Rokinrol
Модератор
- Регистрация
- 26 Ноя 2016
- Сообщения
- 307
- Реакции
- 1590
Цифровизация — уже обычное явление для промышленных компаний. Роботы заменили часть персонала на производстве, а алгоритмы потеснили менеджеров на рынке труда. Снижение стоимости технологий расширило спектр их применения.
Автоматизация уже не касается только промышленности, а работает в ритейле, HoReCa и других направлениях. Будут ли компании будущего избавлены от сотрудников и возможно ли уже сегодня управлять всеми процессами в одиночку? Рассказывает генеральный директор «РусХОЛТС» Александр Кузьмин.
Человечная промышленность
В 60–70-е годы прошлого века человечество переживало время «головокружения» от всемогущества технического прогресса. Тогда же и возникла идея производства, которое полностью исключало людей из процесса. Sci-fi в чистом виде и амбициозная задача одновременно. Роботы и компьютеры были редкой и дорогой вещью, но тем больше ценились их возможности.
В космос частные компании тогда не пускали, зато серьезными финансовыми ресурсами располагали автоконцерны. Вот тут-то и совпали желания, возможности и мотивация создать полностью автоматизированное производство.
Автопром в XX веке стал главным драйвером автоматизации и роботизации производства. Однако достичь 100% автоматизации не удалось ни концернам Fiat и Volkswagen в прошлом веке, ни Илону Маску сегодня.
Ритейл — технологически очень емкая отрасль. Сначала e-commerce изменил сам подход к процессу покупки товаров, изменив клиентский опыт миллионов людей раз и навсегда. Следом традиционный ритейл, не желая терять свои позиции, сделал все и даже больше, чтобы создать новый уровень взаимодействия с покупателями.
В ритейле востребованы логистика нового уровня, работа с большими данными, применение искусственного интеллекта, технологий AR и VR, автоматизация всех процессов — от работы склада до «умных» корзин и полок. Сотни стартапов разрабатывают технологии нового взаимодействия с покупателями, сочетая онлайн и офлайн-каналы.
Amazon настолько обкатал технологию работы «без кассиров», что объявил о том, что будет продавать свою технологию Just Walk Out другим торговым сетям.
В магазинах Amazon Go полностью автоматизирована технология продаж для клиента, покупателя, но со стороны ритейлера сотрудники нужны. Amazon не публикует данные о том, сколько человеческого труда требуется автоматизированному магазину, ссылаясь на развитые технологии «машинного зрения, алгоритмов глубинного обучения и сочетания сенсорных данных из разных источников».
Зато есть данные по Великобритании, где к 2018 году работало 50 тысяч терминалов кассового самообслуживания. Подсчеты экспертов VoucherCodesPro.co.uk показали, что через терминалы кассового самообслуживания воруются товары на сумму £3,2 млрд каждый год. В хотя бы одном эпизоде неучтенного проноса товаров мимо сканера признается каждый четвертый житель страны.
Неуживчивые роботы в HoReCa
HoReCa — еще одна емкая на технологии отрасль, которая имеет лидеров автоматизации в виде крупных производителей фастфуда. Главный успех лидеров заключается не в «уникальных рецептах обжарки куриных крыльев», а в том, как выстраиваются и стандартизируются все бизнес-процессы.
Чем больше простых операций, которые может выполнить человек почти без обучения, тем меньше ошибок. Логистика, приготовление блюд, контроль оборудования, стандарты работы — выверено все. И в большинстве случаев это контролируется автоматически.
Для сложных интеллектуальных операций присутствие человека останется необходимым, и силы автоматизации будут направлены на снижение влияния «человеческого фактора» на конечный результат. Вы удивитесь, но интеллектуальной операцией считается настройка кофемолки для автоматической кофемашины или жарка мяса.
С Flippy — первым роботом, который мог жарить котлеты, — случилась комичная история. Он проработал несколько дней, а потом был отправлен в «бессрочный отпуск за неуживчивый характер».
Робот задает ритм работы исходя из своих показателей, и вся остальная кухня вынуждена была приноравливаться к его темпу. В результате возник хаос на кухне. Получается, что даже в фастфуде, эффективность которого строится на упрощении и стандартизации операций по приготовлению блюд, робот не смог прижиться.
Компания взяла время на размышление и организацию производственного процесса роботов и людей.
На темпы автоматизации и роботизации отрасли серьезно влияет количество денег, которые находятся в ней, и уровень сложности и опасности работ для человека. В общепите деньги есть, но руководители бизнеса привыкли их хорошо считать, чтобы твердо стоять на земле.
АЗС для интроверта
Заправки — отрасль, которую сложно удивить автоматизацией. Магазины без кассиров появились три года назад, а полностью автоматическим АЗС уже несколько десятков лет. Даже в России ААЗС работают с 2001 года.
О формате заправок — без людей или с сотрудниками — специалисты спорят постоянно. Многое зависит от локации станции. Но до тех пор, пока люди будут передвигаться вдоль транспортных артерий, необходимость в заправках останется — будут меняться лишь виды услуг.
Автомобили, подключенные к интернету, будут активно влиять на цифровизацию заправок. В диком лесу или на пустой дороге смартфон — бесполезный кусок пластика, но привычки клиентов к определенному виду потребления формируют рынок.
Нефтяная отрасль стоит перед необходимостью переизобрести себя. Для сохранения эффективности нефтяные компании должны будут вложиться в свои магазины и кафе, сохранив привычный уровень цифровизации. Иначе пользователь, выйдя из машины, окажется в «сельпо». Так что технологичный ритейл и общепит с этой стороны получит полную поддержку.
Автоматизация российских компаний
Технологическая обеспеченность российских предприятий — сплошная боль. Для российских компаний проблема автоматизации стоит очень остро.
В 2018 году лишь у 14% заводов в России станки с ЧПУ составляли более 50% инсталлированного оборудования. Средний возраст мощностей в нефтепереработке — 19 лет, в металлургии — 17 лет, в химическом производстве — 14 лет. Это оптимистические подсчеты Росстата.
Лишь на 20% промышленных предприятий внедрены MES-системы (системы промышленной автоматизации). Существуют отдельные предприятия-лидеры, но они пока в меньшинстве.
В ритейле и HoReCa прорыв может осуществить одна компания или одна упертая личность. Интернет вещей для отдельно взятой отрасли — магазинов и кафе на заправках — построила одна компания, численность сотрудников которой составляет несколько сотен человек.
Как получить максимум
Мне сложно дать совет пригодный для всех, нужно ли автоматизировать именно вашу отрасль. Упертые миллиардеры вроде Безоса и Маска успешно штурмуют даже космические границы.
Если бы передо мной сейчас стояла задача создать реальный, настоящий, нужный для общества результат, я бы смотрел в сторону ритейла или HoReCa. Если есть соответствующий опыт и подготовка, то перспективной выглядит телемедицина.
Но, как показывает мой опыт работы в бизнесе, «окна возможностей» найдутся всегда и везде. Сделайте MVP и тестируйте идею. Только практика является критерием истины.
Автоматизация уже не касается только промышленности, а работает в ритейле, HoReCa и других направлениях. Будут ли компании будущего избавлены от сотрудников и возможно ли уже сегодня управлять всеми процессами в одиночку? Рассказывает генеральный директор «РусХОЛТС» Александр Кузьмин.
Человечная промышленность
В 60–70-е годы прошлого века человечество переживало время «головокружения» от всемогущества технического прогресса. Тогда же и возникла идея производства, которое полностью исключало людей из процесса. Sci-fi в чистом виде и амбициозная задача одновременно. Роботы и компьютеры были редкой и дорогой вещью, но тем больше ценились их возможности.
В космос частные компании тогда не пускали, зато серьезными финансовыми ресурсами располагали автоконцерны. Вот тут-то и совпали желания, возможности и мотивация создать полностью автоматизированное производство.
Автопром в XX веке стал главным драйвером автоматизации и роботизации производства. Однако достичь 100% автоматизации не удалось ни концернам Fiat и Volkswagen в прошлом веке, ни Илону Маску сегодня.
Беззащитный ритейлЦех финальной сборки Tesla автоматизирован на 50%, и эксперты считают, что чрезмерная автоматизация производства является причиной, не позволяющей компании быстро масштабировать свой бизнес.
Ритейл — технологически очень емкая отрасль. Сначала e-commerce изменил сам подход к процессу покупки товаров, изменив клиентский опыт миллионов людей раз и навсегда. Следом традиционный ритейл, не желая терять свои позиции, сделал все и даже больше, чтобы создать новый уровень взаимодействия с покупателями.
В ритейле востребованы логистика нового уровня, работа с большими данными, применение искусственного интеллекта, технологий AR и VR, автоматизация всех процессов — от работы склада до «умных» корзин и полок. Сотни стартапов разрабатывают технологии нового взаимодействия с покупателями, сочетая онлайн и офлайн-каналы.
Amazon настолько обкатал технологию работы «без кассиров», что объявил о том, что будет продавать свою технологию Just Walk Out другим торговым сетям.

В магазинах Amazon Go полностью автоматизирована технология продаж для клиента, покупателя, но со стороны ритейлера сотрудники нужны. Amazon не публикует данные о том, сколько человеческого труда требуется автоматизированному магазину, ссылаясь на развитые технологии «машинного зрения, алгоритмов глубинного обучения и сочетания сенсорных данных из разных источников».
Зато есть данные по Великобритании, где к 2018 году работало 50 тысяч терминалов кассового самообслуживания. Подсчеты экспертов VoucherCodesPro.co.uk показали, что через терминалы кассового самообслуживания воруются товары на сумму £3,2 млрд каждый год. В хотя бы одном эпизоде неучтенного проноса товаров мимо сканера признается каждый четвертый житель страны.
Полной автоматизации в этой сфере в ближайшее время ждать не приходится, но ритейл нуждается в таком количестве различных технологий, что тут открывается «голубой океан» работы. Эпидемия коронавируса показывает, насколько важны могут быть бесконтактные продажи и доставка в современном мире.Получается, чтобы вернуть терминалам самообслуживания их проектную эффективность, сетям нужно нарастить штат сотрудников, наблюдающих за работой машин!
Неуживчивые роботы в HoReCa
HoReCa — еще одна емкая на технологии отрасль, которая имеет лидеров автоматизации в виде крупных производителей фастфуда. Главный успех лидеров заключается не в «уникальных рецептах обжарки куриных крыльев», а в том, как выстраиваются и стандартизируются все бизнес-процессы.
Чем больше простых операций, которые может выполнить человек почти без обучения, тем меньше ошибок. Логистика, приготовление блюд, контроль оборудования, стандарты работы — выверено все. И в большинстве случаев это контролируется автоматически.
Для сложных интеллектуальных операций присутствие человека останется необходимым, и силы автоматизации будут направлены на снижение влияния «человеческого фактора» на конечный результат. Вы удивитесь, но интеллектуальной операцией считается настройка кофемолки для автоматической кофемашины или жарка мяса.
С Flippy — первым роботом, который мог жарить котлеты, — случилась комичная история. Он проработал несколько дней, а потом был отправлен в «бессрочный отпуск за неуживчивый характер».
Робот задает ритм работы исходя из своих показателей, и вся остальная кухня вынуждена была приноравливаться к его темпу. В результате возник хаос на кухне. Получается, что даже в фастфуде, эффективность которого строится на упрощении и стандартизации операций по приготовлению блюд, робот не смог прижиться.
Компания взяла время на размышление и организацию производственного процесса роботов и людей.
Полной автоматизации в сфере общепита в ближайшее время не будет. Слишком велико количество ручных операций, к которым проще и выгоднее (с точки зрения экономики) привлечь человека.

На темпы автоматизации и роботизации отрасли серьезно влияет количество денег, которые находятся в ней, и уровень сложности и опасности работ для человека. В общепите деньги есть, но руководители бизнеса привыкли их хорошо считать, чтобы твердо стоять на земле.
АЗС для интроверта
Заправки — отрасль, которую сложно удивить автоматизацией. Магазины без кассиров появились три года назад, а полностью автоматическим АЗС уже несколько десятков лет. Даже в России ААЗС работают с 2001 года.
О формате заправок — без людей или с сотрудниками — специалисты спорят постоянно. Многое зависит от локации станции. Но до тех пор, пока люди будут передвигаться вдоль транспортных артерий, необходимость в заправках останется — будут меняться лишь виды услуг.
Автомобили, подключенные к интернету, будут активно влиять на цифровизацию заправок. В диком лесу или на пустой дороге смартфон — бесполезный кусок пластика, но привычки клиентов к определенному виду потребления формируют рынок.
Нефтяная отрасль стоит перед необходимостью переизобрести себя. Для сохранения эффективности нефтяные компании должны будут вложиться в свои магазины и кафе, сохранив привычный уровень цифровизации. Иначе пользователь, выйдя из машины, окажется в «сельпо». Так что технологичный ритейл и общепит с этой стороны получит полную поддержку.
В многолюдных локациях на трассах экономически более обосновано создание многофункциональных дорожных комплексов, где много различных видов услуг, а основу составляет сервис гостеприимства, в котором на первом плане — контакт человека с человеком.Полностью автоматизированный вариант заправок уже существует и сейчас активно развивается технологически. Это перспективный вид бизнеса для удаленных и малодоступных мест.
Автоматизация российских компаний
Технологическая обеспеченность российских предприятий — сплошная боль. Для российских компаний проблема автоматизации стоит очень остро.
В 2018 году лишь у 14% заводов в России станки с ЧПУ составляли более 50% инсталлированного оборудования. Средний возраст мощностей в нефтепереработке — 19 лет, в металлургии — 17 лет, в химическом производстве — 14 лет. Это оптимистические подсчеты Росстата.
Лишь на 20% промышленных предприятий внедрены MES-системы (системы промышленной автоматизации). Существуют отдельные предприятия-лидеры, но они пока в меньшинстве.
На фоне промышленных предприятий технологическая обеспеченность российского ритейла находится на конкурентоспособном уровне по отношению к мировым лидерам. Создать технологию, которую можно воплотить в России и позже масштабировать до мирового уровня, — реальная задача.Построить высокотехнологичную производственную компанию в судостроении, нефтепереработке, химпромышленности — задача амбициозная. Но тут нужны государственные гарантии на длительный срок — инвестиции на 15–50 лет.
В ритейле и HoReCa прорыв может осуществить одна компания или одна упертая личность. Интернет вещей для отдельно взятой отрасли — магазинов и кафе на заправках — построила одна компания, численность сотрудников которой составляет несколько сотен человек.
Как получить максимум
Мне сложно дать совет пригодный для всех, нужно ли автоматизировать именно вашу отрасль. Упертые миллиардеры вроде Безоса и Маска успешно штурмуют даже космические границы.
Если бы передо мной сейчас стояла задача создать реальный, настоящий, нужный для общества результат, я бы смотрел в сторону ритейла или HoReCa. Если есть соответствующий опыт и подготовка, то перспективной выглядит телемедицина.
Но, как показывает мой опыт работы в бизнесе, «окна возможностей» найдутся всегда и везде. Сделайте MVP и тестируйте идею. Только практика является критерием истины.
Для просмотра скрытого содержимого вам нужно войти или зарегистрироваться.