Креативность. Поток и психология открытий и изобретений (Михай Чиксентмихайи) | Первый творческий форум ЦРТП

Креативность. Поток и психология открытий и изобретений (Михай Чиксентмихайи)

Suares

Креатор
Регистрация
13 Мар 2017
Сообщения
99
Реакции
413
kreativnost_mchiksent.jpg

Творческий человек - что в нем особенного? И почему творчество делает жизнь буквально каждого насыщеннее, счастливее? Талантливые художники, музыканты, писатели, ученые, лидеры крупнейших корпораций - судьбу 90 величайших людей XX столетия исследовал профессор Михай Чиксентмихайи.

Да, есть качество, без которого творчество невозможно никогда. Да, есть связь между креативностью и типом отношений в семье, школьными успехами, особым складом личности. Однако целый ворох расхожих стереотипов о том, что делает человека креативным и что стимулирует творческие порывы, оказался несостоятельным.

Исследование М.Чиксентмихайи остается самым глубоким научным трудом, посвященным креативности. Используя теорию потока, Михай Чиксентмихайи показывает, что такое креативный процесс и почему креативность столь необходима человеку.

Для всех, кто интересуется проблемами творчества. Для родителей, которые стремятся развить способности своего ребенка. Для каждого, кто пытается понять, как стать счастливым.

Отзывы и рецензии:
Поскольку психологией творчества я интересуюсь с юности, пройти мимо этой книги я, конечно, не могла. В целом написано очень толково, и возражать автору не приходится. Так, Чиксентмихайи описывает творчество (появление чего-то, что становится частью культуры) как результат взаимодействия трех элементов системы: 1) творческой личности, отличающейся рядом качеств (неутомимая любознательность, особый психический склад, сочетающий противоположные черты характера), 2) домена - области знания или искусства, обладающей собственной системой символов и правил, 3) поля - людей, работающих в том или ином домене и уже обладающих в нем весом и авторитетом. Из этой несложной модели следуют два практических вывода: во-первых, чтобы создать что-то действительно новое, в науке ли, в искусстве, нужно очень хорошо освоить традицию, опереться на предшественников и одновременно оттолкнуться от них. А во-вторых, коль скоро вхождение научного открытия в научный оборот или художественного произведения в культуру зависит от других людей - не следует пренебрегать самопиаром и налаживанием связей. Ну или пренебрегать - в надежде, что твое творчество каким-то чудом откроют и оценят потомки. Вообще Чиксентмихайи подчеркивает - и я склонна согласиться, - что признание творческой личности зависит по большей части от везения оказаться в нужное время в нужном месте. Тех, кого признали, автор и считает творцами с большой буквы и в полном смысле слова. Те же, кому не повезло, могут наслаждаться личной креативностью, творчески подходя к обычной жизни. Последнее - и тут я категорически согласна с автором - очень здорово повышает ощущение счастья.
Что не понравилось: книга откровенно западоцентрична, хотя автор утверждает, что его выводы одинаковы применимы ко всем расам, культурам и национальностям. Понятно, что исследователю легче и проще общаться с представителями своей культуры (а в основе книги лежат интервью с творческими людьми), но... Создалось ощущение, что за пределами США и Западной Европы практически как за МКАДом - жизни нет. Россия упомянута раз пять, из них три раза - в контексте "Сталин, Лубянка, концлагеря". Индия - пару раз, в связи с одним из персонажей книги, ученым индийского происхождения. Африка и Япония - по разу, мимоходом. Китаю и Латинской Америке, кажется, вообще не нашлось места на карте мира... Из пяти взятых в качестве примера представителей домена слова - поэтов и писателей - я до сего дня не слышала ни про одного! Марк Стрэнд, Хильда Домин, Энтони Хект, Мадлен Л'Энгл, Ричард Штерн - интересно, многим ли лайвлибовцам знакомы эти фамилии? На полезность книги западоцентричность, конечно, не влияет, но таки оставляет осадочек. Меня лично царапнули ремарки про "Темные века" и "гнет церковников".
Что позабавило: последний раздел написан в форме практических советов желающим повысить свою личную креативность, и - вот сюрприз - книга разом теряет солидность и становится похожа на глянцевый журнальчик про психологию. "Придумайте способ выразить то, что вызывает отклик в вашей душе". "Чаще делайте то, что вам очень нравится, и реже - то, что терпеть не можете". "Поработайте с расписанием дня". Ага, ага...)
Ну и последнее соображение, относящееся не столько к "Креативности", сколько к литературе о всяком саморазвитии в целом. Тема эта очень модная, книг выходит много - и чем больше их, тем больше мне кажется, что мы находимся в ситуации культурной оккупации. Буквально смотрим в рот западным учителям жизни, и от восторга перед каким-нибудь там Кови уже прямо-таки тошнит. Из отечественных авторов на слуху, пожалуй, один Глеб Архангельский, да и тот, говорят, больше интерпретатор чужих идей, чем изобретатель своих. А жаль. С гораздо большим удовольствием я бы почитала русских авторов, самостоятельно разрабатывающих теории творчества. Верю, что они есть - осталось только их найти и популяризовать. :)
FrauGilitrutt
Научный труд, по другому не скажешь. Без лишних слов все точно и по делу. Книга не про креативность из серии «для художников» или «для писателей», а именно общее понятие креативности из чего она складывается, и что к этому ведёт. Не большой спам. В книге описаны пути творческой деятельности 91 респондента, это учёный, писатели, художники, бизнесмены. Люди имеющий высоки награды в обществе, такие как нобелевские лауреаты, то есть люди, у которых стоит учиться. Для меня эта книга вошла в личный топ-книг по саморазвитию. Она вся исписана карандашом и в множестве закладок. Единственное, что огорчает, она в мягком переплёте, то и дело боишься, что «друг» переломается в руках.
Кожух Алёна
Большая философская книга о творчестве, как процессе и смысле. Структурированное эссе о тех, кто выбрал путь создания нового. Не рецепты, не советы, не заповеди! Хотя Чиксентмихайи в конце и приводит список полезных действий, повышающих креативность
Медитативный стиль изложения настраивает на размеренный лад. Быстро и «по главным мыслям» почитать не получится. Но такой задачи автором нашумевшего «Потока и не ставилось». Предполагается рассказ о счастье творчества. Причем через глубокое погружение в интересные факты жизни десятков проинтервьюированных Чиксентмихайном знаменитостей.
Уровень проработки темы удивляет. Чтобы прийти к выводам об истоках креативности в человеческой культуре, автор провел около 90 углубленных интервью. Это беседы с известными спортсменами, консультантами, учеными, художниками. Большая часть не будет знакома отечественному читателю. Но и несколько громких имен вы найдете. В том числе и тех гуру, что не снизошли до общения в силу высокой занятости)
Отмечу, что автор не сводит все к рассуждениям о «Творца» (как сделал бы непременно отечественный исследователь). Достаточно детально рассматриваются понятия «Домен» (сфера знаний) и «Поле» (круг влияния). На многочисленных исторических примерах Чиксентмихайн рассматривает влияние этих двух элементов на судьбу тех или иных креативных персон.
Если свернуть посыл книги до одной фразы, то «Креативность» - это книга о счастье в творчестве. Это определяет и смысл ее чтения и круг целевых читателей.
Царев Александр
Объемная книга, из которой каждый может вынести что-то для себя. Под креативностью автор подразумевает не только движущую силу людей творческих профессий, а процесс, помогающий добиться результатов в любой деятельности, получая от этого радость и постоянно совершенствуясь. На примере многих опрошенных автор выделяет характерные стадии творческого процесса и методы повышения личной креативности.
Лаврентьева Алёна
 

hizer

Креатор
Регистрация
24 Ноя 2016
Сообщения
124
Реакции
548
Креативность: что творится в голове у новаторов

Профессор психологии Михай Чиксентмихайи в течение 30 лет проводил исследование креативности, призванное раскрыть ее суть и познать те процессы, которые способствуют рождению чего-то нового.

Где живет креатив?

Люди говорят о креативности везде: в бизнесе, в образовании и даже в политике. Креативность сейчас воспринимается как важное преимущество на рынке и в целом как неотъемлемая часть рекламных бизнес-процессов. Брендам нужны все более интересные, изощренные решения. По мнению Чиксентмихайи, креативность — это не дар, а комплекс взаимосвязанных процессов и событий. Эта книга — дверь в мастерские художников, лаборатории ученых и кабинеты лидеров крупных корпораций. Ее можно назвать ключом к пониманию феномена креативности и познанию собственных творческих процессов.

Кто автор?

Михай Чиксентмихайи — профессор психологии, известный по своим исследованиям тем счастья и креативности, автор бестселлера «Поток».
Поток, согласно Чиксентмихайи, — это состояние человека, в котором он чувствует себя наиболее счастливым, когда полностью вовлечен в то, что делает, испытывая при этом ощущение свободы, радости и полного удовлетворения. Тему потокового состояния он раскрывает в своей книге «Креативность».

О чем книга?

На страницах книги вы не найдете красочных палочек-считалочек или интересных задачек, призванных развить креативное мышление. Книга представляет собой результат 30-летнего исследования Чиксентмихайи, в котором приняли участие 90 креативных людей ХХ века: художники, музыканты, писатели, ученые и лидеры крупных корпораций. Каждый участник был проинтервьюирован. В анкете были вопросы о креативном процессе, трудностях и препятствиях в работе, личной и общественной жизни. Не каждый рискнет приступить к такой, на первый взгляд, не поддающейся исследованию теме. Но Чиксентмихайи, благодаря нескольким десятилетиям упорной работы, удалось систематизировать и разложить по полочкам творческий процесс. В этом и состоит уникальность этой книги, которая способна кардинально изменить привычное представление о креативности.

Что такое креативность?

Это результат работы системы, в которую входят три составляющие:
  • Культура, содержащая символические правила;
  • Человек, который привносит нечто новое в домен символов;
  • Поле экспертов, которые распознают новую идею и признают ее.
Креативность — это культурный эквивалент биологической эволюции. Разница между ними в том, что у культурной эволюции нет механизмов передачи информации следующим поколениям. Знание о пользе огня, колеса или атомной энергии не встроено в нервную систему младенца, поэтому каждому из нас приходится изучать все заново. Аналогом генов в процессе биологической эволюции являются мемы или единицы информации, которые мы должны усвоить, чтобы культура продолжила свое существование. Творческий же человек изменяет эти мемы. Если достаточное количество экспертов сочтет эти изменения благом, они станут частью культуры.

Для того, чтобы совершить какое-то открытие, креативному человеку нужно изучить максимум информации, которая уже есть в домене культуры. Домен — это область деятельности человека, например, музыка, живопись, бизнес или наука. Прежде чем написать свои великие симфонии, Бах изучил нотную грамоту и произведения других композиторов.

Вот что говорит о креативном процессе изобретатель Джейкоб Рабиноу:
Нужно много думать о том, что вас вдохновляет, иметь много идей, много работать и погружаться в процесс. Вам также нужно уметь сразу отбрасывать негодные идеи, даже не произнеся их вслух. У вас рождается куча идей, а вы их выбрасываете, говоря себе: «это мусор». А когда приходит хорошая идея, вы говорите: «Ага, тут может быть интересно, пожалуй, повожусь с этим подольше. Нельзя придумать только хорошее и полезное. Нельзя сразу писать великие симфонии. По-настоящему креативный человек имеет хорошую подготовку:
  • Он владеет всем огромным объемом знаний в данной области;
  • Стремится сочетать идеи, потому что ему нравится изобретать новое;
  • Способен оценить идею и решить, стоит ее развивать или нет
Понятия — по полочкам

Один из предрассудков нашего времени заключается в том, что человек, который отличается необычным поведением, непременно креативен. В рекламных кампаниях отделы, разрабатывающие и выпускающие рекламу, называют креативными, а их сотрудников креативщиками. Да, среди искусных рекламистов немало мастеров своего дела, однако встречаются они не чаще, чем креативные бухгалтеры, креативные техники или креативные библиотекари, работающие в той же компании. В этом смысле все эти люди могут считаться «блестящими».

Блестящий человек демонстрирует нестандартное мышление, интересен в общении и стимулирует мыслительный процесс у собеседников, то есть очень умный человек. Творческим человеком можно назвать блестящего собеседника, обладателя разнообразных интересов, человека живой мысли. Если этот человек не делает какого-либо важного вклада в той или иной области, я не могу назвать его креативным.

Человек с личной креативностью новым и оригинальным образом воспринимает мир, глубоко судит о происходящем, может совершать важные открытия, о которых знает он один. Подробная форма креативности отличается субъективным характером.

Креативный человек изменяет какой-то важный аспект в нашей культуре. Его достижение, безусловно, является всеобщим достоянием.

Не судьба тебе считаться креативным

Но не все зависит только от идей и гениальности самого человека. Третий аспект креативности — поле экспертов, которое играет решающую роль. Когда команда Чиксентмихайи спрашивала своих респондентов, в чем кроется секрет их успеха, одним из наиболее частых ответов был ответ «мне повезло». Универсальное объяснение — человек оказался в нужном месте в нужное время.

Успешный художник, работы которого украшают лучшие музеи мира, с горечью признался, что художников его уровня была целая уйма, однако они остались безызвестными. А разница между ним и его безымянными коллегами в том, что он познакомился на одной вечеринке с галеристом, который стал продвигать его работы.

Несмотря на то, что многие идеи так и ушли вместе с их создателями, не увидев свет, они могут стать актуальными через какое-то время, когда культура будет нуждаться в них. Да, кто-то становится знаменитым при жизни, кто-то после смерти, а кто-то вовсе не становится. Чтобы выжить, культура должна отбросить подавляющее большинство новых идей, созданных ее носителями. Культура консервативна, и не без причины. Ни одна культура не смогла бы усвоить все новые идеи, возникающие у людей, — если бы она это сделала, то превратилась бы в хаос. Поэтому креативным людям так важно находиться рядом с экспертами, которые смогут оценить их работу. Физик Джон Уилер говорит об этом со своей обычной прямотой:
Если не будешь толкаться среди людей, очень быстро вылетишь прочь. Я всегда говорю так: нельзя стать кем-то, если рядом нет кого-то еще.
Творческий процесс

Считается, что творческий процесс состоит из пяти этапов:

1. Подготовка. Сознательное или бессознательное погружение в проблематичные ситуации, которые представляют интерес, пробуждают творческое начало.

2. Период вынашивания, во время которого идеи крутятся на периферии сознания. Это как раз тот этап, когда начинают возникать необыкновенные связи между фактами. Изучая вопрос сознательно, мы обрабатываем проблемы линейным образом: книгу за книгой, статью за статьей. Когда идеи объединяются друг с другом самостоятельно, никто не может заставить их ходить строем, могут возникнуть самые неожиданные комбинации.

3. Инсайт. Именно тот момент, когда мы говорим: «Ага!». Кусочки головоломки сложились в единое целое.

4. Оценка. Именно в этот момент мы решаем, имеет ли наш инсайт какую-либо ценность, стоит ли дальше работать над ним. Как правило, этот этап для человека самый сложный, потому что бывает сложно отказаться от какой-то своей идеи. Или наоборот, мы отказались от идеи, потому что некому было нас вовремя поддержать и убедить в перспективности наших задумок.

5. Оттачивание. Этот этап требует больше всего времени, как раз на него приходится основная часть работы. Именно это имел в виду Эдиссон, когда говорил, что творчество — это всего лишь 1%, остальные 99% — пот.

На самом деле, этот процесс выглядит совсем не так. Уже на этапе оттачивания человек может заметить совершенно новую закономерность, которая сильно отличается от идеи, которую он уже почти оформил. Творческий процесс начинает напоминать клубок с нитками, который неизвестно когда развяжется. Важно понимать одно: из своего творческого процесса нужно вытащить и развить до воспринимаемого вида хотя бы одну идею.

Трудись, только не перетрудись

Почти 100% респондентов, которые приняли участие в исследовании Чиксентмихайи, сами определяют свой ритм жизни. Они контролируют свою энергию сами, не полагаясь на календарь, часы или навязанное им расписание. Когда нужно, они фокусируют свои силы словно лазерный луч; когда не нужно, переходят в режим подзарядки. Для успешной работы важно чередовать периоды активности и безделья.

Физик Фримен Дайсон полгода работал до седьмого пота и полного изнеможения над доказательством своей теории. Через шесть месяцев он отправился в отпуск, где несколько недель бездельничал и наслаждался пейзажами. Когда он сел в автобус обратно, то внезапно у него в голове сформировалась кристально чистая схема своей теории.

Для примера можно взять Архимеда, который, находясь в ванне, воскликнул: «Эврика!», Ньютона, которому упало на голову яблоко, Менделеева, которому приснилась таблица. Многие музыканты и художники вскакивают посреди ночи и начинают писать.

Творческим людям необходимо лениться. Это не значит, что нужно лежать на диване днями напролет и ждать, когда придет вдохновение. Для того, чтобы эврика стукнула вас, нужно хорошенько потрудиться и «загрузить» в свою голову достаточное количество информации. Этот процесс объясняет модель ментальной обработки информации, в которой акцент делается на случайном комбинировании идей. На получение нужной комбинации может уходить от нескольких часов до нескольких лет. То, что креативные люди называют творческим кризисом, является либо недостатком информации, которую обработал их мозг, либо свидетельством процесса обработки, который должен рано или поздно завершиться.

Чем похожи творческие люди

Творческие люди многим друг от друга отличаются, но есть одна вещь, которая делает их близнецами. Все они любят свое дело. Ими движет не стремление обрести славу или сделать большие деньги; скорее, их ведет возможность делать то, что им действительно нравится. Прозаик Нагиб Махфуз говорит об этом:
Моя работа нравится мне больше, чем плоды, которые она приносит. Я предан ей независимо от того, что за этим последует.
Источник:
 

Кабум

Креатор
Регистрация
17 Июн 2016
Сообщения
133
Реакции
521
Креативность

До обращения к теме креативности, психолог Чиксентмихайи написал выдающуюся книгу под названием «Поток» . Основная идея работы заключается в том, что попытки гнаться за счастьем как таковым являются ошибочными. Вместо этого мы должны признавать те моменты, когда мы являемся поистине счастливыми, понимать, что мы делаем, когда мы чувствуем себя сильными и «настоящими», и совершать как можно больше таких поступков. Нужно создать поток поступков, которые мы совершаем ради получения элементарного удовольствия или интеллектуального удовлетворения, а не каких-то вознаграждений извне.

К примеру, вы хотите выиграть партию в шахматы, но вы играете в эту игру, потому что она бросает вызов вашему мышлению в целом. А может, вы хотите стать хорошим танцором, но именно обучение танцу и сам танец будут вашей главной наградой.

Чиксентмихайи взял эти идеи и применил их к вопросу о том, как некоторые люди становятся истинно креативными личностями. Как он сам говорил, его интересовала креативность не «с маленькой буквы «к», встречающаяся при приготовлении торта, выборе новых занавесок или в богатой фантазии ребенка, а способная изменить целую «отрасль» или сферу человеческих достижений. Поистине творческие люди наделены способностью изменять фундаментальные основы того, как мы смотрим, понимаем, оцениваем или делаем те Или иные вещи, независимо от того, идет ли речь об изобретении новой машины или написании песен. И Чиксентмихайи хотел разобраться, что же делает их настолько особенными.

Его книга «Креативность: Поток и психология открытий и изобретений» стала кульминацией тридцатилетних исследований в этой области. Существует целая индустрия, занимающаяся выпуском книг и проведением семинаров на тему, как стать более креативным, однако все они носят достаточно поверхностный характер. Книга Чиксентмихайи являет собой пример серьезного подхода и обоснования всей сложности вопроса, связанного с творческими людьми и процессами.

Исследование креативности


В самом начале своей книги Чиксентмихайи приводит информацию, на основании которой были проведены первые систематические исследования, посвященные творческим людям. Сюда было включено 91 интервью с людьми, чья деятельность оказала влияние на отрасль, в которой они работали, будь то искусство, бизнес, юриспруденция, управленческая деятельность, медицина или наука (среди ученых насчитывалось четырнадцать Нобелевских лауреатов). Это были: философ Мортимер Дж. Адлер, физик Джон Бардин, экономист Кеннет Боулдинг, математик Маргарет Батлер, астрофизик Субраманьян Чандрасекар, биолог Барри Коммонер, историк Натали Дэвис, поэт Дьёрд Фалуди, писательница Надин Гордимер, палеонтолог Стивен Джей Гулд, экономист Хейзел Хендерсон, актриса Эллен Лэнион, зоолог Эрнст Майр, психолог Бренда Милнер, химик Илья Пригожин, банкир Джон Рид, биолог Джон Салк, музыкант Рави Шанкар, педиатр Бенджамин Спок и дизайнер по керамике Ева Зейсел.

Книгу «Креативность» стоит прочитать уже только ради этих людей, добившихся грандиозных достижений в своей отрасли. Многие из них получили всемирную известность.

Практически всем участникам исследования было уже более 60 лет, благодаря чему Чиксентмихайи получил прекрасный шанс для изучения уже состоявшейся карьеры и раскрытия секретов зрелого творческого успеха.

Креативность в контексте


Чиксентмихайи утверждает, что привычное мнение о том, будто творческие люди рождают гениальные мысли, совершают открытия, выполняют работу или при думывают новые изобретения в полной изоляции ото всех, является ошибочным. Креативность является результатом комплексного взаимодействия человека с окружающей средой или культурой и во многом зависит от момента времени.

К примеру, если бы великие мастера эпохи Ренессанса, такие, как Гиберти или Микеланджело, родились на пятьдесят лет раньше, культура артистического покровительства еще не набрала ту силу, которая была бы достаточной для поддержания и формирования их великих достижений. Или возьмите, например, астрономов, чьи открытия были бы невозможны без разработанных на протяжении нескольких веков точнейших телескопов и постоянно расширяющихся знаний о вселенной, доступных для них сегодня.

Чиксентмихайи подчеркивает, что мы должны уделять такое же пристальное внимание развитию отрасли, какое мы уделяем людям, работающим в ней, потому что только это может четко объяснить нам то, как совершаются открытия. Люди являются лишь «звеном в цени, стадией в процессе», отмечает автор. Действительно ли Эйнштейн «изобрел» теорию относительности? Принадлежит ли «изобретение» электричества Эдисону? Это равносильно тому, что одна искра несет ответственность за пожар, хотя в нем задействовано и большое количество других элементов.

Продукты креативности так же нуждаются в благодарной аудитории, способной оценить их по заслугам. Изобретение испаряется в воздухе, если не находит своего признания у окружающих. «Мемы», или поведенческие стереотипы, такие, как язык, традиции, законы, песни, теории и ценности, являются своего рода генами культуры. Если мемы сильны, они выживают, в противном случае они исчезают в процессе эволюции. Креативные люди стремятся создавать новые мемы, которые окажут влияние на их культуру. Чем величественнее создатель, тем дольше и глубже будет влияние его мемов.

Для начала полюбите свою работу

Креативные прорывы никогда не падают с неба. Они практически всегда являются плодом долгих лет усердной работы и пристального внимания к чему-то. Многие креативные открытия свершаются по воле случая, особенно те, что связаны со сферой науки, однако нередко «счастливый случай» наступает после нескольких лет кропотливой работы.

Чиксентмихайи приводит в пример астронома Веру Рубин, которая обнаружила, что звезды в некоторых галактиках не всегда вращаются в одном и том же направлении: одни кружат по часовой стрелке, а другие — против нее. Она никогда бы не смогла сделать подобного открытия, если бы не получила доступ к новому виду более точного спектрального анализа, который ей предоставили за уже известный всему миру существенный вклад в науку. Рубин вовсе не задумывалась о новом крупном открытии, скорее, оно стало результатом ее неустанного наблюдения за звездами и любви к тому, чем она занимается. Она ставила перед собой задачу записать данные, но именно ее приверженность делу открыла перед ней двери к удивительному открытию. По-настоящему креативные люди работают ради самой работы, бонусом за которую является возможность свершения общественно важных открытий или получение известности. Что их действительно вдохновляет — больше, чем все возможные награды, вместе взятые, — так это желание отыскать и создать порядок там, где его не было ранее.

Чтобы стать творцом, необходимо сначала стать мастером

Самой распространенной характерной чертой креативных людей принято считать их неприятие существующих норм, догм и традиций. Это создает неправильное представление о творческих личностях, поскольку каждый, кто способен внести в жизнь реальные изменения, должен для начала досконально изучить область, в которой он трудится, другими словами, впитать в себя и отточить имеющиеся знания и навыки. И лишь позже, став профессионалом своего дела, человек может привнести в него креативную нотку, поскольку свод «правил» любой отрасли всегда оставляет место для нарушения и изменения устоев ради создания чего-то нового. В двух словах: чтобы сделать что-то новое, ты должен для начала уметь хорошо делать старые вещи.

Общие положения о креативности

❖ Идея об измученном креативном человеке на деле является вымыслом. Большинство из участников исследования Чиксентмихайи были очень довольны жизнью и собственными творческими достижениями.

❖ Успешным творческим людям присущи две основные черты: любопытство и драйв. Они безоговорочно увлечены своей работой, и даже если окружающие люди будут умнее их, яростное стремле-ние к достижениям всегда будет выступать как решающий фактор.

❖ Творческие личности всегда доверяют своей интуиции, выискивая возможности там, где другие теряются, а также могут установить взаимосвязь между отдельными областями знаний.

❖ Креативных людей всегда считают высокомерными, однако это обуславливается лишь их желанием уделить как можно больше времени своей любимой работе.

❖ Хотя креативные люди могут быть креативными везде, они стремятся туда, где смогут с большей легкостью удовлетворить свои интересы, встретить людей, настроенных с ними на одну волну, и где их работа будет оценена по достоинству.

❖ Красивая и вдохновляющая обстановка больше поможет людям раскрыть в себе свой творческий потенциал, чем это сделает любой семинар на тему «креативности».

❖ Обучение в школе не оказывает особого влияния на большинство из известных творческих личностей, даже в университете они могут добиваться вполне посредственных результатов. Многие люди, признанные впоследствии гениями, были ничем не примечательны в детском возрасте; что в них всегда присутствовало больше, чем в остальных, так это любопытство.

❖ Множество творческих личностей были либо сиротами, либо поддерживали слабый контакт со своими отцами. С другой стороны, у них всегда были чрезмерно заботливые и любящие матери, ожидающие многого от своих чад.

❖ Большинство попадало под одну или две семейные категории: одни жили в бедных и малоимущих семьях, однако их родители все равно подталкивали их к достижениям в области образования и карьеры, другие, напротив, росли в интеллектуальных семьях исследователей, профессоров, писателей, музыкантов и так далее. Всего лишь 10% из них принадлежало к среднему классу. Вывод: чтобы стать сильным и творческим взрослым человеком, лучше всего расти в семье, где ценятся интеллектуальные достижения, а не комфорт средней прослойки.

❖ Творческие личности являются одновременно скромными и гордыми, отдающими всего себя отрасли, в которой они работают, и достижениям, которых они могут добиться. К тому же они всегда уверены в том, что они способны привнести значительный вклад и оставить после себя след в этом мире.

❖ Существование односторонней «творческой личности» является вымыслом. Всем креативным людям присуща комплексность — они «стремятся вобрать в себя весь спектр человеческих возможностей».

Заключительные комментарии

Чиксентмихайи утверждает, что было бы слишком просто рассматривать всех креативных людей как привилегированную элиту. Скорее, их жизнь является посланием о том, что каждый из нас должен найти для себя работу, которая будет удовлетворять нашим желаниям и которую мы будем любить. Как он сам отмечает, большинство людей, принявших участие в его исследовании, не были родом из привилегированной среды, но под нажимом своей семьи или перед лицом экономического давления должны были сражаться за то, чтобы заниматься любимым делом. Некоторые респонденты считали, что их самым великим достижением было построение собственной жизни или карьеры без оглядки на общественные ожидания.

Почему мы должны с заботой относиться к креа-тивности? Работа Чиксентмихайи, посвященная исследованию потока, доказала, что творческий прорыв происходит только тогда, когда люди увлечены идеей «создания или открытия чего-то нового». Мы переживаем самые счастливые моменты, когда мы творим, потому что мы теряем ощущение самого себя и понимаем, что являемся частью чего-то большего. На самом деле мы запрограммированы на то, чтобы получать удовольствие и удовлетворение от новых открытий и креативности, поскольку, как утверждает Чиксентмихайи, это помогает нам выжить как виду. Новые идеи необходимы как никогда, если наша планета хочет продолжить свое существование, и самые лучшие из них будут рождаться в умах поистине креативных личностей.

 
Сверху Снизу