Как создать религию | Первый творческий форум ЦРТП

Ксения Мутяк

Креатор
Регистрация
26 Июн 2016
Сообщения
113
Реакции
501
Руководство: Как создать Религию

Многим знакома фраза о том, что если хочешь действительно много заработать, то стоит создать свою религию.

Любая современная компания, которая хочет стать по-настоящему большой и великой вынуждена будет превратиться в религию со своими фанатиками и евангелистами.

Начать хочу с кейса самого успешного стартапа всех времён с пользовательской базой 2,4 млрд человек. Пару дней назад, мы всем миром, отмечали 2020 день рождения его основателя.

1. 2000 лет назад он запилил успешный стартап под названием Христианство.

2. Он взял часть оупенсорсного кода, над которым уже более 1500 лет трудились иудеи и решил его допилить.

3. Софт-лонч проекта проходил в формате лекций.

4. Гаража и ютуба у них не было, поэтому лекции проводили где придётся: на улице, в поле или хлеву.

5. Удалось перетянуть часть юзеров у предшественника.

6. Первая модель монетизации — донаты.

7. Канал продвижения — сарафанное радио и сетевой маркетинг.
«Сначала вас не замечают, потом над вами смеются, потом борются с вами. А потом, вы побеждаете»
Махатма Ганди
8. Долго над командой стартапа смеялись и не замечали.

9. Основателю не удалось пройти долину смерти: внутри команды появились разногласия, в итоге его сдали конкурентам и распяли. До этапа: «А потом, вы побеждаете» основателю дожить не удалось.

10. Управление проектом перешло к последователям, которые создали совет директоров.


12 апостолов: первый совет директоров

11. С уходом основателя появилась необходимость упорядочить работу компании: оцифровать контент, созданный основателем, оформить регламент и бизнес-процессы. Так появились Евангелия и была создана материнская компания в форме Церкви.

12. В следующие 300 лет стартап показал мощный трекшен (по тем временам) и привлек внимание сильных мира сего. Император Константин увидел возможности от синергетического эффекта со своей корпорацией и у стартапа появился первый стратегический инвестор — Римская империя.

13. Когда модель показала свою жизнеспособность, то начали создаваться клоны, в том числе бывшими сотрудниками.

14. Каждый проект забирал часть кода и старался перетянуть часть пользовательской базы. Так появилось мусульманство, протестантизм, православие и сотни других менее успешных стартапов.


Хард-форки христианства

15. Для защиты интеллектуальной собственности от конкурентов применяли предания анафеме и наречении еретиками (авторского права ещё не было).

16. Спустя ещё несколько сотен лет и укрепления бизнеса, начался этап масштабирования с применением новых технологий агрессивного маркетинга — крестовых походов.

17. Усиливающая конкуренция с другими религиями дала толчок в развитии авторского права — появилась инквизиция.

18. К концу 20 века, ведущие компании на рынке религий полностью поделили рынок и столкнулись с сильными конкурентами в лице новых религий — успех, демократия, здоровый образ жизни и т.д.

19. В 21 веке всё больше стартапов хотят не просто продавать кроссовки или телефоны. Они включаются в битву за души людей, хотят формировать наши ценности и взгляд на жизнь.

* * *

Религия это не про добро и зло, не про ад и рай и конечно не про бородатого дедушку в облаках.

Религия это про смыслы и идеи, которые формируют твою картину реальности.

Человек — биоробот. Мы не рождаемся полноценным человеком, мы рождаемся заготовкой для человека. Человек, который вырос среди волков — станет маугли, выросший среди папуасов — папуасом.

Человеческий мир — мир смыслов. Мы растём в нём, впитывая смыслы как губка и программируя свою нейросеть. Что хорошо/плохо, что правильно/не правильно.

Маркетингу чуть больше 100 лет, в то время как самые древние и работающие технологии существуют более 3500 лет и их не смогли подкосить даже научные открытия. Поэтому мы продолжаем верить.
  • Что лежит в основе этого подхода?
  • Почему это так мощно работает?
  • Как создаются идеи, которые заставляют людей идти даже на смерть?
  • Почему фейсбук, телевидение или кофе это тоже религии?
 

Ксения Мутяк

Креатор
Регистрация
26 Июн 2016
Сообщения
113
Реакции
501
Главная задача Религии — создание смыслов, которые управляют выбором человека. Как это происходит?

Религия использует две фундаментальные особенности нашего мозга.

1. Желание всё объяснить

Наш мозг не терпит неопределённости. В каждый момент времени ему важно понимать что происходит. Оценивая ситуацию, он принимает решения.

В знакомой ситуации мы действуем на автоматизме.

Если в нашей нейросети нет ответа — запускается мыслительный процесс (поиск ответов).

Вы на автопилоте идёте до метро, не задумываясь о том как передвигать ноги или на каком повороте свернуть.

Однако, если вам по пути попадётся инопланетянин или носорог, то мозг тут же задастся вопросом: «Что за херня происходит? »

Короче, наш мозг не терпит неопределённости и желает для всего найти какое-то объяснение, встроив его в свою картину мира.

2. Мозг — ленив

При 2% массы тела, наш мозг потребляет 20% энергии.

На протяжении эволюции мы всегда жили в дефиците калорий. Поэтому эволюция позаботилась о снижении энергопотребления самого прожорливого органа.

Использовать готовые ответы проще, чем думать. Поэтому мы включаем мышление только тогда, когда чертоги нашего разума или гугл не дают нам готового ответа.

Как это работает

Складываем 1+1: наш мозг хочет всё понимать, но при этом ленится сам искать ответы.

Зачем изобретать ещё одно колесо? Если какая-то обезъяна придумала его уже до тебя.

Именно здесь открываются безграничные возможности для создания идей, смыслов и мифов.

В древние времена люди стремились понять как устроен мир: кто управляет дождём, молниями и что происходит, когда мы умираем.

Появились мифы. Красивые и образные истории рассказали про богов, которые мечут молнии и управляют мирозданием. Так всё и работает.

Спустя сотни лет и тысячи А/Б тестов, эти мифы превратились в полноценные религии с ритуалами, жрецами и храмами.

На самом деле в этом нет ничего плохого и даже полезно в целом для общества. Не могут же все проводить время в глубокомысленных размышлениях о бренности бытия?

На это нет времени. Нужно охотиться, работать в поле, а в перерывах следовать инструкциям: молись богам, приноси жертвы, не задавай лишних вопросов и всё будет ок (случится дождь, будет урожай, не будет войн и болезней).

Но кто сказал, что это работает?

Если вам кажется, что современные люди умней папуасов, то не обольщайтесь.

Каждое утро мы чистим зубы, но кто сказал что это действительно необходимо? Люди жили без зубной пасты тысячи лет, животных не мучает кариес… Есть ребята (еретики), которые опираясь на научные исследования, доказывают, что это не просто бесполезно, но даже вредно.

Кто сказал, что худые женщины с большими грудями, сексуальнее толстых женщин с маленькими грудями? Микеланджело, который рисовал толстых (в нашем понимании) женщин, не был извращенцем. Просто у него и его современников были другие стандарты (мифы) о красоте.

* * *

Мы живём спокойной жизнью, пока не появляется новый мессия и не говорит о том, что мы живём неправильно (неправедно) и пора «думать иначе»: холестерин вреден, а зелень полезна, кнопочные телефоны для лохов, а айфоны для продвинутых.

Большинство говорит о ценности высшего образования, а кто-то (еретик) начинает спорить и раздавать гранты студентам (искушает сатана), которые бросают учёбу.

Я не утверждаю, что нужно перестать чистить зубы и начать любить толстых женщин с маленькими грудями. Хотя почему бы и нет? Отличная религия, которая могла бы снизить конкуренцию за нормальных женщин.

Я хочу показать, что многое из того, что кажется незыблемым — не факт: как миф про деда мороза, миф про землю, стоящую на четырёх слонах или миф про дедушку на небе, который наказывает грешников.

Просто однажды кто-то создал красивые мифы, в которые мы сейчас верим:
  • мифы о резаных цветных бумажках с картинками президентов или мифы о здоровом образе жизни
  • мифы о том, что хороший ребёнок так себя не ведёт...
  • мифы о том, что настоящая женщина должна... или настоящий мужик никогда себе не позволит...
  • мифы о том что правильно, этично, халяльно и по феншую
  • мифы о том, что нужно носить, как себя вести, во что верить, и главное, что нужно покупать и каким Богам приносить жертвы, чтобы быть красивым, успешным, богатым, любимым и счастливым.
Итоги
  1. Наш мир соткан из мифов.
  2. Папуас из Новой Гвинеи и белый, хорошо образованный американец-католик — живут в разных мирах, созданных разными мифами.
  3. Новые мифы и религии зарождаются и умирают каждый день.
  4. Творцы создают мифы, остальные живут в их мифическом мире.
  5. Наш мозг любит мифы, потому что они делают мир понятным и экономят энергоресурсы на собственные размышления.
  6. ЦКП религии — создание мифов и смыслов, которые объясняют как всё устроено и управляют решениями других людей.
 

Ксения Мутяк

Креатор
Регистрация
26 Июн 2016
Сообщения
113
Реакции
501
В этой части посмотрим, есть ли отличия между основателями стартапов и теми, кто создаёт религии и делает революции.

Истинноверующий

Авторитетный исследователь Эрик Хоффер, в своей книге «Истинноверующий», выделяет три типа личности лидеров массовых движений: «люди слова», «фанатики» и «люди действия». Ни один человек не попадает в одну категорию. Его роль может меняться со временем.

Массовые движения начинаются с «людей слова» или «интеллектуалов»: таких как духовенство, журналисты, ученые и студенты. Хоффер относит к этому типу Ганди, Мухаммеда и Ленина.

«Человек слова» атакует действующие вероучения и пытается их дискредитировать. Он создает «жажду веры» и формирует первый круг единомышленников.

На следующем этапе лидерство подхватывает «фанатик», который способен запустить движение в массы. «фанатик» находится в постоянной борьбе за власть и перемены. Примеры: Муссолини, Сталин и Гитлер. «Фанатики» часто происходят из нетворческих «людей слова».

На третьем этапе лидерство принимает на себя «человек действия», завершая «динамичную фазу» массового движения. Он смещает акцент с лозунгов, на создание социального института, в котором амбициозные люди могут проявить себя и получить влияние и славу. Часто без «человека действия» массовое движение увядает и умирает вместе с фанатиком.

На мой взгляд для создания стартапа, уже на старте, необходим союз «человека слова» и «фанатика». Я изменил названия типов, чтобы они лучше отражали компетенции и зону ответственности именно для стартапов. Каждый из типов имеет свой ярко-выраженный тип мышления, который базируется на особенностях нейрофизиологии и закладывается генетически.

Конструктор

Продуктом «человека слова» является некая новая философская концепция («Капитал», «Библия», «Так говорил Заратустра» Ницше).

Результатом работы Конструктора может быть не только философская концепция, но также методология (Scrum, система воспитания Монтессори, «Я не умею худеть» Дюкана) или непосредственно продукт (социальная сеть Facebook, поисковый движок Google, самолёт, компьютер Apple I).

Чтобы стартап был успешен, ему необходимы конкурентные преимущества:
  • Уникальная технология;
  • Уникальные компетенции команды;
  • Уникальное понимание отдельно взятого рынка;
  • И так далее.
Именно это — зона ответственности Конструктора. Он способен глубоко погрузиться в какую-то тему, будь это абстрактная теория или конкретная техническая задача. Этот человек — исследователь. Ему интересно решать технические задачи. Неразрешимая задача является для него вызовом. Само по себе наличие проблемы, которую он считает интересной и важной, мотивирует его на действия.

Часто Конструктор может быть сильно оторван от реальности и способен утонуть в процессе разработки, исследования и создания продукта, забыв, а для чего вообще всё начиналось.

В крайних формах — это психически не здоровый и аутичный человек, обитающий в своих мирах (например Перельман). Профессор Сапольский считает, что в древние времена именно такие люди становились шаманами, жрецами и т.д.

Как я уже писал выше — тип мышления определяется генетически. Поэтому разочарую всех романтиков: если ты Конструктор, то увы никогда не станешь таким как Стив Джобс, даже если это твой любимый герой.

Чтобы создаваемый Конструктором продукт нашёл своих последователей, ему необходим «Фанатик» или в моей терминологии Продюсер.

Продюсер

Задача Продюсера придать созданному продукту форму, которая «зайдёт». Я не знаю кто конкретно придумал лозунги «Землю — крестьянам, фабрики — рабочим», но именно они «сделали» революцию, а не «заумные» теории Маркса.

Продюсер — самый эгоцентричный тип, поэтому иногда с ними сложно. Это человек, который чувствует как можно «подать» продукт (не знает, а именно чувствует).

Конструктор тоже способен освоить этот навык, однако для него это всегда будет из разряда технической задачи — некий алгоритм.

В отличие от Конструктора Продюсер не любит погружаться в детали и уходить сильно вглубь. Он способен ухватывать основную суть, которой достаточно, чтобы произвести нужное впечатление. Он гораздо больше Конструктора ориентирован на конечный результат, а не процесс.

Ещё одно важное качество любого Продюсера — харизма, которой не обладают конструкторы.

Результатом работы конструктора является завершённый Продукт, который интересен другим людям

Мне кажется Мухаммед и Ленин больше похожи на продюсеров/«фанатиков». В истории фейсбук был Шон Паркер, а у фашизма Гитлер (хотя идеи, лежащие в его основе, создавали десятки мыслителей и философов, типа Ницше). Продвижением Bitcoin занимается не Сатоши, а сотни «фанатиков» крипто-анархистов.

Конструктор без Продюсера рискует закопаться в создании продукта и выпустить то, что рынок не поймёт.

Продюсеру без Конструктора будет сложно создать по-настоящему уникальный продукт.

Проблемы в команде

Иногда бывает, что даже правильно собранная команда, работающая над правильной идеей — разваливается. Обычно, проблемы начинаются, когда среди основателей нет чёткого понимания кто и зачем в проекте. Не раз сталкивался с этим на личном примере.

Бывает, что Продюсер начинает распространять своё «видение», не только на финальную подачу продукта, но и в такие детали, в которых ему делать нечего. Чаще всего Продюсер обладает бОльшей харизмой, чем Конструкторы, поэтому способен передавить своим видением и харизмой.

Хороший пример Стив Джобс, который наломал в компании не мало дров, но история на его стороне, поэтому кто я такой, чтобы судить икону.

Бывает наоборот, что менее эмоциональный и более стрессоустойчивый Конструктор передавливает тонко организованную натуру Продюсера. В итоге стартап зарывается в продукт и всё больше отрывается от земли, решая проблемы, выдуманные Конструктором.

Возможно, в этом случае стоит задуматься о том, чтобы ввести в команду управленца, который будет балансировать команду.

Что пишут умные люди?

Для большей объективности и информативность статьи, добавлю одну из множества формул для создания команды основателей стартапа.

Формула от Морейниса, которой я пользовался раньше:

1. «Лидер + Управленец + Делатель».

2. Нет лидера — нет идеи большого бизнеса. Нет управленца — все посыплется при первых признаках роста. Нет делателя — все закончится презентациями идей и табличками будущих планов.

3. Когда вы собрались командой и решили начать делать проект — сначала стоит понять, кем вы считаете себя, а потом — кем вас считают другие.

При всей логичности этой формулы, она всегда вводила меня в некоторое замешательство. Что значит Лидер? В моём опыте, чаще всего на старте проекта собираются люди с высокими амбициями. Поэтому мне всегда было сложно понять кого определить на роль лидера? А ещё мало кто способен уловить тонкую грань между ролями Лидера и Управленца. Поэтому все кто с амбициями, хотят рулить, решать и управлять.

Я твёрдо уверен, что каждый из основателей должен быть лидером, просто каждый должен понимать зону ответственности своего лидерства и не лезть на чужую поляну.

При этом каждый должен быть Делатель. На этапе стартапа, продуктом даже самого улетевшего визионера должны быть документы, тексты, презентации, видео или что-то ещё материальное, а не абстрактные рассуждения и идеи.

Технарь и Продавец

Хочу отдельно выделить 2 важные роли, которые могут быть или не быть в команде.

Если основой стартапа является какая-то уникальная технология или алгоритм (например, поисковый движок или ИИ-алгоритм), то в этом случае безусловно в команду нужен мощный технарь, который займёт роль Конструктора.

Однако, в наше время, даже проекты с уникальной технологией, всё чаще запускаются без готового продукта и начинаются с продажи. Поэтому, возможно компетенции хорошего маркетолога и продавца, становятся даже более важными, чем технические скиллы.
 

Ксения Мутяк

Креатор
Регистрация
26 Июн 2016
Сообщения
113
Реакции
501
В контексте серии статей, я рассматриваю «религию» не как духовный путь или идею бога, а как возможность одеть очки «религии» и посмотреть на создание компании и её маркетинг с точки зрения мощных механик, лежащих в фундаменте «религий».

Фундамент «религии»

За тысячи лет ведущие религии создали множество инструментов.

Чем больше элементов используется, тем мощней религия, однако есть база, составляющая фундамент любой религии. Все остальные элементы поддерживают этот фундамент.


Искусно подобранные элементы взаимно укрепляют друг друга.

Мода как «религия»

Посмотрим на феномен моды, через призму «религии».

Правила: сочетание цветов, стилей и прочие “законы моды”

Ритуалы: покупка вещей, показы мод, сезонные коллекции

Смысл: быть модным, стильным, желанным и т.д.

1. Сакральный смысл создаёт желание следовать правилам и ритуалам.

Если я хочу быть модным — покупаю журналы, слежу за модой, покупаю модные вещи, ориентируюсь на тренды и “законы моды”.

2. Если каждый день я и окружающие меня люди следуют правилам, то это усиливает веру в смысл и объясняет ритуалы.

Если я одеваюсь по “законам моды” (соблюдаю правила) и получаю одобрение от “модных” людей, то укрепляет мою веру в “законы моды” (смысл) и стимулирует меня продолжать покупать модные вещи и следить за модными тенденциями (ритуалы).

3. Если каждый день я совершаю ритуал и получаю дофаминовое подкрепление, а прекращение ритуала вызывает стресс, то это укрепляет мою веру в правила и смысл.

Каждое утро женщина начинает с ритуалов: макияжа и выбора одежды. Если вдруг не накрасилась и оделась во что попало — будет стресс от внутренних переживаний или косых взглядов коллег на работе. Итог — усиление веры в правила и смысл. Чтобы быть модной и желанной — необходимо одеваться в модные вещи и делать макияж.

* * *

По сути «религия» — это сообщество людей, которые совершают ритуалы и соблюдают правила, ради какого-то смысла.

Все три элемента вместе составляют суть «религии» или договор между «Богом» и человеком (завет).

1. Обязательства сторон по договору

Совершай ритуалы, следуй правилам и будет хорошо.
  • Медитируй и обретёшь осознанность и достигнешь Нирваны
  • Молись, читай молитвы, следуй заповедям и отправишься в Рай.
  • Покупай модные вещи, грамотно сочетай их и будешь модным и желанным.
2. Ответственность сторон по договору

Не будешь следовать правилам и ритуалам — настигнет кара божья.

Если обещанное "хорошо" не наступает, значит сам дурак и не достаточно стараешься выполнять правила и ритуалы.

А теперь об этих и остальных элементах чуть подробней.

1. Священное писание

Священное писание — это набор мифов: логично выстроенная смесь правды, полуправды и откровенного вымысла, завёрнутая в красивые истории.

Схема построения религиозного мифа

1. Делается метафизическое утверждение, которое невозможно подтвердить или опровергнуть.

2. Дальше происходит трюк… Вам говорят: «Представьте, что это метафизическое утверждение правда».

3. А если это так, то ЭТО позволяет логично дать объяснения массе необъяснимых явлений.

4. Религиозные мифы часто пишутся метафорическим языком, который нуждается в разъяснениях и толкованиях.

Список классических мифов

Использование списка повышает iKPI отдела контент-маркетинга и карму отдельно взятого копирайтера.

Мифы идентичности, проводящие границу “мы — они”

Мифы об исключительности, особой роли и сплочённости.

  • в иудаизме: евреи — избранный народ
  • в фашизме: арийская нация
  • любой патриотизм.
Джобс мастерски использовал эти 2 мифа: сначала он сделал антогонистом — IBM, а эппл светочью в этом мире. Затем этот же трюк он провернул внутри компании, когда нарёк команду Macintosh — избранными, а всех остальных сотрудников — тёмными и невежественными. Это одухотворяло команду Macintosh, но здорово демотивировало остальных сотрудников.

Мифы о героях и героическом поведении.

Одни из важнейших мифов в любой “религии”. Это и древние эпосы о Гильгамеше и современные рекламные компании.

В своей знаменитой рекламной компании “Думай иначе” Эппл рекламировала не свою продукцию, а образ людей, на которых хочет быть похожими её ЦА.

Найк гораздо больше внимания уделяет сильным духом спортсменам, чем кроссовкам.

Мифы про неверие и расплату за неверие.

Красочные истории о том что будет, если не будешь следовать правила и ритуалам (ужасные клещи живут в коврах и если не купишь пылесос кирби за 150 тыс — умрёшь)

Мифы о вечном кайфе. О том какой замечательной будет твоя жизнь (возможно загробная), если следовать правилам и выполнять ритуалы.

Ислам: царствие небесное
Веганство: ешь только траву и будешь такой же здоровой как Машка
Проект Венера

Мифы про плохо и хорошо. Иллюстрация правильного и неправильного поведения.

Мифы о Золотом веке (райский сад)

Мифы о Благородном дикаре (Адам и Ева)

Мифы о священных датах

Мифы в обоснование ритуалов

Мифы о важности вовлечения новых верующих


Мифы про основателя, его праведную жизнь и про передачу ему знаний от бога (откровение)

Мифы про символы веры

Мифы устанавливающие и регламентирующие иерархию


Профессионалов в контент-маркетинге приглашаю присоединиться и поделиться своими идеями о мифах, которые могут быть использованы для создания “религию”. В раю для маркетологов и копирайтеров вам за это воздастся. Зуб даю.

2. Ритуалы

Задача ритуала — менять мозг и создавать новые нейронные связи, а также удерживать внутри компульсивного цикла (повышая retention)

Для этого есть всего два способа — многократное повторение, либо сильный эмоциональный опыт.

На основании этого, все ритуалы можно разделить на два типа:
  • Эмоциональные ритуалы
Сопровождаются высоким возбуждением нервной системы, активизируют эпизодическую систему памяти и групповую идентификацию.

Примеры: обрезание, жертвоприношение, праздник, проповедь, матч футбольной команды, новый год, свадьба, похороны, выпускной, 1 сентября.
  • Регулярные ритуалы
Слабое, но при этом регулярное возбуждение. Чем чаще делаешь, тем быстрее и сильнее привыкание (медитация, листание ленты в инстаграм)

Некоторые из ритуалов:
  • Проповеди (воскресное богослужение, презентация Apple, обращение к федеральному собранию, стримы, прямые эфиры). Мотивация, подогрев и заряд паствы, поддержание энтузиазма.
  • Молитвы
  • Обряды (венчание, похороны)
  • Праздники
  • Посты
  • Достижение статуса (возведение в сан, повышение в армии)
  • Принятие веры (инициация / посвящение) (Крещение, инаугурация)
  • Отпущение греха (исповедь, заявка саппорту на разбан)
  • Посещение святых мест (поломничество, хадж)
  • Милостыня (донаты)
  • Жертвоприношение
Один из важнейших ритуалов. Чем больше жертва, тем сильнее вера.

Каждый хороший маркетолог знает, что мы совершаем выбор иррационально и потом пытаемся его рационализировать.
Покупка айфона или макбука — ритуал жертвоприношения.
Купив телефон или ноутбук в 3 раза дороже аналогов, тебе необходимо объяснить самому себе, зачем ты сделал такую дичь. Поэтому апологеты наделяют технику Эппл сверхъестественными свойствами, а всех еретиков снисходительно зансят в список недалёких.

Дальше пойдём быстрее.

3. Правила

(заповеди / клятвы / обычаи / традиции / табу)

Правила формируют наши нормы поведения и морали.

Задачи морали: оценивать, регулировать, воспитывать.

Примеры: государственные законы, кодекс болельщика, присяга, “в горе и радости, пока смерть не разлучит нас”, рыцарский кодекс, правила поведения “настоящего мужчины”, правила поведения “стерв”, как должен вести себя лидер, патриот и т.д.

4. Храмы

Храм привлекает внимание одним своим существованием, особенно когда оттуда доносится звон колоколов или пение Муэдзи́на.

Храм — символ власти, место совершения обрядов и ритуалов, сбора паствы и проведения проповедей.

Примеры храмов: административные здания власти, спортзал, кабинет психолога.

Если правильно посмотреть на свой сайт или приложение как на храм, то можно испытать озарение и множественные глубокие откровения.

Если озарения не случилось, значит посмотрел не под тем углом или не в ту фазу луны. Нужно настроиться и повторить в правильный день.

5. Свой язык, слова, термины, система знаков

Термин свой язык распространяется гораздо шире, чем кажется.

Без веры в определённые мифы, даже привычные нам выражения и слова, теряют абсолютно всякий смысл: измена жене, любовь, нуб, предательство, модно, изящно, круто, латте, бариста и т.д.

Вам будет сложно объяснить инопланетянину, что такое любовь, если на его планете не вступают в долгосрочные отношения и бессистемно спариваются друг с другом. Как объяснить что такое предательство и лож инопланетянину, где не существует лжи (как в фильме Изобретение лжи)

6. Церковь (организация, обслуживающая и эксплуатирующая религию)

7. Иерархия

8. Символы веры

9. Святые

10. Святыни
(места силы, реликвии)

11. Агенты влияния, евангелисты и сеть распространения

12. Законы богослужения (правила и инструкции для служителей культа / работников корпорации)

13. Духовный путь

14. Метафизическая картина мира и система ценностей

15. Одежда, аксессуары, символы и знаки


16. Святая инквизиция (отдел соблюдения корпоративных стандартов)

17. Враг и священные войны (вспоминаем Джобса, IBM и Macintosh)
 
Сверху Снизу