Будущее образования: глобальная повестка | Первый творческий форум ЦРТП

Будущее образования: глобальная повестка

Tabita

Креатор
Регистрация
3 Май 2018
Сообщения
96
Реакции
310
В формировании стратегии развития образования принимают участие более 2 000 экспертов из стран ОЭСР, включая США, Канаду, страны Западной и Восточной Европы, Азию и Россию.

От России в экспертный совет входят вице-президент СКОЛКОВО Алексей Ситников, научный руководитель Института образования НИУ "Высшая школа экономики" Исак Фрумин, ректор ТГУ Эдуард Галажинский, директор направления «Молодые профессионалы» Дмитрий Песков и профессор Московской школы управления Павел Лукша.Тема доклада не могла не вызвать моего внимания, поскольку и на мой взгляд и по мнению большинства россиян, выявленном в опросе общественного мнения ситуация в образовании мягко говоря крайне неудовлетворительна.

Сказать, что доклад произвёл на меня сильное впечатление, значит погрешить против истины.

Он потрясает – и прежде всего цинизмом разработчиков и заказчиков глобального будущего в образовании.

В первых строках доклада написано: «Ближайшее двадцатилетие будет эпохой самых радикальных перемен — возможно, с момента, когда начали создаваться национальные образовательные системы», то есть говоря попросту ставится задача радикального слома национальных систем образования в результате действий глобальных игроков и технологических инноваций в IT, медицине и других направлениях науки и техники.

И далее: «наша задача не в том, чтобы дать прогноз развития событий—а в том, чтобы побудить совместные действия по изменению ситуации. назрело время определить вектор движения глобальной образовательной системы — создать дорожную карту, позволяющую координировать и балансировать усилия различных игроков, создающих новые правила игры».

Почему же систему образования необходима радикально менять и именно сейчас?

Опустив дежурный набор аргументов о якобы всемогуществе транснациональных и транскультурных цифровых технологий, способных проникать в любые организации и семьи не взирая на политические, этнические религиозные и другие различия, их низкой стоимости и доступности для самых низкообеспеченных слоев общества, нахожу что новое образование это товар, который должен продаваться на рынке, и который должен быстро заместить традиционные образовательные системы.

А значит никакого доступного и тем более всеобщего образования не будет, а будет образование для тех, кто может заплатить. А качество его будет прямо связано с тем, сколько заплачено, как это сейчас есть на Западе и внедряется в России.

Далее говорится о том, что должно быть два вида образования. Одно для элиты, обеспечивающее гибкость, креативность, способность к самостоятельному действию, в разных культурах и с разными технологическими средами, и второе – высокоскоростное образование, для подготовки работника под узкий круг задач для данного рабочего места – для людей низших классов.

Кроме того, ожидая резкого высвобождения людей в ходе технологических инноваций, роста продолжительности жизни, старения населения в развитых странах и краха пенсионной системы в этой связи, возникает потребность в пере- и доучивании людей на протяжении всей жизни, чтобы они могли как-то адаптироваться к необходимости трудиться или находить себе занятие до последних дней.

Далее отмечается, что в силу дебилизации учащихся в массовых школах, увеличивается доля учащихся, которая не видит ценности в образовании и не имеет интереса к содержанию образовательного процесса.

Для таких учеников нужно сделать обучающие программы более завлекательными и интерактивными, то есть, используя геймификацию образования продолжить их дебилизацию.

С другой стороны, для сознательных студентов, стремящихся к самореализации требуются индивидуальные образовательные траектории, которых пока в существующей системе образования для таких людей нет.

И наконец, главная причина спешки.
«В мировое разделение труда, а затем и в глобальную политическую игру в качестве новых сильных игроков уже вступили новые участники—быстроразвивающиеся страны (emerging economies): Китай, Индия, Бразилия, арабский мир, Юго-Восточная Азия. Чтобы иметь возможность полноценно конкурировать с другими государствами за рынки и политическую повестку, они практически с нуля начали создавать у себя систему образования по модели промышленно развитых стран».
И тут проливается крокодилова слеза, о том, что «существует риск, что правительства развивающихся стран, начав копировать лучшие практики» индустриальной образовательной системы, на самом деле покупают «залежалый товар», который может устареть всего через 10-15 лет».

И именно поэтому, заботясь о том, чтобы Китай, Индия и иже с ними не потратили впустую деньги на образование предлагают: «хотя бы часть миллиардных инвестиций быстроразвивающихся стран в строительство индустриальной образовательной системы целесообразнее было бы потратить на построение элементов новой, потому что через 10 лет вновь придётся покупать «новое пересобранное».

А лучше всего покупать высшее образование на Западе, предварительно сломав собственное.

Причина, конечно же, в том, что Запад дряхлеет и надеется использовать новую модель образования для поддержания своей глобальной роли законодателя мод и создания новой модели глобального общества.

При этом высшее образование должно быть исключительным товаром Запада, а остальным предлагается довольствоваться начальным и средним, обрекая свои народы на вечное отставание. Чтобы воплотить такой подход необходимо развалить систему высшего образования в развивающихся странах.

Далее авторы объясняют, что они подразумевают под образованием:
«Для нас образование — тотальный процесс, включающий в себя воспитание, обучение и самообучение на всех этапах жизни человека, от рождения до смерти», и далее «образование — это все, что учит человека жить».
Запрос на образование имеют сам человек, его семья, государство, бизнес.

Претензия доклада — рассмотреть проблемы обучения во всей полноте и комплексности и понять, как будет развиваться образование, необходимое на разных этапах человеческой жизни от рождения до смерти.

При этом формальные институты образования – считаются малой частью образования.

В докладе будет рассмотрено «новое образование» - как система поддерживающего образовательные потребности человека на протяжении всей жизни, в отличие от так называемого «индустриального образования», которая, как утверждают авторы, «построено на принципах линейности образовательного процесса, однородности содержания образования и «упаковки» людей в группы для обучения, в основном по возрасту. На этих принципах построена существующая система школьного и университетского образования, имеющая высокую эффективность при подготовке людей со стандартными навыками, но с трудом справляющаяся с формированием нестандартных навыков и сопровождением индивидуального развития».

Далее говорится о том, какие ключевые вопросы будут обсуждаться в докладе, кому он адресован и как построен доклад.

Ключевые вопросы:

1. Как должно быть организовано новое образование?

2. Исходя из очевидной для авторов доклада предпосылки, что образование это просто товар, предполагается рассмотреть «какие же сектора нового рынка образования будут наиболее перспективны для получения максимальной прибыли и какие бизнес проекты могут оказаться наиболее востребованы?»

И далее звучит просто боевой клич: «Образование — это «нераспакованная» отрасль на многие миллиарды долларов, и первые, кто в нее пойдет, получают шанс захватить этот огромный рынок».

3. И наконец последний вопрос: «Как будет происходить процесс трансформации старой модели образования, и какие решения следует принимать в сфере управления традиционными образовательными институтами?»

То есть, как лучше съесть остатки того, что ещё существует, и, наконец-то создать «эффективную» систему для «эффективных» бизнес-менеджеров.

Доклад адресован:
  • «бизнесу, ориентированному на инвестиции в новый сектор»;
  • «правительствам/регуляторам системы образования — в первую очередь, в развивающихся странах, обладающих высоким экономическим потенциалом, где сейчас идет активное формирование систем среднего, высшего и профессионального образования»;
  • «администраторам системы образования (директоры школ, ректоры университетов) развитых стран, стоящих перед вопросом реорганизации своих учебных учреждений».
Доклад состоит трех разделов.

Первый раздел посвящен трендам, задающим основные процессы в образовании будущего, прежде всего о технологических трендах. Выделены также наиболее важные политические, экономические, социальные и культурные тренды, а также факторы неопределенности.

Второй раздел излагает основные «истории» образования будущего, рассматривающие такие аспекты как интернационализация, развитие новых механизмов управления образованием, смена форм и содержания образовательного процесса, смена модели познания, а также эффекты появления «замыкающих» технологий, которые завершат жизненный цикл новой модели образования (через 20-25 лет).

Кроме этого, представлены «сборочные» схемы, показывающие организацию процессов в новом образовании после развертывания его инфраструктуры, как со стороны ученика, так и со стороны «образовательной индустрии».

Третий раздел представляет собой список рекомендаций для основных групп, способных активно воздействовать на развитие новой сферы образования — бизнес, администраторы образовательной сферы и регуляторы.

 

Tabita

Креатор
Регистрация
3 Май 2018
Сообщения
96
Реакции
310
Далее авторы резонно заявляют, что модель будущего это не столько прогноз, сколько призыв действиям. И эти действия неотвратимо возникают после того как в воображении человека создан и логически увязан образ этого самого будущего и намечены конкретные даты и шаги.

Сбываемость подобных форсайтов по опыту – 60-70 %, попадание в даты – до 50%.

В России форсайт образования 2010 почему-то начал сбываться даже быстрее чем прогнозы.

Поэтому данный доклад просят рассматривать не столько как прогноз, а скорее как приглашение к действиям прямо сейчас.

И конечно в процессе работы над докладом создается команда, которая претворяет рекомендации в жизнь.

Пред тем как рассмотреть детали остановимся на ландшафте нового образования, которое будет создано в развитых странах до 2035 года.


О новых элементах, которые должны появиться в новом образовании, мы поговорим чуть позже.

А пока же обратим внимание на то, что должно отмереть и исчезнуть из образования, а значит и из нашей жизни.

На первом этапе, за счет индивидуализации и вариативности обучения, должно произойти размытие общей для всех людей базы знаний, за счет чего неизбежно дальнейшее разобщение и атомизация общества.

Затем должна произойти замена общения с живым учителем на общение с виртуальным тьютором и ликвидация учительской профессии как пережитка.

Концентрация образования в развитых странах и создание, как они прямо пишут, «Образовательного империализма», параллельно с отменой дипломов и научных журналов, вероятно вместе с наукой и легализацией измененных состояний как нормы.

То есть, не только легализация социальных отклонений, ещё недавно считавшихся ненормативными (имею в виду легализацию гомосексуальности), но и придание любому бреду, который и есть измененное состояние сознания, такого же статуса, что и нормальному сознанию.

И наконец, как конечная цель – отмена общеобразовательных школ, исследовательских университетов и текстов в виде книг и статей, как доминирующей формы знаниевой коммуникации.

Согласитесь, замах не слабый.

Не удивлюсь, если в следующем форсайт-докладе этих разработчиков будет поставлена задача об отмене членораздельной речи, как устаревшего вида человеческих коммуникаций.

Образование, как считают авторы, это «основной инструмент воспроизводства знаниево-культурной основы общества, то есть, доминирующей картины мира».

И добавлю от себя – это инструмент социализации новых поколений и обеспечения условий для политического господства в национальном и глобальном масштабе.

Этот институт один из самых консервативных и может меняться только под масштабную перестройку общества.

Без изменения образования невозможно провести изменения в экономической, политической, общественной и культурной сфере.

В докладе прямо не говорится о том, какую трансформацию готовят в так называемых развитых странах Запада.

Однако всем очевиден экономический и долговой кризис этих стран, утерявших стимулы своего развития и мучительно ищущих любые возможности трансформировать свои проблемы в экспорт хаоса для остального мира.

И, вероятно, элиты этих стран уже поняли, что сохранить свою роль мирового гегемона можно только отказавшись от либеральной модели и создав новое общество, разделенное на несмешивающиеся страты и управляемое с помощью разобщения, дезориентации, тотального контроля и силовом доминировании.

Среди факторов, которые будут оказывать влияние на состав и архитектуру системы образования, авторы выделяют новые технологии, а также совокупность «политических, экономических, социальных и культурных факторов глобальной трансформации общества, которые будут оказывать влияние на сферу образования — с точки зрения содержания, форматов подготовки и самого места образования в жизни общества».

Что это за новые технологии?

Это расширение охвата и улучшение качества интернета, постепенная передача интеллектуальных функций от человека цифровой среде, виртуализация и создание цифровой игровой реальности, когнитивная революция, позволяющая использовать нейрофизиологические технологии, направленные на работу с нашим телом и психикой, и генетика, позволяющая выявлять и воздействовать на врожденный потенциал людей.

Подробности можно посмотреть в докладе.

Остановимся на тех новых возможностях и рисках, которые по мнению авторов, открывают новые технологии в образовании.

1. «Обучение будущего с высокой вероятностью может стать еще более высокостратифицированным. Разделение на страты будет определяться возможностями «живого» доступа (в т.ч.стоимостью этого доступа) к уникальным носителям компетенций — «гуру» и сообществам практик».


Об этом я и говорил как одной из основных целей затеваемой трансформации общества.

2. «Массовые знания и навыки будут передаваться в первую очередь за счет автоматизированных решений (на первых этапах — за счет гибридных онлайн/оффлайн форматов, как в blended learning, а далее — в работе с полностью автоматизированными системами-наставниками».

Это будущее образования для низших страт.

3. «Живое» обучение будет сравнительно более дорогим и, как следствие, будет носить «премиальный» характер — и в большинстве случаев будет организовано не как длинное совместное обучение, а в виде коротких интенсивных сессий. Содержание этого обучения будет сосредоточено не на передаче общедоступной информации и отработке рутинных упражнений, а на выработке сложных надпредметных компетенций, связанных с творческим мышлением и поддерживающим его психофизическим «настроем». важной частью такого живого обучения должна также быть работа с ценностями и предельными смыслами. При этом — образование для взрослых будет организовано в большей мере «горизонтально», через взаимообмен знаниями.

Это об образовании для высшей страты господ.

И пилюля конечно должна быть подслащена сказками про общество равных возможностей.
«С другой стороны, технологии позволяют не только «элитизировать», но и «демократизировать» обучение — то есть, они могут выступать инструментом, обеспечивающим множеству людей равный доступ к получению знаний и навыков, в т. ч. от «гуру»-людей и сообществ. Обеспечение равного доступа вне зависимости от расы, национальности, пола, возраста, имущественного класса и др. признаков — очень важный процесс, вдохновляющий множество учителей прошлого и настоящего, и не существует особых технологических барьеров к созданию именно такой среды, в которой каждому учащемуся обеспечиваются равные права и возможности».
 

Tabita

Креатор
Регистрация
3 Май 2018
Сообщения
96
Реакции
310
Безусловно, фиксация достижений и их оценка является критически важным компонентом образовательного процесса.

Оценки дают обратную связь ученику относительно глубины и качества освоения им предмета и сигнализируют окружающим о качестве его знания. При этом оценку можно будет давать не по итогам полугодового цикла обучения, а в виде еженедельного прогресс теста.

Новым в оценке является тренд в расширении её использования для социальной дифференциации на основе проявленных способностей.

На основе оценок можно будет изменять социальный статус или благосостояние, не только по итогам образования, но и непосредственно в ходе образования.

Благодаря новым технологиям появятся новые элементы и в образовании, и в обществе.

Во первых, системы оценки выйдут за рамки системы образования.

Начиная со школы у каждого индивида, благодаря фиксации различных оценок, будет накапливаться так называемый репутационный капитал. Этот капитал будут использовать ключевые игроки для управления доступом каждого индивида к знаниям и ресурсам.

Системы оценки достижений могут строиться как процесс непрерывной оценки в игроподобной динамике, с начислением бонусов и переходом на различные уровни. Такая система, встроенная в дополненную реальность, может сопровождать человека на протяжении полного дня, когда он будет зарабатывать баллы за здоровый образ жизни, правильное социальное поведение и в целом, выступая как игрок, будет следовать по рекомендованному сценарию.

Система иерархической оценки, когда учителя оценивают учеников или начальники оценивают подчиненных, будет заменена на круговую оценку (все оценивают всех). Итоговая оценка каждого складывается из оценок всех, с кем учащийся взаимодействовал в процессе образования.

Кроме этого, будут оценивать не только учащихся, но и учителей, и содержание обучения, и образовательное пространство.

Будут оценивать также «профиль компетенций каждого человека, который постепенно расширяясь по мере развития, может сопровождать человека всю жизнь, с первых лет и до конца. Через этот профиль связываются между собой образование человека, его социальная активность (включая неформальную) и его профессиональная деятельность. Это позволяет давать более комплексные оценки каждой личности, опираясь не только на академические успехи».

Ожидается, что учащиеся также смогут оценивать, насколько интересным, насыщенным, понятным и развивающим является процесс обучения. Эти параметры можно оценивать, в том числе, по объективным психофизиологическим параметрам учащегося, с помощью нейроинтерфейсов и биомониторов в реальном времени.

Вот такой ожидается краудсорсинг в тотальном контроле человека в новой системе образования.

Ответ на вопрос о том, будут ли использовать эти досье только для помощи в образовании или для трансформации социального поведения человека в рамках новой модели общества, по-моему, очевиден.
«Образование это «выстрел в будущее» и мы должны понимать, каков тот мир будущего, к которому мы готовим себя и своих детей».
Безусловно, нельзя определить содержание, формы и место самого образования, не понимая, для какого общества оно предназначено.

В докладе нет развернутого описания этого дивного будущего, но обсуждаются новые тренды в политической, экономической, социальной и культурной сфере, которые будут оказывать влияние на сферу образования.

Важнейшим экономическим макропроцессом авторы считают формирование новых отраслей и постепенную реструктуризацию технологической основы экономики в промышленно развитых странах.

Новую промышленность будет отличать интеллектуализация и экологизация. При этом экологические технологии должны превосходить по своим экономическим характеристикам неэкологических конкурентов.

В ближайшие 10-15 лет получат развитие:
  • Новые материалы
Композиты, «умные материалы» и материалы с биологическими свойствами, использующиеся в транспорте, строительстве, производстве мелкогабаритных товаров, медицине и пр. и связанные с ними новые технологии локального производства - 3D-печать бытовых изделий, органов и лекарств, еды и других.
  • Технологии умной среды и интернета вещей
Умные датчики жкх, умные электросети, умное освещение, умный транспорт, бытовая роботехника (первыми образцами которой являются роботы-пылесосы и мультиварки, а также домашние питомцы-роботы, роботы-гувернеры, роботы-сиделки и роботы-секскуклы и новая smart-промышленность).
  • Биотехнологии на основе генных технологий
Генно-модифицированные макроорганизмы, растения и животные не только для производства пищи близко к местам ее потребления (напр. в вертикальных теплицах или в домашних «интегрированных пищеблоках» (Despommier, 2009), но и микроорганизмы для самых разных бытовых целей: производство лекарств, переработка мусора, производство топлива, очищение воды и воздуха (Brand 2010).
  • Новые технологии производства энергии
Наиболее вероятным сценарием развития новой энергетики на ближайшее двадцатилетие будет комбинация ядерных технологий, возобновляемых источников (солнце, ветер) и биологических источников (биотопливо и биогаз). с использованием генномодифицированных бактерий), способных внести сильные изменения в текущее потребление углеводородов.

Образование должно давать компетенции, связанные с этим «зеленым и бережливым» мышлением, систему представлений о современной системной инженерии, например, стандарт образования CDIO, который нацелен на управление продуктом или технологией в течение их жизненного цикла, включая утилизацию и повторное использование. К другим компетенциям, которые будут востребованы в массовом образовании, относят проектирование и программирование.

Далее у авторов доклада, когда обсуждают механизмы создания новой промышленности и трансформации общества, можно наблюдать сбои в логике, вызванные либо непониманием, либо стремлением затуманить реальные планы.

Во-первых, они считают важнейшим механизмом перехода экономики - запуск волны технологических стартапов в большинстве развитых стран и во многих развивающихся странах.

Эти стартапы и компании новой экономики в условиях конкуренции будут переходить от жестко организованных иерархических структур к адаптивной сетевой структуре, способной перестраиваться с учетом нововведений и кризисов, моделям «обучающейся организации» и «облакам» взаимосвязанных компаний. Оцифровка работы над R&D проектами и переход к модульности позволяют осуществлять совместную одновременную разработку — новых продуктов в группах из десятков и сотен взаимосвязанных, но при этом независимых компаний, одновременно осуществляя процесс подготовки производства, стимулируя расцвет гибридных форм организации, к горизонтальным моделям сетевого типа, больше похожим на сообщества, где участники в первую очередь разделяют смыслы и ценности.

Цифровизация экономики поэтому требует массового обучения новым компетенциям, важнейшими из которых являются системное мышление и способность программировать разные типы устройств.

С другой стороны, авторы отдают себе отчет, что существующая финансовая система не способна обеспечить переход к новой экономике.

От себя добавлю, что финансовая система оторвалась от реальной экономики, погрязла в спекулятивных и политических манипуляциях в интересах США.

И главное: «денежные формы взаимодействия непродуктивны для новой экономики. В денежной системе не учитываются новые ценности, например, ценность репутации, ценность творческого труда и, как следствие, неадекватное представление сегментов новой экономики в финансовом секторе».

Будет ли создана адекватная финансовая архитектура в рамках старого общества или потребуется переход к обществу сверхмодерна – вопрос открытый.

С третьей стороны, «нео-индустрия, несмотря на более эффективное обеспечение потребностей жителей развитых стран, не сможет обеспечить достаточного количества рабочих мест. Тенденция по вытеснению человека из сферы промышленного производства и из сферы рутинного интеллектуального труда, о которой мы говорили выше будет усиливаться».

С четвертой, «в дополнение к потенциалу, который создают новые разработки в генетической медицине, есть и другие системные меры, ведущие к росту продолжительности жизни как минимум, на 30-40 лет с нынешних 80+ в промышленно развитых странах и увеличению качества последних лет жизни».

С пятой, «наблюдается важный культурный сдвиг, связанный с насыщением базовых потребностей в потребительском обществе. В США после расцвета поколения бэби-бумеров последовало разочарование в обещаниях потребительского общества, которое выражается известной пословицей «не в деньгах счастье». Среди них появилась группа людей, отказывющихся от карьеры после обеспечения «базовых потребностей». Однако в последующих поколениях мы видим возрастающее осознание ценности творческой самореализации — и готовность требовать необходимые для этого условия».

С шестой, наблюдается кризис семьи и «взрывной рост самых разнообразных форм семейной организации: общины, гостевые семьи, однополые браки, союзы для совместного выращивания детей, нео-племена и др. (Budgeon, Roseneil, 2004)».

Таким образом, на дальнем горизонте, "в районе 2030-х и далее — мы можем предполагать, что основная проблема, порождавшая индустриальную экономику — проблема ограниченности ключевых ресурсов и необходимости концентрировать их для эффективного производства — будет постепенно преодолена новыми системами организации производства.

Это экономика, в которой материальные блага оказываются доступны каждому в необходимом и достаточном количестве, и по стоимости, близкой к нулю."


Однако авторы и их заказчики хотят сохранить в неизменности товарно-денежные отношения: «цены, финансовые расчеты и очень сложные формы обращения капитала».

Говоря о будущей экономике, авторы подводят итог: «Мы можем найти в ней торжество коммунизма, предсказанного Марксом, и торжество свободного рынка, предсказанного Хайеком – но это и не коммунистический рай, и не либеральная утопия. В этом смысле, на горизонте 20-25 лет, в течение жизни одного поколения, мир столкнется с окончательной неадекватностью и коллапсом идеологий, направлявших общественное развитие индустриального мира в последние полтора века. Первые ласточки – эксперименты, напоминающие социалистические коммуны 19 века – появились после кризиса 2008 г. в рамках «экономики разделяемых ресурсов» (sharing economy)».

Оставим на совести авторов этот вывод и подведем итог.

У авторов доклада нет ясного понимания ни будущего образования, ни будущего общества.
 
Сверху Снизу