Как не остаться без будущего | Первый творческий форум ЦРТП

Как не остаться без будущего

Улучшайзер

Модератор
Регистрация
9 Окт 2016
Сообщения
440
Реакции
1851
Андрей Себрант, «Яндекс» - Как не остаться без будущего

Директор по маркетингу «Яндекса» Андрей Себрант провел лекцию в Екатеринбурге на тему «Как не остаться без будущего». Он рассказал о переменах, которые ждут нас в ближайшие 10-20 лет в области искусственного интеллекта и о том, как остаться востребованным на рынке труда. Rusbase выделил главные тезисы его выступления.

1.

В течение следующих 10-20 лет человечество ждут перемены в нескольких областях:
  • Аддитивные технологии (3D-печать);
  • Биотехнологии (CRISPR и т.д.) и медицина;
  • Блокчейн;
  • Возобновляемые источники энергии и новая энергетика;
  • Сельское хозяйство (биотехнологии, робототехника, машинное обучение);
  • Транспорт.
2.

Компьютеры смогли обыграть людей в игры, которые требуют интуитивных действий и творческого мышления (шахматы, го, Dota2). То есть машины могут вырабатывать качества, которые считались сугубо человеческими.

«Яндекс» иллюстрирует прогресс в обучении машин через собственный пример: команда разработала нейросеть, генерирующую музыку в стилях разных композиторов. Нейросеть создала произведение в стиле Александра Скрябина, и его оценили эксперты по творчеству музыканта.

3.

Раньше машинам нужно было задавать алгоритмы действий, а теперь – нет. Они могут самообучаться каким-либо действиям и станут выполнять их лучше большинства людей. Например, в США для диагностики нескольких типов рака кожи стали использовать обученную нейросеть. Опытные дерматологи со стажем ошибаются гораздо чаще нее.

4.

Себрант считает, что программу можно обучить чему угодно, особенно автоматизированным процесссам, если заставить ее жить по тем правилам, по которым, например, живёт ребёнок, погружённый в новую языковую среду.

5.

Спикер также выдвигает гипотезу, объясняющую сопротивление людей идее того, что машины обучаются быстрее и лучше:
Гипотеза состоит в том, что у нас сильный встроенный антропоцентризм. Мы самая высокая ступень эволюции, а всякие машины ниже нас, они не могут превосходить нас в том, что касается мозгов, потому что именно мозги делают нас особенными. Но я спрашиваю: почему? Кто сказал, что мы венец творения? А может, мы – промежуточная стадия для создания машинного сверхинтеллекта?
6.

Андрей Себрант сформулировал основные правила выживания для человека после 2020 года:
  • Быть готовым учиться и переучиваться всю жизнь. Жизнь многих профессий станет короче жизни людей, а про самые интересные профессии мы ещё даже не догадываемся.
  • Лидировать в команде творческих людей и машин.
  • Уметь обучать алгоритмы, а не только людей.
  • Иметь смелость делегировать задачи машине, а не только людям. И иметь мудрость отличать, что кому делегировать.
7.

Напоследок Себрант рекомендует две книги: «Неизбежно» Кевина Келли и «Machine, Platform, Crowd» Эндрю Макафи и Эрика Брайнджолфсона, которая еще не переведена на русский. Первая — о том, куда движется человечество, вторая рассматривает развитие искусственного интеллекта с точки зрения экономики и бизнес-процессов.

 

Культурилла

Креатор
Регистрация
16 Дек 2017
Сообщения
132
Реакции
505
Девять навыков, которые нужно развивать каждому

Изменения, на которые раньше требовались столетия, сегодня происходят в течение десяти лет. А в следующие 20-30 лет для них достаточно будет нескольких дней или месяцев.

Будущее уже наступило, оно неотвратимо — хотим мы этого или нет, принимаем или нет. Роботы уже среди нас, и они выполняют значительную часть нашей работы. Наша задача — думать и трудиться так, чтобы они и дальше зависели от нас, а не наоборот.

Какие главные качества понадобятся человеку, чтобы быть успешным в ближайшем будущем:

1. Learn at the moment.
Учи то, что тебе необходимо именно сейчас.

Зачем изучать какой-то предмет или теории, если нет никакой уверенности в том, что они понадобятся завтра? Работа очень скоро перестанет быть местом, куда вы приходите и где остаетесь в течение многих лет. Вместо этого она станет местом, где вы получаете задачу, выполняете ее и переходите к следующей.

Это лишает возможности системной работы в течение многих лет в одной компании, но дает широкие возможности для того, чтобы использовать свои лучшие, самые сильные знания там, где они нужны. Работодатель, в свою очередь, собирает проектные команды на те задачи, которые у него есть сегодня или будут завтра.

В Facebook, в частности, каждую неделю набирают команду людей на конкретную задачу. На условиях постоянного трудоустройства в Facebook работает только 30% людей. Остальные — контрактеры. Это люди, которые приходят на определенный период (от одного месяца до нескольких лет), в зависимости от того, насколько сложный проект выполняют.

Не нужно изучать все, больше нет необходимости становиться экспертами во всем, ведь изменения происходят быстрее, чем мы успеваем разобраться в том или ином предмете. С каждым годом такие изменения будут происходить все быстрее. А это значит, что нам нужно выбирать то, в чем мы хотим развиваться, мы хотим знать, и работать именно с этим предметом, становиться в нем экспертами.

2. Personalization. Следующие 30 лет персонализация будет одной из ключевых тенденций.

Интеллект в общем понимании отходит с первого на второй план. Основным становится ситуативный (социальный) интеллект — способность понимать другого человека, способность слышать, взаимодействовать, коммуницировать. Это те вещи, которые нужно в себе развивать, раскрывать и чему нужно учиться в течение последующих лет.

3. Interpretation. Это способность мозга видеть один и тот же предмет с разных сторон, способность развивать в себе гибкость мозга.

Рост, вес, цвет волос, глаз — все это отходит на второй план. На первый и главный план выходит внутренняя красота человека. А это значит, что первое, с чем нам надо работать и о чем думать — это способность воспринимать себя, познавать себя, понимать себя. Кто мы, что нами движет, каковы наши истинные ценности? То есть путь в будущее — это путь к себе настоящему.

4. Accessibility. (Доступность)

Резюме уходят в историю. Ценны только те наши знания, которые нужны конкретному работодателю для конкретного проекта или задачи. Нужно быть активными и честными перед собой и другими относительно того, в чем вы являемся специалистами, что вам нравится делать и чему вы хотите посвящать свое время.

Зарплата как таковая в ближайшие 20-30 лет перестает быть деньгами, которые нам платят за нашу экспертизу, которую мы тратим в течение 8 рабочих часов, выполняя задания работодателя. Нам будут платить деньги за ценность, которую мы создаем, тратя свое время. То есть ценность того продукта или проекта, над которым мы работаем. Это и будет обмен денег работодателя на наши умения и наши навыки.

5. Embodyment. Наступила очень важна эра честности, искренности, ценностей и смыслов. Это все ищут и в этом видят главный навык или самое главное преимущество — как для работодателя, так и для работников.

Все меньше можно услышать громкие лозунги, и все больше спрашивают прямые неудобные вопросы о том, в чем смысл проекта, над которым работает та или иная компания, что он означает для человечества и т. д.?

6. Discoverability. Способность учиться становится более важной, чем знания как таковые. Критическое мышление и аналитические способности — это те навыки, которые сейчас очень востребованы. В них нуждаются, их ищут, и они будут основными еще около 20-30 лет.

7. Информационная грамотность. Вопросы адаптации в среде уже не стоит, стоит вопрос интеграции. Географические границы стираются очень быстро, на первый план выходят границы комьюнити — сообществ людей, объединенных каким-то заданием или целью.

Способность быстро интегрироваться в ту или иную среду — культурологически, языком, религиозно — является важным преимуществом, если мы его приобретем, если будем над ним работать.

8. Fixed vs Liquid. В следующие 20-30 лет преимущество будут иметь те люди, которые найдут в себе возможность и силы превратить свое сознание с фиксированного на гибкое. Чем гибче мы будем к новой информации, новым знаниям, к взгляду на себя нового, тем лучше будет для нас и тем быстрее мы интегрируемся в новую систему, новую реальность будущего.

Нестабильность — это новая стабильность. И чем быстрее мы это примем, тем успешнее будем.

9. Art. Креативность, способность создавать качества, продукты и смыслы — это преимущество, которое может привести вас в будущем к личному успеху.

Хорошая новость в том, что лучшие времена уже наступили: каждый из нас способен на все. Единственное ограничение, которое у нас может быть, — это ограничение у нас в голове.

 

Кабум

Креатор
Регистрация
17 Июн 2016
Сообщения
158
Реакции
578
Андрей Себрант: Как найти свое место в будущем мире умных устройств?

Быстро меняющиеся технологии, искусственный интеллект и умные вещи изменяют нашу жизнь прямо на глазах. Чтобы жить в этом мире комфортно и интересно, нужны навыки и привычки, которые придется вырабатывать самому.

Спикер: Андрей Себрант, директор по маркетингу сервисов «Яндекса».
 

songla

Креатор
Регистрация
14 Июн 2019
Сообщения
52
Реакции
208
Чему надо учиться уже сегодня, чтобы не остаться без работы в мире диджитала

Искусственный интеллект, интернет вещей, роботы и другие новые технологии изменили требования к компетенциям сотрудников и руководителей. Автоматизация и роботизация, с одной стороны, освобождают нас от рутины и позволяют переключиться на решение сложных и более творческих задач, с другой — повышают требования к людям. И многим, увы, навыков для работы в эпоху диджитал не хватает.

Но не все потеряно. Руководителям и бизнесу надо позаботиться о корпоративной среде и подходе к управлению, а сотрудникам — заняться самообразованием. Рассказываем, как это сделать.


Как изменится рынок труда в ближайшие годы

В России почти у 34 млн (а в мире — у 1,3 млрд) работающих специалистов навыки не соответствуют их задачам.

Безусловно, не стоит драматизировать: из-за автоматизации люди не останутся без работы. Да, значительная часть рабочих мест будет упразднена, но вместо них появятся новые: уже к 2022 году 75 млн рабочих мест исчезнет, но их заменят другие 133 млн. Около 65% профессий, которые станут популярны в 2030 году, еще не существует: например, специалиста по геоклиматическому инжинирингу, ветеринара для роботов, юриста по вопросам искусственного интеллекта. Проблема не в том, что людям будет негде работать, а в том, что новые профессии потребуют новых компетенций.

Чему надо учиться уже сейчас

Что же делать специалисту в эпоху digital? Чтобы оставаться конкурентоспособным, надо развивать надпрофессиональные навыки — те, что дадут возможность переходить из одной отрасли в другую. Составители «Атласа новых профессий» относят к их числу следующие:
  • экологическое мышление, то есть способность строить бизнес, ответственно настроенный по отношению к окружающей среде;
  • управление проектами и процессами;
  • умение определять сложные системы и работать с ними;
  • умение продуктивно общаться с коллективами, группами и отдельными людьми;
  • адаптивность, умение работать в условиях неопределенности;
  • навыки программирования, работы с ИИ, робототехникой;
  • креативность, поскольку творческого человека машиной не заменишь;
  • мультиязычность и мультикультурность, ведь в будущем все мы будем работать в международных командах;
  • межотраслевая коммуникация — понимание технологий, процессов, рынков на стыке отраслей;
  • клиентоориентированность, умение работать с запросами потребителя;
  • понимание процессов бережливого производства.
Как можно «прокачать» эти навыки — ведь многим из них не учат в школах и университетах? Достаточно большую работу специалистам придется проделать самостоятельно: читать литературу по бизнесу и саморазвитию, проходить онлайн-курсы, слушать тематические подкасты и вебинары. «Командные» навыки развиваются только в социуме.

Поэтому надо стараться максимально вовлекаться в общественную деятельность: участвовать в клубах по интересам, социальной работе, учиться вести дебаты и т. д.

Легкомысленно было бы возлагать всю ответственность за приобретение этих навыков исключительно на работников. Работодатели могут помочь в этом с помощью наставничества, корпоративных тренингов, конкурсов идей внутри компании, творческих проектов для сотрудников и др.

Источник:
 

amberlen

Креатор
Регистрация
21 Янв 2017
Сообщения
138
Реакции
587
«Монетизируйте эмоции». Советы футуролога, которые помогут вам не потерять бизнес

Сейчас, в постоянно меняющемся мире нужно всегда быть начеку и отслеживать тренды, которые могут «выстрелить» в течение ближайших лет. Такая внимательность и осведомленность позволят вам сохранить бизнес в будущем.

Кирилл Игнатьев, председатель совета директоров экосистемы «Русские инвестиции», футуролог, рассказывает о том, какие изменения нас ждут в будущем.


Семь лет я занимаюсь футурологическим проектом «Технический прогресс и экономика будущего». За это время наша команда провела 370 интервью с экспертами по всему миру.

Это исследование позволило нарисовать полную картину жизни в ближайшие 80 лет, где изменится, пожалуй, все: транспортная инфраструктура, модель потребительского поведения, спектр развлечений и многое другое — вплоть до корпоративного устройства.

Вот какие тренды будущего могу посоветовать применять уже сейчас, чтобы ваш бизнес не проигрывал в конкурентной борьбе.

Поощряйте креатив

Сегодня в себестоимости продукта лидирует маркетинг, но он цифровизируется, и завтра главной станет идея. Собирайте костяк компании из генераторов идей! Развивайте у ключевых сотрудников разных профессий умение мыслить самостоятельно и креативно! Повышайте скорость воплощения идеи в бизнес!

Самые ценные сотрудники — люди с системным и одновременно креативным мышлением.

Нанимайте самозанятых

Самозанятость будет главной формой труда. Не столько в юридическом смысле, сколько в фактическом.

Сейчас самозанятые — и бизнесмены, и ИП, и водители Uber. Все они капитализируют свое время, берут на себя риски и ответственность за собственное будущее. Мир тотально переходит на эту модель.

Не держите большой штат — научитесь работать с самозанятыми и аутсорсерами! Привлекайте для решения конкретной задачи лучших на рынке! Обременение штатом — простой способ проиграть в будущем.


Уже сейчас 47 процентов людей в мире — самозанятые, и с каждым годом их будет все больше. Этот тренд позитивно влияет на рынок труда в целом: компании могут получить быстрый доступ к лучшим кадрам, а сотрудники на аутсорсе — параллельно участвовать в самых разных проектах, не ограничивая себя стенами одной организации.

Используйте цифровое моделирование

Цифровые двойники бизнеса станут нормой для его развития. Для каждой корпорации будет правилом хорошего тона таким образом управлять персоналом, корпоративным климатом и профессиональными сообществами.

В целом цифровое моделирование дойдет до каждого человека: его организма, здоровья, стиля жизни и мышления. Через четверть века будет создан цифровой двойник человеческого мозга, который начнут использовать в здравоохранении, а значит, медицина значительно продвинется в лечении целого ряда заболеваний.

Он же будет востребован и так называемыми менеджерами стиля жизни, чьей зоной ответственности станет заказ индивидуализированного питания, организация отдыха, лечения, тренировок.

Пока это еще в будущем, используйте программы и возможности компьютеров для просчета сценариев развития бизнеса и продаж, моделей отношений внутри коллектива и с партнерами.

Принимайте новые модели поведения

Из интернета в реальный мир придут модели поведения и выбора продуктов. Если ваш офлайновый бизнес это не осознает, он начнет терять деньги, в первую очередь за счет молодых клиентов.

Интернет приучил покупателей к самостоятельному выбору, пользовательскому дизайну, кастомизации и готовым решениям.


Даже в консервативных бутиках Парижа продавцам теперь не рекомендуют навязчиво советовать молодым: последние воспринимают негативно то, что поколение аналоговой экономики считало качественным сервисом. Изучайте, как действуют цифровые персонажи!

Присмотритесь к эмоциям

Мир будущего будет построен на монетизации эмоций. Учитесь у детей! Это — потребители будущего, которые принимают и осваивают быстрее взрослых только самые удачные из цифровых технологий.

Дети — самые искренние и непосредственные потребители. Исследуйте их поведение и реакцию на новые продукты.

Навыки топ-блогера, дизайнера, художника и аниматора станут самыми важными для бизнеса будущего. Именно эти люди уже сейчас монетизируют эмоции лучше других, собирая лайки и улыбки, фолловеров и поклонников. Если вы выбираете дополнительное образование, подумайте про эти компетенции уже сейчас!

Стремитесь к цифровизации

Мир на основе Кодекса Наполеона постепенно уйдет в прошлое. Первый гражданский кодекс систематизировал бумажный мир, который теперь меняется на цифровой и неформальный.

Скоро уйдут из оборота бумажные деньги и многостраничные инструкции. Биржевые здания станут музеями, а ценные бумаги — они уже сейчас на 90 процентов электронные — уйдут в историю.

На смену этим понятиям и технологиям придут другие — например, бесконтактная система расчетов, привязанная к новым инструментам цифрового и постцифрового мира. Как следствие, значительно уменьшится коррупция и возрастет скорость взаимодействия между людьми.

В конечном итоге вместо системы юридических лиц бизнес будет строиться на смарт-контрактах — без образования компаний.


Предприниматели с помощью блокчейна будут фиксировать доли не в компании, а в продукте (от его продажи). Товары и услуги будут продаваться без наличных денег, а значит, вырученные суммы будут легко распределяться между совладельцами бренда.

Амбиции вышестоящего начальника станут большим «грехом». Поэтому мой совет: разделяйте бизнес на содержательную и сервисную часть, не давайте второй управлять первой, не ставьте формальности выше сути и результата!

Возьмите человека за основу

Человек будет жить в мире антропономики. Любой бизнес и технологии будут ближе к человеку. К середине следующего века люди осознают: антропономические ценности, будь то комфорт, продолжительность жизни, доступность развлечений — для них важнее всего.

Люди начнут переселяться на бывшие сельскохозяйственные земли и искусственные территории, в малоэтажное строительство, а высотное — признают вредным для здоровья.

Медицинские услуги, персональное питание, экология и ЗОЖ станут темой технологических проектов. Цифровое будущее принесет возможности понимать и превосходить человеческий мозг, корректировать психические состояния и продлевать жизнь.

Одновременно вырастет спрос на дизайн свободного времени, которого станет больше, видеоэкологию, арт и цифровой детокс. Сейчас самое время приступить к созданию «единорогов» — платформ в этой сфере.

Развивайте смешанные компетенции

На первый план выйдут экосистемы смешанных компетенций. Уже сейчас в нашей экосистеме нужны только те инженеры, у которых есть навыки дизайнера и маркетолога. Или дизайнеры с пониманием технолога и материаловеда.

Существующая сейчас система образования в целом противоречит системе смешанных компетенций и ценностей. И так — во всем мире!

Как гибкие навыки, так и базовые знания человек должен приобретать в совершенно иной экосистеме — в компаниях, на цифровых платформах. И вузы конкурируют не столько друг с другом, сколько с большим количеством фирм и организаций, где также приобретает знания в процессе работы.

Через 20-25 лет у нас появится поколение людей, которые овладели смешанными компетенциями прежде всего за счет самообразования на цифровых платформах в соответствии с индивидуальной траекторией развития.


Отсюда очевидно, что система образования с традиционными «узкими» факультетами несовременна. Скоро универсальных специалистов станет больше. Бизнес будет успешнее, если он сможет создавать открытые для доступа извне креативные экосистемы, сориентированные на конкретный результат.

Делайте людей счастливее

Время и счастье станут важнейшими ценностями. Подумайте, что вы делаете ради них? Где польза от вашего проекта для мира? Как создаваемая вами среда подстраивается под индивидуальное ощущение счастья каждого пользователя, организует и экономит время, в том числе и свободное.

Как достичь максимума
  • Делайте ставку на работу с самозанятыми и аутсорсерами. Это позволяет привлекать лучшие кадры на рынке.
  • Повышайте скорость воплощения идеи в бизнес: Самые ценные сотрудники — люди с системным и одновременно креативным мышлением.
  • Выбирайте образовательные курсы, где вы сможете прокачивать смешанные компетенции.
  • Используйте цифровых двойников для развития вашего бизнеса. Они уже становятся одним из главных инструментов аналитики и прогнозирования деятельности любой организации.
  • Создавайте компании-единороги, которые будут зарабатывать на антропонимических ценностях. За такими платформами — будущее!
Источник:
 

Генийратор

Креатор
Регистрация
2 Ноя 2020
Сообщения
37
Реакции
160
СЕБРАНТ: КОГО ВОЗЬМУТ В БУДУЩЕЕ? Образование, искусственный интеллект и дальнобойщики

Как искусственный интеллект повлияет на будущее образования и профессий, стоит ли Фейсбуку и Курсере бояться Fortnite, как художники находят общий язык с инженерами и где будет Яндекс через 5 лет. Смотрите в интервью с Андреем Себрантом - директором по стратегическому маркетингу Яндекса и, пожалуй, главным футурологом рунета.

ИИ и общество
00:43 Социальная сингулярность: как AI изменит общество?
07:39 Безусловный доход в России

Образование
09:38 Будущее образования
15:49 Образовательная платформа будущего: какая она?
17:39 Fortnite или Facebook?

Право выбора
23:20 Детское образование и право выбора
27:44 Наслаждаться жизнью или "пахать": кто выигрывает в долгосрочном плане?

Технари и художники
33:20 Как технарям и творческим людям находить общий язык?

Будущее Яндекса
36:21 Где будет Яндекс через 5 лет?
39:56 Когда на дорогах появятся беспилотные такси и фуры? Что ждет дальнобойщиков?
 

biwargo

Креатор
Регистрация
10 Июл 2017
Сообщения
130
Реакции
544
Сейчас вовсю в кругах технократических элит идёт дискуссия, каким будет Дивный Новый мир. Длящийся второй год Ковид убыстрил процесс перехода в него. Самые откровенные говорят, что нас ждёт разделение общества в пропорции 20:80. Первые 20% - это технократические работники, без которых экономика обойтись не сможет. Остальные 80% населения – балласт с т.з. элит. Максимум на что они могут рассчитывать – базовый доход, ремёсла и хэндмейд (как способ убить время), социальные рабочие места внутри своего контура.

И обнаружил, что два года назад, незадолго до начала Ковида, примерно те же пропорции Дивного Нового мира дал глава Сбера Герман Греф:
«Мы для себя прорисовали три компетенции, которые характеризуют «человека будущего». Первое - это человек, который обладает высокой степенью креативности. Второе - у этого человека хорошо развито системное мышление. Согласитесь, что найти человека очень креативного, с системным мышлением большая редкость. Из семи миллиардов человек шесть миллиардов будет отсеяно. И третья составляющая - это умение достигать результатов».
Отсев 6 млрд. человек из 7 млрд. – это 85% «балласта». А оставшиеся 15% работников, как думает Греф, и будут технократическим высшим классом (те, кого не заменит роботизация и автоматизация).

 

Una Tal

Креатор
Регистрация
23 Сен 2017
Сообщения
129
Реакции
532
Навыки будущего: что нужно знать и уметь в XXI веке

Прикладные навыки, вроде программирования, будут не важны в новом сложном мире. Об этом сообщают авторы доклада «Навыки будущего». Рассказываем, почему тысячи навыков станут бесполезными, и чему стоит учиться в XXI веке.

Знание и умение формируют навык

Чтобы сформировать навык, нужно получить знания и отработать их на практике. Знания — это информация, которую мы получаем и запоминаем для себя. Источников знаний много: книги, статьи, лекции, личное общение, советы наставника. Для примера возьмем вождение автомобиля. Изучение устройства машины, правил дорожного движения и теория вождения — это знания.

Применение знаний на практике, первый и еще не отработанный опыт — умение. Умением будет поездка на автомобиле по городу или учебной площадке. Это то, с чем мы получаем права, навык еще не сформирован.

Вот, например, бывший CEO пяти компаний Маргарет Хеффернан рассказывает, почему нужно меньше технических и больше человеческих навыков в непредсказуемом мире:

Навык сформируется, когда умение дойдет до автоматизма — мы научимся выполнять задачу одинаково хорошо, не теряя в качестве, вне зависимости от изменения внешних условий. Уверенное вождение независимо от погоды, аварийных ситуаций и других внешних факторов — это навык.

«Базовые навыки» — основа любой деятельности в новом мире

В 20 веке главной задачей массового образования было научить людей читать, писать и считать. Затем грамотные работники формировали навыки под конкретные профессии в техникумах, университетах и курсах. В то время профессиональные задачи почти не менялись. Достаточно было оттачивать несколько навыков, чтобы подниматься по карьерной лестнице — например, от рабочего до начальника цеха. К началу 21 века около 85% населения планеты владели базовой грамотностью, зато узких профессиональных навыков стало не хватать. Сложный мир требовал новые базовые и профессиональные навыки.

В каждой отрасли есть небольшое ядро распространенных навыков, которые применяют большинство работников. В центре этого ядра находятся «базовые навыки», например, умение читать, писать и считать. Такими навыками обладают все работающие люди независимо от сферы деятельности.

Авторы доклада выделили набор компетенций и «базовых навыков», которые будут востребованы в любой сфере деятельности человека.
  • Концентрация и управление вниманием. Помогают справляться с информационной перегрузкой и управлять сложной техникой.
  • Эмоциональная грамотность. Помогает сохранить себя и взаимодействовать с другими с помощью эмоций, эмпатии и сочувствия.
  • Цифровая грамотность. Помогает работать в цифровой среде, например, AR, VR. Авторы считают, что цифровая грамотность будет столь же востребована, как умение писать и читать.
  • Творчество, креативность. Помогает мыслить нестандартно, создавать новое в условиях автоматизации рутинной работы.
  • Экологическое мышление. Помогает понять связность мира, воспринимать свою деятельность в контексте всей экосистемы, поддерживать эволюционные процессы.
  • Кросскультурность. Помогает преодолеть разрыв поколений, понять другие культуры и субкультуры, найти с ними общий язык.
  • Способность к обучению/самообучению. Помогает учиться в течение всей жизни и самостоятельно осваивать навыки в быстро меняющимся мире.
Авторы «Навыков будущего» отмечают, что образование человека не должно ограничиваться «базовыми навыками». В 21 веке важно перейти от утилитарного индустриального образования к интегральной образовательной парадигме. Традиционная парадигма жестко выделяла образование из других сфер жизни, и охватывала только учащихся, чтобы подготовить их к будущей жизни. Новая парадигма непрерывна — она предполагает обучение для всех людей в течение всей жизни. Такая система образования ориентируется не только на передачу знаний и развитие навыков, но и поддержку становления человека как полноценного автора во всех сферах своей жизни.

«Длинный хвост» — навыки, которые будут тянуться за вами до конца жизни

Бесконечно расширять образовательные программы, включая в них всевозможные навыки и знания, опасно. Согласно исследованию «Навыки будущего» Московской школы управления «Сколково», большая часть навыков специалистов на «сложном» рабочем месте — уникальные узкоспециализированные навыки. Их используют один или несколько сотрудников в каждом предприятии или во всей отрасли. Сотни и даже тысячи специфических навыков, которые нужны для выполнения конкретных задач в конкретных условиях, создают «длинный хвост». Например, программист использует «базовые» и профессиональные навыки каждый день — общается с коллегами, читает инструкции, пишет код на языке программирования. Навык работы в фотошопе и HTML применяет два раза в год — они и сотня других навыков создают «длинный хвост». С усложнением мира такой «хвост» постоянно увеличивается — и это нормально.



В Московской школе управления «Сколково» провели скрининг профессиональных навыков 2 тыс. инженеров в 2014 году. Инженеры работали в ведущих компаниях авиации, судостроения, атомной промышленности, производства новых материалов. Исследователи просмотрели профили 400 сотрудников в LinkedIn по каждой категории. Инженеры разных специализаций указывали от 950 до 1500 навыков.

В результате исследования получилось, что большинство навыков — 80-90% по каждому из направлений встречается менее, чем у 1% инженеров. Из них около половины навыков абсолютно уникальны и встречаются только один раз за всю выборку. Только 30% навыков указали большинство инженеров.

Авторы доклада предлагают сосредоточиться на развитии «базовых навыков», дополняя их профессиональными. Выбирать образовательные программы, которые делают на них упор, а узкоспециализированные изучать самостоятельно.

Новая модель включает навыки развития личности

В современной управленческой теории навыки разделяют на «жесткие» (hard skills) и «гибкие» (soft skills). Hard skills помогают выполнять конкретные задачи с проверяемым измеримым результатом: вождение машины, программирование на Java или знание испанского языка. Soft skills помогают решать жизненные и профессиональные задачи с результатом, который трудно отследить и проверить. Например, общение с коллегами, управление временем или проектами. В большинстве образовательных программ делают упор на жесткие навыки. Гибкие их дополняют и придают дополнительные качества.

Авторы предлагают новую модель, состоящую из четырех уровней навыков.
  1. Контекстные/узкоспециализированные — навыки, которые развиваются и применяются в конкретном контексте. Например, программирование на языке Python или вождение автомобиля. Hard skills входят в эту категорию, но не ограничиваются.
  2. Кроссконтекстуальные — навыки, которые люди применяют в более широких сферах общественной или личной деятельности: чтение, тайм-менеджмент, навыки работы в команде.
  3. Метанавыки — режимы управления объектами в нашем разуме или физическом мире, близкие к теории Говарда Гарднера о «множественном интеллекте». Согласно теории, человек обладает несколькими независимыми способностями интеллекта. Способности раскрываются в решении особых задач разных сфер и дисциплин.
  4. «Экзистенциальные» — навыки, которые мы универсально применяем на протяжении всей жизни в различных жизненных контекстах личности. Например, сила воли — способность ставить цели их достигать, осознанность — самосознание и способность к саморефлексии, саморазвитие — способность учиться, разучиваться и переучиваться.
Авторы доклада собирают матрешку в другом порядке. В основе будут лежать «экзистенциальные» и метанавыки — они определяют характер человека и формируют способность управлять внутренним и внешним миром. Следующим слоем станут кроссконтекстные навыки, на которые опирается любая деятельность человека. На внешнем слое находятся контекстные навыки. Они будут меняться в зависимости от времени, задач и контекста. Чтобы справляться с вызовами нового мира, придется учиться всю жизнь.

Слои компетенций новой модели отражают разные жизненные циклы человека. Контекстные навыки, включая hard skills, можно приобрести за месяцы или несколько лет, но из-за меняющегося контекста они могут быстро устареть. Кроссконтекстные навыки устаревают дольше, но на их освоение понадобится больше времени.

Метанавыки и экзестенциальные навыки имеют самый долгий жизненный цикл. Обычно их приобретают в детстве, такие навыки редко меняются, но это возможно. Если перестроить экзестенциальные навыки целенаправленно, поменяются многие аспекты жизни. Поэтому психотерапия и духовые практики часто трансформируют людей даже в зрелом возрасте.

Запомнить
  • Навык — отработанное до автоматизма умение, которое основано на знаниях. Чтобы его сформировать, нужно учиться и практиковаться.
  • Развивайте «базовые» навыки. Они пригодятся в любом деле.
  • «Длинный хвост» навыков, которые вы редко используете, будет расти.
  • Не делайте упор в обучении на узкоспециализированные навыки, и не переживайте, если больше их не применяете.
  • Примерьте на себя новую модель навыков. Работайте над жесткими, гибкими и новыми навыками 21 века.
 
Сверху Снизу