, позволяющих определить наиболее реалистичную картину будущего, является форсайт.
Что такое форсайт
Форсайт (от англ. Foresight — «предвидение») — это методика, которая позволяет сформулировать образы будущего и выбрать оптимальную стратегию развития на основе мнений экспертов.
Термин “форсайт” был впервые использован английским писателем Гербертом Уэллсом. Еще в 1930 году он предложил внедрить новую профессию — профессор предвидения. Такой специалист должен был бы на основе анализа исторических процессов и актуальных тенденций предсказывать появление новых технологий.
Как полноценная методология форсайт сформировался в 1950-х годах, в разгар холодной войны и гонки вооружений. Его разработала американская корпорация RAND, выполнявшая заказы по стратегическому планированию для правительства США. Несмотря на то, что изначально форсайт был дорогой и трудоемкой технологией, он позволял принимать взвешенные политические решения в условиях высокой неопределенности.
Сейчас форсайт широко используется не только в политике, но и в других сферах, таких как бизнес, наука и образование. Основная идея форсайта заключается в том, что на будущее можно повлиять, если приложить достаточно усилий.
Когда речь идет о форсайте, часто подразумевают два разных понятия: форсайт-проект и форсайт-сессия.
Многие ошибочно ставят знак равенства между форсайтом и прогнозом, но это две абсолютно разные методики, которые обладают рядом характерных отличий.
Форсайт – это оптимальная методика прогнозирования для бизнеса. В отличие от математического анализа, футурологии и других методик он предлагает комплексный всесторонний подход для формирования картины будущего. Проведение форсайта – это коллективный труд, поэтому методика не отдает предпочтение отдельным методам, а итоговые выводы слабо зависят от личных взглядов участников.
Методика широко применяется крупными корпорациями еще со второй половины XX века. Форсайт позволяет компаниями выводить прорывные технологии и выстраивать новые стратегии на рынке. Например, компании Shell удалось подготовиться к кризису на рынке энергоносителей 1970-х и сохранить лидирующие позиции в отрасли. Благодаря форсайту Nokia сделала ставку на развитие рынка электроники и в 1990-е стала одним из крупнейших производителей сотовых телефонов в мире.
Сейчас форсайт применяют и для решения более узких задач. Методика используется в HR-менеджменте для выявления трендов на рынке труда и подготовки стратегии рекрутинга. Проведение сессии в рамках компании позволяет руководству взглянуть на ситуацию под другим углом, а сотрудникам лучше понять цели компании.
Каждый год появляются новые разновидности форсайта: специалисты по стратегическому планированию адаптируют методику под современные тенденции. Например, уже сейчас проводятся форсайты для стартапов. Стартаперы организуют сессии, чтобы сделать компанию более привлекательной для инвесторов. Наличие обоснованной стратегии развития демонстрирует серьезность намерений и знание отрасли.
Совсем недавно появилась еще одна экзотическая разновидность форсайта – форсайт личности. Он призван помочь начинающим предпринимателям влиться в бизнес-среду и обеспечить условия для саморазвития.
Виды форсайта
По периоду проведения:
Общие правила
Только соблюдая технологию форсайта, удастся получить объективную оценку трендов, сформировать картину будущего и рабочий план действий. При проведении форсайта необходимо придерживаться следующих правил:
Использование нескольких методов
В форсайт-проектах используется множество различных методов, включая PESTEL-анализ, экспертные панели, метод Delfi, SWOT-анализ, дорожные карты, деревья релевантности, мозговой штурм и другие. Каждый метод применяется на своем этапе для решения конкретной задачи.
Требования к экспертам
Особое внимание уделяют подбору экспертов. К ним предъявляются определенные требования: эксперты должны быть заинтересованы в исследовании и готовы к реализации итоговых решений.
Только совместная работа
Для максимальной объективности результатов привлекается большое число экспертов. В форсайте раскрывается главное преимущество группового мышления — возможность проанализировать различные варианты и получить полную картину.
Роли участников
Если форсайт организуется не совместными усилиями заинтересованных участников, а проводится на заказ, то участниками становятся заказчик и исполнитель. Заказчиком может быть компания, государство, общественная организация, группа энтузиастов, либо конкретный человек. Команда исполнителя подбирает экспертов и выполняет роли остальных участников.
План проведения форсайта
Префорсайт
Подготовительный этап, который проводится небольшим числом экспертов. На этой стадии определяют область исследования, целевую аудиторию и круг привлекаемых специалистов.
Планирование программы форсайта
В программу входят все форматы исследования и работы, а также сроки реализации. Классические форсайты длятся около 6 дней, а современные исследования занимают 1-2 дня. В конце определяется дата сессии и утверждается список экспертов.
Организация форсайт-сессии
Определение предметной области
На данном этапе определяется область обсуждения и сфера составления прогноза будущего. В зависимости от предметной области исследования эксперты могут быть поделены на группы.
Выявление трендов
Здесь выявляются основные варианты развития событий, которые могут оказать наибольшее влияние. При определении трендов эксперты используют PESTEL-метод. Для удобства рабочего процесса их могут кластеризовать до 10.
Формирование стейкхолдеров
Идея форсайта заключается в том, что желаемого будущего можно добиться, если предпринять определенные действия. Однако для реализации задуманного, нужно обладать достаточным количеством ресурсов, поэтому воплотить в реальность прогнозируемый сценарий будущего под силу только стейкхолдерам — участникам, которые могут сильнее всего повлиять на развитие исследуемой области. Чаще всего выбирают от трех до шести стейкхолдеров.
Поиск возможностей и угроз
Здесь выявляются возможности и угрозы для стейкхолдеров, которые могут возникнуть при развитии трендов. Под возможностями понимают факторы внешней среды, способные оказать позитивное влияние. А угрозы – это потенциальные неблагоприятные события, которые могут привести к убыткам и другим негативным последствиям.
Для обнаружения возможностей и угроз эксперты чаще всего прибегают к SWOT-анализу – одному из методов стратегического планирования.
Определение неизбежного и желаемого будущего
Для каждого отдельного стейкхолдера формулируется неизбежное и желаемое будущее. В первом сценарии события складываются негативно, а стейкхолдер не пытается избежать неблагоприятных последствий.
Желаемое будущее предпочтительно для стейкхолдера. Он должен допускать возможность такого исхода и быть готовым приложить усилия для его реализации. На этом же этапе определяется точка разрыва — разница между неизбежным и желаемым будущим.
Разработка моделей поведения для достижения желаемого будущего
Чтобы устранить точки разрыва и приблизиться к желаемому будущему, стейкхолдерам нужно стремиться реализовать возможности и минимизировать угрозы. На предпоследнем этапе проводится ролевая игра, в рамках которой моделируются действия стейкхолдеров на протяжении всего горизонта планирования. В результате вырабатывается подробная дорожная карта.
Для устранения точек разрыва и достижения желаемого будущего стейкхолдерам нужно использовать возможности и минимизировать риски. На предпоследнем этапе проводится ролевая игра, в рамках которой моделируются действия стейкхолдеров на протяжении всего горизонта планирования. В результате вырабатывается подробная дорожная карта.
Рефлексия
Последний этап сессии. Здесь подводятся итоги исследования, дается оценка результатам форсайт-сессии, общей организации работы и использованным методам.
Примеры форсайтов
Компания Philips проводит регулярные форсайт-исследования и даже создала отдельное подразделение – Philips Design. Система форсайта в Philips характеризуется высокой гибкостью и динамизмом. Компания применяет более быстрый подход, который предполагает разработку сценариев будущего всего на 5-10 лет.
Недавно компания переориентировалась с производства бытовой электроники на выпуск медицинского оборудования. На основе анализа трендов был сделан вывод, что из-за старения населения и популяризации здорового образа жизни вырастет значимость сектора здравоохранения в долгосрочной перспективе. В то же время рынок традиционной бытовой электроники скорее всего столкнется со стагнацией. Эти выводы послужили основой для смены стратегических приоритетов компании.
“Форсайт компетенций” — один из крупнейших отечественных форсайт-проектов, он проводился с 2012 по 2015 годы. Задачами проекта были создание методики определения востребованных компетенций будущего и составление карты таких компетенций. Проект привлек более 4 тысяч экспертов из разных стран мира. Результатом исследования стал “Атлас новых профессий” — альманах, который содержит информацию о перспективных отраслях и профессиях на ближайшие 15-20 лет. В атласе представлено 190 профессий будущего, из которых около двух третей уже появились за последние годы.
Насколько точны прогнозы
Точность прогнозов напрямую зависит от подбора участников, используемых методов, соблюдения технологии исследования и последующих действий стейкхолдеров. Если все условия соблюдены, то вероятность достижения желаемого будущего достаточно высока.
В рамках форсайта участники прорабатывают различные варианты развития событий. Также учитывается возникновение маловероятных, но значимых событий, которые способны кардинально изменить положение дел. Для подобных явлений есть отдельный термин — “Черный лебедь”. Такие события обязательно фиксируются на карте будущего и учитываются при разработке стратегий и составлении планов.
Однако точно предугадать будущее невозможно, всегда есть риск появления форс-мажоров. Например, с помощью форсайта не удалось бы спрогнозировать эпидемию коронавируса: за последние 100 лет просто не было подобных прецедентов, и отсутствовали данные для предсказания «черных лебедей».
Выводы
Форсайт отличается от других методик по скрупулезности исследования, конечному результату и составу участников. Высокая точность делает форсайт оптимальной методикой прогнозирования для бизнеса. А благодаря развитию современных технологий форсайт стал более доступным инструментом, чем прежде. Сейчас компании проводят сессии не только для достижения глобальных стратегических целей, но и для решения локальных задач.
Что такое форсайт
Форсайт (от англ. Foresight — «предвидение») — это методика, которая позволяет сформулировать образы будущего и выбрать оптимальную стратегию развития на основе мнений экспертов.
Термин “форсайт” был впервые использован английским писателем Гербертом Уэллсом. Еще в 1930 году он предложил внедрить новую профессию — профессор предвидения. Такой специалист должен был бы на основе анализа исторических процессов и актуальных тенденций предсказывать появление новых технологий.
Как полноценная методология форсайт сформировался в 1950-х годах, в разгар холодной войны и гонки вооружений. Его разработала американская корпорация RAND, выполнявшая заказы по стратегическому планированию для правительства США. Несмотря на то, что изначально форсайт был дорогой и трудоемкой технологией, он позволял принимать взвешенные политические решения в условиях высокой неопределенности.
Сейчас форсайт широко используется не только в политике, но и в других сферах, таких как бизнес, наука и образование. Основная идея форсайта заключается в том, что на будущее можно повлиять, если приложить достаточно усилий.
Когда речь идет о форсайте, часто подразумевают два разных понятия: форсайт-проект и форсайт-сессия.
- Форсайт-проект предполагает масштабное мероприятие, разбитое на множество этапов. Отличительная черта форсайт-проекта — наличие стадии предварительного исследования. В проекте могут участвовать сотни и даже тысячи специалистов. А срок проведения может растянуться на годы.
- Форсайт-сессии проводятся в течение короткого времени, продолжительность одной сессии составляет всего несколько дней. Обычно в ней принимают участие от 7 до 15 человек. В настоящее время под форсайтом чаще всего понимают именно форсайт-сессию.
Многие ошибочно ставят знак равенства между форсайтом и прогнозом, но это две абсолютно разные методики, которые обладают рядом характерных отличий.
- В рамках форсайта участники обязаны ссылаться на исследования и проводить анализ трендов, что не всегда делается при составлении прогнозов.
- Если прогноз ограничивается лишь представлением о будущем, то результатом форсайта является четкий план действий, учитывающий различные варианты развития событий.
- Для проведения прогноза нет жестких требований к участникам. Прогноз может быть мнением как группы экспертов, так и одного человека. Форсайт же всегда требует участия большого количества проактивных экспертов, которые напрямую заинтересованы в результате. Среди участников форсайта всегда есть стейкхолдеры (stakeholders) — люди, активно влияющие на область исследования, которые заинтересованы в реализации итоговых решений.
Форсайт – это оптимальная методика прогнозирования для бизнеса. В отличие от математического анализа, футурологии и других методик он предлагает комплексный всесторонний подход для формирования картины будущего. Проведение форсайта – это коллективный труд, поэтому методика не отдает предпочтение отдельным методам, а итоговые выводы слабо зависят от личных взглядов участников.
Методика широко применяется крупными корпорациями еще со второй половины XX века. Форсайт позволяет компаниями выводить прорывные технологии и выстраивать новые стратегии на рынке. Например, компании Shell удалось подготовиться к кризису на рынке энергоносителей 1970-х и сохранить лидирующие позиции в отрасли. Благодаря форсайту Nokia сделала ставку на развитие рынка электроники и в 1990-е стала одним из крупнейших производителей сотовых телефонов в мире.
Сейчас форсайт применяют и для решения более узких задач. Методика используется в HR-менеджменте для выявления трендов на рынке труда и подготовки стратегии рекрутинга. Проведение сессии в рамках компании позволяет руководству взглянуть на ситуацию под другим углом, а сотрудникам лучше понять цели компании.
Каждый год появляются новые разновидности форсайта: специалисты по стратегическому планированию адаптируют методику под современные тенденции. Например, уже сейчас проводятся форсайты для стартапов. Стартаперы организуют сессии, чтобы сделать компанию более привлекательной для инвесторов. Наличие обоснованной стратегии развития демонстрирует серьезность намерений и знание отрасли.
Совсем недавно появилась еще одна экзотическая разновидность форсайта – форсайт личности. Он призван помочь начинающим предпринимателям влиться в бизнес-среду и обеспечить условия для саморазвития.
Виды форсайта
По периоду проведения:
- Классический или фундаментальный форсайт проводится с привлечением широкого круга экспертов и обсуждением полученных результатов. Классический форсайт может длиться несколько лет.
- Быстрый форсайт (Rapid Foresight) даёт возможность за небольшой промежуток времени создать образ будущего и объединить людей для его осуществления. В быстрых форсайтах не используются глубинные методы предвидения, а срок сессии составляет всего несколько дней.
- Top-down – инициатива проведения форсайта исходит сверху.
- Bottom-up – инициатива исходит снизу и основана на активном взаимодействии науки, бизнеса и гражданского общества.
- Тематический (отраслевой) форсайт затрагивает определенную отрасль экономики. Цель проведения отраслевого форсайта – выявить тенденции развития отрасли и определить её место в экономической системе.
- Территориальный форсайт направлен на формирование видения развития страны, региона или района. Используется для выявления уникальной позиции конкретной территории, ее потенциала и проблем.
- Корпоративный форсайт проводится для разработки стратегии развития конкретной организации.
- Форсайт-личности помогает начинающим бизнесменам адаптироваться к деловой среде и определить условия для саморазвития.
Общие правила
Только соблюдая технологию форсайта, удастся получить объективную оценку трендов, сформировать картину будущего и рабочий план действий. При проведении форсайта необходимо придерживаться следующих правил:
Использование нескольких методов
В форсайт-проектах используется множество различных методов, включая PESTEL-анализ, экспертные панели, метод Delfi, SWOT-анализ, дорожные карты, деревья релевантности, мозговой штурм и другие. Каждый метод применяется на своем этапе для решения конкретной задачи.
Требования к экспертам
Особое внимание уделяют подбору экспертов. К ним предъявляются определенные требования: эксперты должны быть заинтересованы в исследовании и готовы к реализации итоговых решений.
Только совместная работа
Для максимальной объективности результатов привлекается большое число экспертов. В форсайте раскрывается главное преимущество группового мышления — возможность проанализировать различные варианты и получить полную картину.
Роли участников
Если форсайт организуется не совместными усилиями заинтересованных участников, а проводится на заказ, то участниками становятся заказчик и исполнитель. Заказчиком может быть компания, государство, общественная организация, группа энтузиастов, либо конкретный человек. Команда исполнителя подбирает экспертов и выполняет роли остальных участников.
План проведения форсайта
Префорсайт
Подготовительный этап, который проводится небольшим числом экспертов. На этой стадии определяют область исследования, целевую аудиторию и круг привлекаемых специалистов.
Планирование программы форсайта
В программу входят все форматы исследования и работы, а также сроки реализации. Классические форсайты длятся около 6 дней, а современные исследования занимают 1-2 дня. В конце определяется дата сессии и утверждается список экспертов.
Организация форсайт-сессии
Определение предметной области
На данном этапе определяется область обсуждения и сфера составления прогноза будущего. В зависимости от предметной области исследования эксперты могут быть поделены на группы.
Выявление трендов
Здесь выявляются основные варианты развития событий, которые могут оказать наибольшее влияние. При определении трендов эксперты используют PESTEL-метод. Для удобства рабочего процесса их могут кластеризовать до 10.
Формирование стейкхолдеров
Идея форсайта заключается в том, что желаемого будущего можно добиться, если предпринять определенные действия. Однако для реализации задуманного, нужно обладать достаточным количеством ресурсов, поэтому воплотить в реальность прогнозируемый сценарий будущего под силу только стейкхолдерам — участникам, которые могут сильнее всего повлиять на развитие исследуемой области. Чаще всего выбирают от трех до шести стейкхолдеров.
Поиск возможностей и угроз
Здесь выявляются возможности и угрозы для стейкхолдеров, которые могут возникнуть при развитии трендов. Под возможностями понимают факторы внешней среды, способные оказать позитивное влияние. А угрозы – это потенциальные неблагоприятные события, которые могут привести к убыткам и другим негативным последствиям.
Для обнаружения возможностей и угроз эксперты чаще всего прибегают к SWOT-анализу – одному из методов стратегического планирования.
Определение неизбежного и желаемого будущего
Для каждого отдельного стейкхолдера формулируется неизбежное и желаемое будущее. В первом сценарии события складываются негативно, а стейкхолдер не пытается избежать неблагоприятных последствий.
Желаемое будущее предпочтительно для стейкхолдера. Он должен допускать возможность такого исхода и быть готовым приложить усилия для его реализации. На этом же этапе определяется точка разрыва — разница между неизбежным и желаемым будущим.
Разработка моделей поведения для достижения желаемого будущего
Чтобы устранить точки разрыва и приблизиться к желаемому будущему, стейкхолдерам нужно стремиться реализовать возможности и минимизировать угрозы. На предпоследнем этапе проводится ролевая игра, в рамках которой моделируются действия стейкхолдеров на протяжении всего горизонта планирования. В результате вырабатывается подробная дорожная карта.
Для устранения точек разрыва и достижения желаемого будущего стейкхолдерам нужно использовать возможности и минимизировать риски. На предпоследнем этапе проводится ролевая игра, в рамках которой моделируются действия стейкхолдеров на протяжении всего горизонта планирования. В результате вырабатывается подробная дорожная карта.
Рефлексия
Последний этап сессии. Здесь подводятся итоги исследования, дается оценка результатам форсайт-сессии, общей организации работы и использованным методам.
Примеры форсайтов
Компания Philips проводит регулярные форсайт-исследования и даже создала отдельное подразделение – Philips Design. Система форсайта в Philips характеризуется высокой гибкостью и динамизмом. Компания применяет более быстрый подход, который предполагает разработку сценариев будущего всего на 5-10 лет.
Недавно компания переориентировалась с производства бытовой электроники на выпуск медицинского оборудования. На основе анализа трендов был сделан вывод, что из-за старения населения и популяризации здорового образа жизни вырастет значимость сектора здравоохранения в долгосрочной перспективе. В то же время рынок традиционной бытовой электроники скорее всего столкнется со стагнацией. Эти выводы послужили основой для смены стратегических приоритетов компании.
“Форсайт компетенций” — один из крупнейших отечественных форсайт-проектов, он проводился с 2012 по 2015 годы. Задачами проекта были создание методики определения востребованных компетенций будущего и составление карты таких компетенций. Проект привлек более 4 тысяч экспертов из разных стран мира. Результатом исследования стал “Атлас новых профессий” — альманах, который содержит информацию о перспективных отраслях и профессиях на ближайшие 15-20 лет. В атласе представлено 190 профессий будущего, из которых около двух третей уже появились за последние годы.
Насколько точны прогнозы
Точность прогнозов напрямую зависит от подбора участников, используемых методов, соблюдения технологии исследования и последующих действий стейкхолдеров. Если все условия соблюдены, то вероятность достижения желаемого будущего достаточно высока.
В рамках форсайта участники прорабатывают различные варианты развития событий. Также учитывается возникновение маловероятных, но значимых событий, которые способны кардинально изменить положение дел. Для подобных явлений есть отдельный термин — “Черный лебедь”. Такие события обязательно фиксируются на карте будущего и учитываются при разработке стратегий и составлении планов.
Однако точно предугадать будущее невозможно, всегда есть риск появления форс-мажоров. Например, с помощью форсайта не удалось бы спрогнозировать эпидемию коронавируса: за последние 100 лет просто не было подобных прецедентов, и отсутствовали данные для предсказания «черных лебедей».
Выводы
Форсайт отличается от других методик по скрупулезности исследования, конечному результату и составу участников. Высокая точность делает форсайт оптимальной методикой прогнозирования для бизнеса. А благодаря развитию современных технологий форсайт стал более доступным инструментом, чем прежде. Сейчас компании проводят сессии не только для достижения глобальных стратегических целей, но и для решения локальных задач.
Для просмотра скрытого содержимого вам нужно войти или зарегистрироваться.