Тренды в образовании и перспективные стартапы | Первый творческий форум ЦРТП

Тренды в образовании и перспективные стартапы

Улучшайзер

Модератор
Регистрация
9 Окт 2016
Сообщения
440
Реакции
1851
Тренды в образовании и перспективные стартапы

Модель 4 ключевых составляющих образования.
 

hanka

Креатор
Регистрация
6 Апр 2017
Сообщения
104
Реакции
420
Чего людям действительно надо от образования и на чем там можно зарабатывать? - Алексей Крол
 

biwargo

Креатор
Регистрация
10 Июл 2017
Сообщения
130
Реакции
544
Будущее образования

Что будет с образованием в ближайшие 10-15 лет? И что на него может повлиять?

Образование – это часть нашей жизни. Поэтому всё, что происходит в жизни, на него влияет. То образование, которое мы сейчас имеем, создавалось последние 200 лет. Его основными заказчиками были государство и корпорации, которым надо было большое количество инженеров, квалифицированного персонала. Но за последние 15-20 лет экономика очень сильно начинает меняться, в силу того что глобализация, в каком-то смысле, достигла своего предела. Корпорации везде присутствуют, они сильно конкурируют, и фокус, запрос у корпораций сместился из построения каких-то сетей сбыта, дистрибуции, в сторону создания новых продуктов.

Если раньше было просто: ты мог производить продукт, и доставлять его куда-то, где его не было, и у тебя его покупали – всё было хорошо, ты рос. Потом туда приходил какой-то конкурент, и вы начинали конкурировать. Сейчас очень легко быть глобальным, вы можете жить в своей деревне, делать какую-то ерунду, и через Али-Баба, через Амазон сразу выходить на глобальный рынок. Всё, вы со всеми конкурируете. Когда вы заходите в Амазон, Али-Баба, в интернет, с точки зрения товаров вы видите огромное предложение по одним и тем же позициям. На любую, даже маленькую проблему, есть маленький запрос. Вы видите огромное количество предложений товаров, услуг. Отсюда вывод, что не достаточно просто предложить, вы должны предложить что-то лучшее. Поэтому корпорации начинают думать как сделать так, чтобы это было лучшее. А когда фокус из логистики смещается в продукт, в его какие-то инновационные свойства, то у корпорации возникает новый запрос – на людей. Если раньше были нужны корпоративные роботы – пришел и по регламенту шарашит, то сейчас нужны те, кто способен думать, предлагать идеи, преодолевать какие-то препятствия, мыслить инновационно. Так что ключевая компетенция корпорации постепенно смещается в эту сторону. Мы говорим про технологические корпорации, которые сейчас являются лидерами на планете.

Это, соответственно, меняет запрос к тому, какие люди нужны, и, соответственно, тут же меняет запрос к образованию. А вся система образования, она на это не рассчитана. Она рассчитана выпускать людей, которые работают по регламенту, по бумажке. Но современная система образования не рассчитана на то чтобы выпускать свободно мыслящих людей, творческих. Она не умеет это делать.

Особенно в Долине видно, как при приеме на работу, когда корпорации ищут таланты, они не обращают внимания ни на диплом, ни на оценки. Их вообще это не интересует. Их интересует: что вы умеете, как вы способны подтвердить свои навыки, что вы не врете. И, собственно всё. Потому что, если люди пишут резюме, они перечисляют навыки, это не сложно. И есть масса систем автоматизированных, которые легко вас идентифицируют. Т.е корпорант пишет: “мне нужен человек с таким набором навыков”, система автоматически делает поиск соответствия, и она подбирает огромное количество людей. Дальше возникает основная проблема, на которую корпорации тратят кучу времени – они пытаются проверить насколько эти люди соответствуют их требованиям, насколько они не врут, потому что у вас на одну позицию может быть тысяча человек, и все написали что они имеют эти навыки. Вот на это корпорация тратит очень много времени, они пытаются понять что эти люди действительно этими навыками владеют и как это можно подтвердить. Поэтому устраивают всякие многоступенчатые интервью, рекомендации и прочее.

И опять же, это то что не может дать современное образование. Частично какие-то крупные университеты, их очень мало, типа Станфорда, Беркли, их может топ-50, топ-100 мировых, они в принципе еще своим дипломом могут придавать какой-то вес, но опять же, это больше для тех индустрий, где диплом еще имеет значение.

В тех корпорациях, в тех компаниях, в которых имеет значение способность человека что-то делать, корпорацию именно интересует: докажи что ты способен это делать. И это все меняет, всю картинку образования. Потому что люди начинают понимать, что если они идут в университет, тратят там пять лет, то это крайне неэффективно, с точки зрения получения навыков, и устроиться даже на работу в какие-то перспективные компании. Почему? Потому что, особенно в технологиях, навыки приобретаются быстро, и очень быстро устаревают. Пять лет – это тот период, когда у вас некий набор технологий может просто поменяться. Такими сроками в корпорации в реальном бизнес мире вообще никто не мыслит. Поэтому люди начинают задумываться: “а как мне учиться более эффективно, как я могу какой-то скил прокачать не за 5 лет, а за год?”. Естественно, что за год нельзя стать супермега мастером, но и потребность у корпораций в мастерах тоже не максимальная. Они тоже с умом, понимают что они могут нанимать большое количество, то что называется entry level работников, с начального уровня, в расчете, что они их немножко вырастят. На каком-то этапе это тоже выгодная позиция.

Поэтому есть некая точка отсечения и человек думает: “я хочу хотя бы это достичь, я хочу научиться такому навыку, такому, быстро, четко, прагматично. И я не хочу чтобы какой-то там профессор, никакого отношения вообще к корпорации не имеет, он не вовлечен в реальную индустрию, чтобы мне просто вешал лапшу на уши”. Тем более нет смысла приходить в какие-то аудитории. Т.е., вся система современного профессионального образования в том виде, к котором она сложилась, она остается бессмысленной, она по инерции катится. это огромный, это чудовищный рынок. Мировой рынок образования – это почти 5,5 триллионов долларов. Но смысла в этом все меньше, меньше и меньше.

Соответственно, поскольку у корпорации есть спрос, а большая современная система образования этот спрос удовлетворить не может, т.е. вся система образования торгует дипломами исключительно, а в таких странах как Россия, Украина только торговля дипломами, чтобы там в армию люди не ушли, то появляется огромное количество бизнесов образовательных, где просто люди организовывают какие-то прагматичные курсы, как правило, все эти курсы – проектно ориентированные, потому что их задача не рассказать о чем-то, а научить чему-то конкретному. И они выстроены на том что вы имеете доступ к людям из индустрии, кто реально работал на реальных проектах. Вот это важно.

Смотрите, классическая система вас заставляет читать учебник, особенно профессор, он вас будет заставлять читать свой учебник. Слушайте, в профессиях вообще никого не волнует где вы эти учебники прочитали. В профессии, в индустрии волнует, что вы умеете. Вы приходите к профессионалу, он ставит вам задачу, вы понимаете, что вы что-то умеете, что-то не умеете. Что вы будете делать? Вы все равно скажете: да, и будете быстро учиться. Теперь представьте, у вас альтернатива: прочитать 10 таких талмудов, непонятно чего, либо найти каких-то людей, которые это умеют быстро. На них выйти и сказать: помоги мне быстро понять. Это, собственно, даже не образование, это жизнь. Вот так все это и происходит. Поэтому сейчас возникают образовательные инициативы, они относительно небольшие, потому что есть целый рад стартапов, которые огромные деньги уже привлекли: в Америке, которые идут в эту сторону, которые дают гибридную модель, это проектное образование, очень много дистанционного образования, которое сейчас стремительно растет, потому что не смотря на то, что дистанционному образованию всего 20 лет, оно занимает сейчас по статистике не более 1,6% рынка образования. Это чудовищно мало, огромный потенциал. Будет расти. Есть проекты, которые в эту сторону идут.

Мой прогноз в том, что в течение ближайших 15 лет вся современная система образования как мы ее знаем, она будет сметена, потому что она не конкурентоспособна. При этом, естественно, ВУЗы наиболее продвинутые, пытаются экспериментировать в этом направлении, пытаются что-то делать, но конкуренция в этом смысле высока. Потому что есть еще один момент, это цена образования. Несколько лет в Стенфорде 200-300-400 тыс долларов, мягко говоря не у всех такие деньги есть. А люди хотят в массовом масштабе получать образование. Соответственно, люди будут искать образование прагматичное, четкое, быстрое и доступное. Доступное – это когда тысячи долларов, десятки тысяч долларов, но не сотни тысяч долларов. Плюс, вместе с этим, будут развиваться форматы финансирования образования. Почему? Потому что образование вообще как услуга, глобальное, оно помогает людям в двух вещах. Первое, собственно, вас учат, а второе – финансируют ваше обучение. Потому что хорошее образование дешевым не может быть, по определению, потому что много квалифицированных людей в этом задействовано, ресурсов. Дешёвое образование – это обман. Всегда кто-то платит. Другое дело что вы не всегда видите кто платит. Соответственно, вопрос: как образование будет предоставляться и как оно будут финансироваться – очень актуален.

Есть инновации не только как вас обучают, но и как финансируют вас, как помогают вам эти деньги добыть. Однозначно можно сказать, что бесплатного образования не будет. Будет много форматов когда вам не надо платить деньги, но вы обязательно чем-то другим заплатите, потому что деньги – не единственный эквивалент. Главный принцип какой? Что если вам что-то дается легко, доступно – это дешево ценится. Вы не будете ценить. Поэтому правильное образование становится тем самым ресурсом, который даёт вам шанс как-то расти в этом мире. Поэтому будет оно очень востребовано, оно будет высоко конкурентно.

Вот основные тренды. И в заключение хочу сказать, что я верю что, наверное, самой крупной компанией в течение ближайших 15 лет будет образовательная компания, т.е обратите внимание какая смена произошла у нас караула. Скажем 50 лет назад крупные компании – это были индустриальные компании: автопроизводители, металлургия, нефть, которые тяжёлую инфраструктуру создавали. Последние 20 лет это IT компании, но следующими, я думаю, это будет без вариантов – те компании, которые будут предоставлять услуги в области развития человека и образования. Это самое глобальное что будет с моей точки зрения. И хочется поучаствовать в этом празднике жизни, собственно мы для этого и работаем.
 
Сверху Снизу