Гибкий ум. Как видеть вещи иначе и думать нестандартно (Эстанислао Бахрах) | Первый творческий форум ЦРТП

Гибкий ум. Как видеть вещи иначе и думать нестандартно (Эстанислао Бахрах)

Стырх

Креатор
Регистрация
19 Ноя 2016
Сообщения
155
Реакции
641
gibkiy_um_bahrah.jpg

Нейропсихолог Эстанислао Бахрах рассказывает о том, как формировался наш мозг и что необходимо предпринять, чтобы переключить его на творческое мышление. Множество интересных фактов, подсказок и упражнений помогут вам избавиться от рутины, взглянуть на мир по-новому, раскрыть потенциал и сделать свою жизнь более красочной и насыщенной.

Цитаты:
Одно из наиболее поразительных и приятных способов развивать видение мира с других перспектив - путешествовать, уехать от мест, где мы проводим большую часть нашего времени. Когда мы физически находимся рядом с корнем проблемы, наше мышление автоматически ограничивается серией возможных ассоциаций. Это может быть полезно для концентрации, но мешает воображению.
Мы все рабы привычки, и нам часто не хватает желания или сознательности отказаться от шаблонного мышления. Люди производят 65 тысяч мыслей в день, и 95% из них похожи на те, что были вчера, и те, что будут завтра.
...идеи могут возникать в любой момент, но чаще всего, когда мы расслаблены. По теории вероятностей, чем больше идей породит наш разум, тем скорее одна из них окажется удачной, творческой и нестандартной.
«Чарльз Дьюэлл, директор Патентного бюро США, в 1899 году сказал: “Все, что могло быть изобретено, уже было изобретено”. Гровер Кливленд в 1905 году выразил такое мнение: “Ответственные и чуткие женщины не захотят голосовать”. Роберт Милликен, лауреат Нобелевской премии по физике 1923 года, заявил: “Человек никогда не сможет приручить силу атома”. Лорд Кельвин, президент Королевского общества, в 1825 году заметил: “Машины тяжелее воздуха летать не могут”. Прусский император Вильгельм I предрекал провал железных дорог: “Никто не будет платить за то, чтобы доехать из Берлина в Потсдам за час, если на своей лошади можно добраться бесплатно за день”».
Отзывы:
Книга представляет собой компиляцию идей и знаний различных авторов приправленные медицинскими терминами и философской посылкой о том, что не мы управляем мозгом, а он нами. Среди замеченных большой материал де Боно, Кайдзен и что-то неуловимо знакомое но слабо идентифицируемое. Читается без интереса, автор прыгает с темы на тему и даже заканчивает книгу без послесловия, просто обрубает последней темой. Каждая из тема затронута энциклопедически. Никакого серьезного погружения в тему не планируется. Т.е. считается что читатель полный профан и ничего раньше о мозге и мышлении не читал. Впечатления смешанные. Возможно действительно неофиту будет интересно, но я бы рекомендовал читать именно первоисточники. Это гораздо интереснее.

KirboErosions
Замечательный труд творческого человека. Эта книга отличный обзор методик по развитию творческий способностей. Семь глав различных техник и направлений. Подойдет для любознательных людей интересующихся творчеством и развитием воображения. Книга больше любительского формата, для обычных обывателей. В ней самые простые упражнения. Они дают вектор развития, а не глубинное изучения для специалистов. Мне как простому человеку далекому от всего психологического и интуитивного было интересно и увлекательно. Упражнения понравились, они не заставили сильно напрягаться, но в тоже время дали отличное представление о этом явлении. Книга небольшая, читается быстро, написана простым и понятным языком. После прочтения возникло желание снова вернуться к уже освоенному материалу и снова углубиться в него. Еще один плюс книги, она вызывает интерес к этим знаниям, хочется больше читать о сне, о интуиции, о мозговом штурме. Отличное оформление, приятная бумага.

OlegRenton
Книга представляет собой сбор исследований о работе мозга и в частности, об особенностях творческого процесса. В ней много упражнений, методик, тестов, которые позволяют расширить границы и сделать наш ум гибким. Безусловно, интересен экскурс в историю развития мозга, связей и закономерностей, которые появились в процессе эволюции. Отдельные главы книги посвящены чувствам, эмоциям, самому творческому процессу, обучению. Но создается впечатление, что это выжимки из таких больших тем. Поэтому я бы рекомендовала эту книгу человеку, который только начинает интересоваться работой мозга и перечисленными темами.

Nina_S
Вода. Книга-замануха с прекрасным дизайном обложки, красивой вёрсткой и приятными страницами, манящий заголовок, что ещё нужно для счастья? Хочется, конечно, раскрытия темы, поднятой в заголовке. А на выходе получаем пару полезных страниц с упражнениями для тренировки мозга, а всё остальное про работу самого серого вещества и примеры из жизни. Сюда добавляем хаос в повествовании: непонятно куда движемся и непонятно откуда. Ожидала ну совершенного другого наполнения.

LieskeHazier
230 страниц огромного шрифта. При желании, даже я бы смог ее прочитать за пару дней.

Одна вода. Обилие фраз "ученые открыли", "в науке это уже является фактом", "согласно последним исследованиям" и при этом ни одной ссылки на источники. За редким исключениям какие-то утверждения могут приписать определенным людям. В остальном из книги совершенно не ясно, на чем основывается автор.

Также в книге не чувствуется какая-то структура или система подачи материала. Обо всем понемножку и в разном порядке.

К упражнениям, скорее, претензий нет. В них нет ничего особенного, но их много и они условно в одном месте. Условно, потому что разбросаны по всей книге. Думаю, если ими пользоваться регулярно, можно действительно начать думать немного иначе.

Sergey Yazan
 
Регистрация
6 Авг 2016
Сообщения
147
Реакции
614
Эстанислао Бахрах — молекулярный биолог, доктор наук, преподаватель и консультант по лидерству, развитию креативности и инновациям. Он преподавал в Гарварде на протяжении пяти лет. Бахрах сделал выжимку из научных исследований человеческого мозга и сознания, включив в книгу некоторые техники по развитию творческих способностей. Kaktakto ее внимательно прочел.

О чем книга и для кого?

Книга заинтересует тех, кто хочет не только овладеть какими-то навыки, но и понять, почему тренеры им обучают, как это связано с нашим мозгом и сознанием. В “Гибком уме” довольно много научных терминов, как бы Бахрах не пытался упростить научные выводы для среднестатистического читателя, но в любом случае основные посылы, которые автор хотел донести, у вас останутся и даже покажутся неожиданными.

Книга рекомендуется к прочтению и людям старшего поколения, считающим, что с возрастом мозговая деятельность угасает, а память ухудшается. Это предположение научно опровергнуто за 12 лет до написания книги. Мозг обладает способностью восстанавливаться и обучаться вплоть до последних дней. Сознание может обучаться и изменять до самой смерти благодаря такой способности мозга как нейропластичность.

Еще это книга для тех, кто считал, что творческие способности — это дар, и это все не про них. Бахрах уверяет, их можно тренировать как мышцы.

“Гибкий ум” раскрывает интересные исследования в области мозга, его эволюции, при этом указывает, какие сферы остаются темными пятнами в нейронауке.
Говоря о том, что у человека три мозга, автор подчеркивает: мы эмоциональные существа, которые научились думать, а не думающие машины, способные чувствовать. Именно поэтому эффективность обучения зависит от эмоциональной среды, в которой оно происходит. У этого тезиса есть вполне физиологическое объяснение: при увеличения уровня кортизола (гармон стресса), повышается внимание и реакция, но один из ключевых выводов, к которым пришел практикующий ученый — идеи могут возникать в любой момент, но чаще всего, когда мы расслаблены.
Бахрах считает, что со школы нас учат не думать. Когда в поиске ответа мы рассчитываем на образование и накопленный опыт, мышление умирает, поэтому так трудно часто задействовать воображение и творческие способности.
“Наши идеи организованы определенным, предсказуемым образом и представляют собой ограниченный набор категорий и понятий. Творческое мышление требует умения создавать ассоциации и связи между двумя или несколькими разными темам, а значит, новые категории и понятий”, — пишет ученый и консультант.
“Гибком уме” дается довольно много простых техник, как развить концептуальное мышление (одна из форм творческого мышления). Некоторые из них связаны со смешением понятий, когда пишутся разные слова, а потом нужно найти взаимосвязи между ними, а потом применить как-то к творческой задаче. Или представить совершенно нереальную ситуацию или себя в нереальной ситуации и задавать самые разные вопросы.

По его мнению, можно вернуть способность к творчеству, если мы снова почувствуем себя детьми, которые стремятся не исключать возможности, а расширять их.

Еще одной техникой, которая многим может показаться странной, это постановка себя на место проблемы. То есть надо представить себя проблемой и задавать себе вопросы от ее имени, в том числе и такой: что бы я самому себе посоветовал?

Как запустить творческий процесс

Творческий процесс можно разделить на пять главных этапов, которые можно и объединять:
  1. Подготовка, когда вы погружаетесь в проблему или задачу, ставите перед собой цель.
  2. Обдумывание — идеи роятся на бессознательном уровне.
  3. Озарение.
  4. Оценка.
  5. Процесс разработки.
Больше всего энергии мозг тратит на мысли о чем-то новом. Поэтому нам так сложно что-то изобрести.

Когда мозг расслаблен, в нем появляется больше мыслей. Большинство из них идей обычные, но чем их больше, тем выше вероятность, что одна из них будет нестандартной.
Идеи — это случайная комбинация понятий, переживаний, примеров, мыслей и историй, которые разложены по ящикам умной памяти. Мы не придумываем ничего нового. Новизна в том, как мы комбинируем известное.
По мнению Бахраха, на пути к творчеству стоит препятствие. Он описывает технику для преодоления препятствий: когда приходит в голову хорошая идея, она может помешать придумать лучшую, поэтому нужно производить идеи, не задумываясь о том, плохие они или хорошие. Следовательно, нужно думать без цензуры. Но при этом желательно поставить себе цель по времени и количеству идей. Инновационные компании устанавливают 100 идей в час.

Семь заповедей при создании идей
  1. Не оценивайте
  2. Не комментируйте
  3. Не редактируйте
  4. Не исполняйте в мыслях
  5. Не беспокойтесь
  6. Не оглядывайтесь
  7. Не теряйте мотивацию
Чтобы мышление стало более свободным и гибким автор советует составлять списки, не забывая про семь заповедей.

Есть и техника одиночного мозгового штурма. Так, можно взять листочки и записывать по одной идее на каждой, не подвергая себя цензуре, а потом комбинировать их, сочетать, чтобы создать новые. Потом рассмотреть их с разных точек зрения, найти общее между идеями. Представив критику, далее идеи исправляются в соответствии с этой критикой. А потом нужно поспать, дав мозгу поработать в одиночку.

Говоря о мысленных блоках, Бахрах пишет о счастье, которое увеличивает возможность появления озарений, а тревога уменьшает. Исследования показывают: люди, у которых чаще всего происходят озарения, лучше осознают свои внутренние процессы.

Блоком для творческого процесса ученые называют убеждения, поэтому для появления идей нужно поверить, что возможно что-то иное. Есть даже техника “Перевернутые убеждения”. Нужно записать все предубеждения, связанные с творческой задачей, а потом посмотреть на них с другой точки зрения. Или подумать, как вашу задачу решили бы представители разных профессий.
“Когда мы физически находимся рядом с корнем проблемы, наше мышление автоматически ограничивается серией возможных ассоциаций. Это может быть полезно для концентрации, но мешает воображению”.
Чувства, эмоции и творчество

Наши пять органов чувств улавливают около 11 миллионов битов информации в секунду, но сознание способно обработать всего 40 бит в секунду. Как зрение, обоняние, осязание, слух, вкус влияют на мозг и создание идей, Бахрах объясняет в отдельной главе.
Озарения похожи на звонок мобильного на вечеринке: вам его плохо слышно на фоне такого шума. Нужно расслабиться, чтобы кора головного мозга приглушила звуки повседневности и вы могли бы услышать голос подсознания. Обо без сомнения принесет хорошие новости о решении ваших проблем.
Внимание

Глава книги так и называется “Я сказал, не отвлекаться!”. Ученый приводит данные исследования о том, сколько времени отнимает постоянное прерывание на проверку почты. Около 10 секунд тратиться, чтобы взглянуть на иконку, а чтобы вновь сосредоточиться на прерванной работе — 30-180 секунд. В год тратиться до 66 часов на то, чтобы посмотреть, пришло ли что-то новое на почту. Чтобы этого не делать, он предлагает составить список того, что можно сделать, чтобы меньше отвлекаться.

Перед тем как начать придумывать идеи, важно ясно сформулировать творческую задачу. Ведь проблема требует максимального внимания. Если сложно на чем-то концентрироваться, попробуйте технику для развития внимания: выберите случайным образом цвет, а потом в течение дня ищите этот цвет во всем, что встретите. Или за пять минут напишите список того, что можно улучшить в месте, где вы находитесь.
Основываясь на данных нейронауки, Бахрах предупреждает: не пытайтесь заниматься двумя делами одновременно, лучше успокойтесь и приступите к одному из них. Убрать надо не только внешние раздражители, но и внутренние, очистив разум перед тем, как приняться за проблему.
Наверняка многие знают, но можно еще раз напомнить: намерение активирует мозг, что позволяет порождать больше новых идей. Поэтому полезно создать карту намерений: написать в центре листа свою цель, а вокруг прикреплять изображения, фразы и прочее, связанные с ней. Установки являются прекрасным стимулом для мозга.

Творческие люди, какие они?

Они физически выносливы, много работают с высоким уровнем сосредоточенности, но сохраняют энтузиазм, сочетают игру и дисциплину. Получают намного больше удовольствия от процесса, чем от результата. Они одержимы своей работой, а работа без страсти их перестает увлекать.

Творчеству необходима цель, возможно, поэтому черта всех творческих людей — наслаждение процессом, получение удовольствия. Еще чем быстрее мозг поймет, какую задачу нужно решить, тем быстрее проявятся творческие способности. Есть даже техника “Три приоритета”: нужно записать три приоритета в жизни и искать связи с ними во время путешествия, прослушивания музыки, беседы или чтения.

Творческие люди лучше и чаще ассоциируют понятия, которые на первый взгляд никак не связаны. Они всем интересуются, обладают высоким уровнем концентрации и внимания, экспериментируют без страха потерпеть неудачу, выделяя время на поиск наилучшего решения.

На 80% творчеству можно научиться, констатирует автор.

Техники вам в помощь

С помощью техники “Вопросы” можно развить любознательность и учиться сомневаться. Задавать вопросы нужно следующие: почему? что, если? почему нет? Еще стоит использовать пять “почему”, чтобы добраться до сути проблемы.

Чтобы еще больше углубиться в творческий процесс, попробуйте технику “20 вопросов”. Сформулировав задачу, в течение 10 минут на протяжении месяца записывайте все вопросы, которые приходят в голову относительно нее. Для этой техники, конечно, потребуется недюжинная дисциплинированность.

“Тойота” использовала следующую технику, чтобы получить больше идей после того, как первая попытка оказалась неудачной — там изменили формулировку задачи. То есть можно изменить слово или порядок слов в описании творческой задачи, чтобы стимулировать воображение — определите ключевые слова и поменяйте их по крайней мере пять раз.

Следующая техника будет интересна рекламщикам. Суть техники “Два слова” в том, что творческую задачу нужно описать в двух словах, потом для каждого слова подобрать два качества, для этих характеристик подобрать по два признака. Разбивайте качества надвое, пока не почувствуете, что материала для решения проблемы достаточно. Именно таким образом можно формулировать рекламные объявления.

Предрассудки

Когда мы сталкиваемся с новой проблемой, для творческого процесса очень важно хотя бы частично избавиться от предубеждений, которые ограничивают видение проблемы. А предрассудки в свою очередь связаны с эмоциями.
Нейронаука пришла к выводу: чтобы эмоциональных реакций избежать, нужно развивать осознанное отношение к эмоциям.
Чтобы контролировать эмоции, уровень стресса, нужно успокоить свои мысли. Этому посвящено довольно много техник.

Физическая нагрузка

Мозг потребляет 20-30% энергии, хотя его вес составляет 2-5% от массы тела. Когда мозг работает на полную мощь, он использует больше энергии на единицу ткани, хотя не может активировать одновременно более 2% нейронов. Учитывая, что мозг не может жить без кислорода и пяти минут, его нужно питать. А это возможно благодаря физической нагрузке, которая необязательно обеспечивает больше кислорода и питания, но делает их доступнее. Так что упражнения называют пищей для мозга.

Источник:
 
Сверху Снизу