Конец традиционной семьи | Страница 3 | Первый творческий форум ЦРТП

Una Tal

Креатор
Регистрация
23 Сен 2017
Сообщения
129
Реакции
534
Социолог Анна Шадрина о непопулярности брака

О незамужних москвичках


— Анна, сколько сегодня в Москве незамужних женщин?

— Согласно переписи 2010 года, в Москве живут почти 5,5 миллиона женщин старше 16 лет. Из них в зарегистрированном или незарегистрированном браке — около 2,5 миллиона. Мужчин в Москве, по статистике, 4,5 миллиона, из них 2,5 миллиона — в браке. То есть соотношение людей брачного возраста, которые состоят и не состоят в браке, примерно равное. При этом, по данным ООН, статистика разводов в России — одна из самых высоких в мире. Нам кажется, что сегодня разводов становится больше, но это не совсем так. Количество разводов и в советское время было довольно высоким.

— А что людей не устраивает в семейной жизни?

— Как считают эксперты, в нашей части света у женщин всегда была очень высокая нагрузка. Советские женщины работали за пределами семьи со времён Октябрьской революции, в то время как на Западе доступ к оплачиваемому труду женщины получили только в 60-е годы. Но советская идеология всегда отстраняла мужчин от домашней нагрузки, что часто заканчивалось разочарованием женщин в браке.

— Мне казалось, что люди разводятся, потому что чувствуют, что больше не любят друг друга. Не так?

— Наверное, да. С одной стороны, в фильмах и литературе существует культ романтической любви, который нам обещает, что с появлением «второй половинки» мы разрешим все наши сложности и будем спасены. С другой — способ организации частной жизни, который воображается как самый ценный, часто является спасением для мужчины, потому что освобождает его от бытовой нагрузки. Рыночная экономика же предполагает, что женщина тоже строит карьеру, которая подразумевает конкуренцию, обновление компетенций, инвестирование средств и времени в профессиональное развитие. Получается, что возможность самореализации становится для женщины не менее важной, чем любовная история.


Про любовь

— А что вообще социологи называют любовью?

— Человек называет чувство «настоящей любовью», когда видит пример безусловной жертвенности, когда его партнёр пренебрегает своими интересами ради любимого. В реальности воплощать этот стандарт жертвенности очень сложно, потому что сегодня приходится многое делать для себя.

— Создаётся ощущение, что поколение наших родителей было последним, которое довольствовалось одним браком на всю жизнь.

— Современный мир устроен так, что в течение жизни люди, как правило, создают несколько любовных союзов. Кто-то меняет партнёров или партнёрш в поисках идеала. Другие предпочитают «не размениваться» на заведомо далёкие от воображаемого идеала связи и ждут встречи с подходящим человеком.

— Получается, что образ незамужней городской женщины больше не связан с идеей одиночества. Это теперь осознанный выбор человека.

— Никаких одиночек нет. Всё, что мы связываем с любовной парой, — забота, развлечения, удовольствия — доступно сегодня и вне романтических отношений. Навязанный нам образ спасения в отношениях ослепляет нас и не даёт нам увидеть, что мы сами отлично справляемся со своим спасением. А постоянные поиски романтической любви в большей мере поддерживают идею неполноценности, нежели наполненности.

— Почему так сложно поддерживать состояние влюблённости в паре?

— Все любовные истории опираются на драматургию романа и имеют два основных компонента. Первый — неполноценный герой или героиня, которому необходима «вторая половинка», чтобы стать целостным, а второй — несоблазняемый объект желания, ведь на пути к счастливому финалу должны быть непреодолимые препятствия. Кстати, фильмы о конфликтах внутри пары не так популярны, как сказки о борьбе со злыми обстоятельствами, мешающими любящим сердцам соединиться. Романтическая любовь — это фикция, в романах не отражается реальная жизнь. Поэтому любовный идеал невозможно воплотить в реальной жизни. С другой стороны, набор любых фактов можно превратить в захватывающее повествование о любви.


Про брак на всю жизнь

— Но многие мечтают жить так, как жили их бабушки, дедушки и родители: один брак на всю жизнь.

— Поколение наших родителей или бабушек-дедушек жило в тех условиях, когда стандарт раннего брака был безальтернативным сценарием. Тогда многие социальные блага были связаны с браком: состоящим в браке давали квартиры и путёвки, существовала более жёсткая моральная норма. В то же время не было современных средств коммуникации, интернета. Люди не были так мобильны, и брачный рынок ограничивался небольшим кругом коллег и соседей, среди которых было необходимо в короткие сроки распознать брачного партнёра, по сути, «не приходя в сознание».

— А откуда вообще появилась эта норма, что успеть создать семью женщине надо непременно до 30 лет?

— Мне кажется, этот возраст привязан к идее советских медиков о наилучшем возрасте для рождения детей. Когда моя мама меня родила, женщины уже в 26 лет считались старородящими. А сегодня растёт число женщин, рожающих после тридцати и после сорока. Шесть лет назад Кэрри Брэдшоу в фильме, снятом по мотивам культового сериала «Секс в большом городе», сказала о том, что 40 лет — последний возраст для женщины, когда она «не выглядит нелепо в фате». Но сейчас, с развитием медицинских технологий, 50 лет — всё ещё возраст молодости. В течение только моей жизни концепт «старой девы» потерял всякий смысл. Получается, мы можем искать партнёров до бесконечности среди бесконечного числа людей: мы продолжаем своё образование, путешествуем, меняем работу, пользуемся интернетом.

— Но при этом многие жалуются, что с этой каруселью часто сменяемых партнёров исчезает глубина чувства. Люди как будто разучились влюбляться.

— Всё зависит от того, что понимать под влюблённостью. Мы с детства усваиваем «эмоциональный словарь» — набор знаний о том, каким событиям положено вызывать какие чувства. Про любовь мы узнаём из книг и кино. И забываем о том, что это вымышленные произведения. Мы узнаём о том, как мы будем переживать влюблённость и почему, со слов людей, создавших художественное произведение.

— Это очень грустно.

— Это грустно, только если верить в то, что все удовольствия сосредоточены вокруг сексуальной пары. К сожалению, поп-культура, эксплуатируя образ романтической любви, обесценивает другие человеческие ценности и отношения. Но жизнь гораздо разнообразнее любого фильма. Мы опутаны бесконечными нитями тонких, нежных, страстных, каких угодно связей. Но зацикленность на романтическом партнёрстве часто не даёт нам их разглядеть.


О новом типе семьи

— А что сейчас происходит с городской семьёй? Она ведь сильно трансформируется, дополняется родственниками от разных браков, новыми супругами...

— Мы представляем себе идеальную семью как нуклеарный союз (мужчина, женщина и их дети). Текущая идеология навязывает нам именно эту идею традиционной семьи, но в таком составе люди стали жить совсем недавно. Сначала люди жили в племенах, с переходом на земледелие стали жить расширенными деревенскими семьями — так продолжалось вплоть до XX века. Нуклеарная семья — продукт индустриализации. После революции в СССР была идея передать семейные функции общественным институтам, чтобы освободить граждан для строительства коммунизма. Но это оказалось слишком дорого, и от этой идеи отказались. Показалось логичным передать «быт» женщинам: если уж женщины рожают детей, то пусть и заботятся заодно обо всех. При этом о том, что женщины должны работать и за пределами семьи, до сих пор принято забывать.

Социальные катаклизмы на протяжении всего XX века и демографические потери, которыми они оборачивались, вынуждали людей организовывать семьи так, как получалось. Учитывая количество разводов и мужскую смертность, мать с ребёнком — один из наиболее распространённых типов советской семьи.

— А что сейчас? Это тип продолжает быть самым популярным?


— Поскольку брачная норма ослабевает, а о детях в основном заботятся женщины, некоторые социологи выводят такую формулу: современная семья — это женщина плюс ребёнок, а остальные конфигурации выстраиваются вокруг них. Отец ребёнка может участвовать или не участвовать в заботе, у матери могут быть другие партнёры, вовлечённые или не вовлечённые в воспитание ребёнка. Может быть, этой женщине ещё и помогают её родственники или друзья. В некоторых случаях она справляется со всем сама.

— Я помню, как в последнем мультфильме «Ледниковый период» к ленивцу приезжают родственники, бросают ему престарелую бабушку и уезжают. Он расстраивается, а его друзья поют песню о том, что друзья — это и есть твоя настоящая семья. Я помню, меня это поразило. Но, с другой стороны, задумываясь, с кем я буду знакомить в первую очередь своего избранника — с друзьями или с родителями, — я понимаю, что мнение друзей мне будет важнее.

— С этой точки зрения семья — это сообщество поддержки. И принцип, по которому люди обмениваются заботой, не обязательно связан с сексом или с кровным родством.


Про пропаганду ценностей

— Почему сейчас в России такой упор делается на пропаганду так называемых традиционных ценностей? Кому это надо?

— Мы исторически опираемся на определённый тип социальной политики. Их три: социально-демократический, где государство обязывает обоих родителей принимать участие в заботе о ребёнке и предоставляет для этого возможности (например, Швеция). Неолиберальный, когда предполагается, что ты свободна в своём частном выборе и если становишься матерью, то совмещение материнства с работой — твоя проблема. Так живут, например, в США и Великобритании. Там люди рассчитывают на то, что всю семейную заботу можно перепоручить наёмным специалистам. Мы уже сегодня можем найти людей, которые сидят с нашими детьми, ищут нам романтического партнёра, выгуливают наших собак, заботятся о наших пожилых родственниках. В нашей части света консервативный тип семейной политики: женщину нужно убедить, что её обязанность — заботиться обо всех домочадцах и бесплатно выполнять семейную работу по 40 часов в неделю плюс к тому времени, что она проводит на работе.

— Но ведь семья — это не только экономика.

— В прежние времена ожидания от брака не были связаны с моральным удовлетворением, говорили «стерпится — слюбится». Важно было выжить экономически. Сейчас можно прожить, не вступая в брак. Люди теперь хотят получать моральное удовлетворение.

— Может быть, это из-за того, что мы становимся такими эгоистичными? Не хотим заботиться друг о друге?

— Я не знаю, можем ли мы при современном давлении капиталистической идеологии с её идеей успешности и независимости отрешиться от всех благ, сесть дома и заботиться друг о друге. Кто тогда будет оплачивать счета? Но если мы должны ходить на работу, это не значит, что мы перестали заботиться о близких. Идеи заботы усложняются, один человек уже не может, например, вырастить ребёнка. Для этого сегодня нужны врачи, учителя, тренеры, психологи, няни, водители и так далее. Но в случае, если забота передаётся наёмным специалистам, мы ведь платим за неё из того же чувства долга перед семьёй. То есть разговоры об эгоизме не имеют под собой особого основания.


Об отсутствии мужчин

— А история о том, что «нет мужчин», — это ведь тоже миф?

— Если почитать объявления женских семинаров по поиску «правильного партнёра», там под мужчинами понимаются не всякие мужчины — не любого возраста, образования, достатка, состояния здоровья. Статистически мужчин и женщин примерно равное количество, но многие женщины «не могут найти» подходящую партию. Это потому, что в основном продвигается идея социального лифта через замужество, а не идея партнёрства как такового. Но с лифтом действительно сложно. В России количество образованных женщин превышает число образованных мужчин.

— Я думаю, что популярность сериала Mad Men отчасти обусловлена тоской по тому золотому веку брака, который был в США в 50−60-е годы. Когда было всё просто и понятно: кто зарабатывает деньги, а кто сидит дома и растит детей. Гендерные роли были более определёнными.

— Да, это правда: «золотой век брака», о котором нам предлагается тосковать, существовал всего одно десятилетие с 1950-х по 1960-е годы на Западе. В это время женщин убедили отдать свои рабочие места ветеранам-мужчинам, вернувшимся с войны. И одной зарплаты мужа-кормильца хватало на то, чтобы кормить всю семью. Но в 1960-е подскочили цены на недвижимость, женщины вернулись на работу, и начался бум разводов. То есть семейные ценности — это главным образом о том, как накормить свою семью, а не о том, кто кому кем приходится. Сегодня, чтобы выживать, нужно хорошо зарабатывать, не рассчитывая на мужчину-добытчика. Сегодня он может быть рядом, а завтра — развод. И впереди долгая жизнь со счетами, по которым надо платить, и конкуренцией на рынке труда.

Источник:
 

hizer

Креатор
Регистрация
24 Ноя 2016
Сообщения
147
Реакции
621
Почему государство разрушает семью

У нас в стране, да не и только у нас, на экранах телевизоров уже как минимум последние 10 лет разворачивается шоу под названием "битва за рождаемость". На декларируемую поддержку семьи выделяются миллиардные средства, создаются различные фонды и комиссии, а рождаемости все нет. Она в лучшем случае не растет, а в худшем неудержимо падает. В отличие от рождаемости постоянно растет возраст вступления в брак, а вместе с ним и количество разводов. 10 лет, а никакого эффекта, может государство что-то делает не так?

Последнее время от первых лиц государства - и нашего и соседнего слышно о росте рождаемости, иногда в сердцах даже заявляют о настоящем бейби-буме. Однако, несмотря на декларируемый рост рождаемости, увеличение продолжительности и качества жизни, количество населения почему-то падает. А падает оно потому, что никакого роста рождаемости на самом деле не было и нет. Дело в том, что органы государственной статистики немного лукавят и за бейби-бум выдают изменение соотношения рождаемости и смертности. Смертность в стране действительно снижается, уровень жизни с начала тысячелетия вырос, продолжительность жизни тоже выросла - почти на 5 лет по сравнению с 2000 годом. За счет того, что люди стали умирать не в 60, а в 70, показатель смертности снизился, но рожать от этого больше не стали.

Перейдем к рождаемости. Единственным РЕАЛЬНЫМ показателем рождаемости в стране является коэффициент фертильности, он же СКР (суммарный коэффициент рождаемости), о котором никогда не упоминают в СМИ и который никогда не публикуют в инфографике, предназначенной для массовой аудитории. Запомни читатель - СКР и только СКР является единственным показателем, отражающим реальное положение дел в демографии страны.

Что означает СКР на практике? Это среднее количество детей, которое рожает женщина, на протяжении всей жизни. В идеальных условиях для того, чтобы перекрыть естественную смертность женщина должна родить минимум двоих детей - тех новых граждан, которые останутся жить после смерти двух своих родителей. В реальности же условия далеки от идеала, существует детская и подростковая смертность, бывают неизлечимые формы бесплодия, так что реальный средний СКР, необходимый для покрытия естественной смертности ≈2,5. Для того, чтобы население стабильно росло, каждая женщина, дожившая до совершеннолетия, должна рожать троих детей. КАЖДАЯ! ТРОИХ! Теперь попытайся вспомнить, дорогой читатель, сколько семей с тремя детьми ты знаешь в своем окружении.
Семья с тремя детьми у нас в РБ считается многодетной, по данным БЕЛТА в 2016 году в Беларуси проживало 80 тыс. многодетных семей. Это означает, что примерно из двух миллионов женщин, находящихся в репродуктивном возрасте, троих и более детей родили только 80 тысяч - это всего 4%.

На сайте Национального статистического комитета РБ данных по СКР нет, опубликовано только количество рождений на 1000 человек - показатель, который не говорит ровным счетом ничего. Пришлось качать демографический ежегодник на 500 страниц и искать информацию в нем. Согласно отчету за 2015 год, СКР в Беларуси составляет 1,7 ребенка на женщину, то есть страна стахановскими темпами вымирает, ни о каком росте населения даже близко говорить нельзя. Справедливости ради, стоит заметить, что рождаемость за последние несколько лет немного выросла, но темпы роста составляют 0,03 ребенка на женщину в год, с такими показателями на уровень нулевого прироста мы выйдем только через 25 лет:


Количество разводов тоже стабильно высокое, в среднем по стране по официальной статистике распадается около 50% браков, однако эта статистика не отражает реального положения дел, потому как далеко не все пары сегодня брак регистрируют, к тому же многие после развода вступают в повторные браки, давая в статистику одновременно и + и - при фактическом минусе. Реальная цифра разводов составляет около 70-80%, хотя в некоторых областях РФ фиксируют и показатели близкие к 100%.

Так почему же, несмотря на все программы защиты детства и материнства, введение материнских капиталов, поддержку молодых семей, выплату детских пособий, единоразовые выплаты по факту рождения и реальный рост уровня жизни, рождаемость все никак не хочет расти, а количество разводов превышает все допустимые пределы? Подавляющее большинство респондентов считают, что главная причина - низкий уровень жизни, вот если государство даст больше денег, рождаемость точно повысится.

Обратимся к таблице СКР по странам мира, посмотрим где самая высокая рождаемость, наверняка где-нибудь Швейцарии, Норвегии, Сингапуре или Германии - в этих странах уровень жизни один из самых высоких в мире:


Ой, самая высокая рождаемость почему-то в беднейших странах мира - Нигере, Бурунди, Мали и Сомали, что-то пошло не так. Смотрим самую низкую рождаемость:


Южная Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань - одни из самых развитых стран на планете.

Жестокая правда заключается в том, что зависимость уровня жизни и рождаемости не прямо-, как нас убеждают с детства, а ОБРАТНОпропорциональная. Чем выше уровень жизни - тем НИЖЕ рождаемость и наоборот, чем ниже уровень жизни - тем рождаемость ВЫШЕ. Если поподробнее изучить таблицу, выяснится, что ни одна страна первого мира не обеспечивает себе за счет рождаемости даже уровня воспроизводства населения, не говоря уже о росте.


Получается, что государство, занимаясь материальной стимуляцией молодых семей, на самом деле рождаемость снижает. Еще больше усугубляет ситуацию переселение молодых семей в города. В бетонном мешке посреди бетонного мегаполиса крайне сложно растить более двух детей, их банально некуда деть - нет места. В сельской местности рождаемость до сих пор выше именно по этим двум причинам: во-первых, ниже уровень жизни, во-вторых люди живут в частном секторе, где дети большую часть времени проводят на улице, а площадь дома легко увеличивается копеечным способом - путем пристройки недостающих метров к уже существующему жилищу. Итого - урбанизация + повышение уровня жизни = снижение рождаемости.

Но это еще не все, различные правозащитные и гуманитарные организации очень активно педалируют тему угнетенности женщин, их дискриминации на работе и в учебе и тоже связывают эти проблемы с низкой рождаемостью в стране и высоким уровнем разводов. В реальности же все тоже с точностью до наоборот - чем меньше у женщин свобод и ниже уровень образования, тем выше рождаемость и ниже процент разводов. Причина простая - женщина, которая занята учебой и карьерой, просто не успевает в отведенный природой отрезок времени родить и вырастить троих и более детей. С биологической точки зрения лучший возраст для беременности - с 16-18 до 23-25 лет. Но это время эмансипированная женщина тратит на учебу, последующие годы - на трудоустройство и начало карьеры. В Беларуси на сегодняшний день средний возраст первых родов приближается к 28 годам, в Европе он уже перешагнул рубеж в 30 лет.

К тому же образованные и финансово независимые женщины не стремятся к вступлению в моногамные отношения, предпочитая пожизненному браку беспорядочную смену партнеров, алкоголизм, табакокурение и наркоманию, что явно не способствует созданию семей и увеличению рождаемости.

В сухом остатке получается, что для того чтобы увеличить рождаемость и снизить уровень разводов, население нужно переселить обратно в деревни, снизить уровень жизни, а женщин дискриминировать и поставить в зависимость от мужчин. Звучит как сценарий зомби-апокалипсиса, правда? Тем не менее, как бы дико это не звучало, других способов улучшить демографию никто в мире еще не придумал. Именно в этих условиях жили пожизненными браками наши деды и бабки и именно в них рожали много детей. Ни в одной стране первого мира на сегодняшний день нет института крепкой семьи и нет рождаемости хотя бы на уровне воспроизводства населения, во всех развитых странах нормой стали беспорядочные половые связи, массовые разводы и малодетность, а часто вообще философия чайлдфри.

В России пошли дальше всех, это единственная страна в мире, где аборты финансируются из госбюджета (!!!) и являются стандартной медицинской процедурой в любой поликлинике. Это значит, что любая женщина, желающая прервать беременность, просто приходит к терапевту, заявляет о своем намерении, ее направляют к гинекологу, где быстро и бесплатно плод удаляют. Результатом стала ситуация, при которой на одного рожденного ребенка приходится два абортированных. В РФ по официальной статистике, которая учитывает только процедуры в государственных клиниках, проводится полтора миллиона абортов в год, по неофициальной, с учетом частных абортариев и подпольных операций, около трех миллионов. С 1960 года в стране было сделано 180 миллионов абортов, это на треть больше чем текущее население РФ и в 6 раз больше, чем погибло во Второй мировой войне.

Теперь о причинах почему государство под соусом заботы о материнстве и детстве на самом деле проводит политику разрушения института семьи и препятствования рождаемости. Одна из причин в том, что большие и крепкие семьи в текущих условиях либерализма и демократии могут вести себя очень непредсказуемо. Крепкая семья часто вырастает в мощный клан. Кланы, где каждый друг за друга горой, сложно контролировать и подчинять. У всех на слуху фамилии вроде Кеннеди, Рокфеллеров, Ротшильдов, Уолтонов - все они были обычными семьями, но выросли в целые империи, влияющие на судьбы мира. Конечно, не все семьи достигают такого уровня могущества, но очень многие из них становятся независимыми и влиятельными, в Европе до сих пор огромное количество бизнесов - это семейные предприятия. В России ярким примером служит Чечня - это один из немногих регионов РФ, где фиксируется стабильный прирост населения, у людей сильно не только понятие семьи, но и рода. Семьи в Чечне многодетны, женщины у мужчин в полном подчинении, брат стоит за брата, сын за отца. В итоге чеченцы стали одной из самых привилегированных каст в стране, держат в страхе остальное население, в Москве чувствуют себя хозяевами, медленно, но методично через семейную клановость увеличивают сферы своего влияния:








Слабая и бездетная семья, в которой муж и жена друг другу чужие люди, легко управляема и манипулируема - старый добрый принцип "разделяй и властвуй".

Вторая причина, почему государству невыгодна многодетность и крепкие семьи - экономическая. Женщина, которая рожает троих-четверых детей, 9-12 лет проводит в декрете. Все это время она недееспособна и не вносит никакого вклада в текущую экономику страны, наоборот на ее содержание из бюджета тратятся огромные средства. Конечно, рожая четверых детей она обеспечивает будущие поколения рабочей силой, то есть делает вклад в экономику будущего. Но особенность выборной власти в том, что ее не заботят перспективы на 20 лет вперед, ее заботят политические очки здесь и сейчас, в противном случае на очередных выборах не будет показателей, которыми можно будет козырнуть перед электоратом.

В итоге получается, что современному государству невыгоден институт традиционной семьи, но выгоден институт брака, в котором мужчина, ослабленный законодательством и поставленный в зависимость от настроения женщины, либо не делает детей вообще, либо нехотя делает одного и потом под угрозой уголовного преследования 18 лет платит на него алименты, видясь с чадом по расписанию, установленному судом. В таких условиях женщины имеют возможность много работать и платить налоги в казну, из казны не уходят лишние деньги на декретные и детские выплаты, а мужчины, панически боящиеся ЗАГСа, не представляют никакой угрозы как будущие патриархи крепких сплоченных семей.

Конечно, открыто об этом не скажет ни один чиновник - это будет равносильно политическому самоубийству, но для людей, которые умеют сопоставлять и анализировать, все цифры находятся в свободном доступе. Выводы неутешительные - государство устойчиво и планомерно разрушает институт семьи, делает все для снижения рождаемости, и никаких предпосылок для изменения ситуации к лучшему в ближайшее время не предвидится.

 
Сверху Снизу