modus omadus
Креатор
- Регистрация
- 20 Июн 2022
- Сообщения
- 24
- Реакции
- 93
"Общество спектакля": что имел в виду под этим Ги-Эрнест Дебор
Ги-Эрнест Дебор написал свою, ставшую знаменитой, книгу "Общество спектакля" в 1967 году. Это было такое время, когда в западном мире (а во Франции особенно), леворадикальные движения находились на пике своей деятельности, властителями дум молодежи были левые философы типа Герберта Маркузе или Теодора Адорно, а во Франции начиналась так называемая молодежная революция, в 1968 вылившаяся в сражения на баррикадах в Латинском квартале.
Критиковать капитализм тогда было хорошим тоном и вообще модно.
Когда Дебор писал свою книгу, он сам был достаточно молод (36 лет) и настроен весьма радикально, о чем прямо и сказал. Не удивительно, что бастующие студенты в 1968 году подпитывались от идей, изложенных в его книге. В конечном итоге они добились отставки президента де Голля. Вспоминая те события, Ги Дебор писал, что
Используя термин "спектакль", Ги Дебор рассмотрел экономику и идеологию западных стран, подчеркивая тот факт, что в современной западной культуре существует доминанта визуальности. Проще говоря, важнее не быть, а казаться, а чтобы казаться, надо хорошо сыграть свою роль. Дебор называл спектакль универсально значимой идеологией. Хотя кажется, что спектакль виден всем, на самом деле он замкнут в себе, «является собственно секретным», поскольку все, что не подходит зрелищу - замалчивается.
Если происходят какие-то действия, которые не срежиссированы, то есть свободны, власти это не нравится. Власть претендует быть режиссером спектакля и все контролировать.
Основные идеи Ги Дебора:
Современная капиталистическая экономика приобрела визуальный характер. Действия власти имеют постановочный смысл. Люди превращаются в пассивных зрителей (как это сейчас говорится - "запасаюсь поп-корном"). Общество состоит из нагромождения спектаклей во всех своих сферах. Под спектаклем можно понять отношения между людьми, которые опосредованы образами. Спектакль сосредотачивает в себе нереальность реального общества, конструирует модель преобладающего образа жизни.
Дебор называл спектакль основным производством современного общества, то есть это - экономика, которая развивается ради себя самой.
Ги Дебор критиковал как капитализм, так и тоталитарные общества, декларирующие свой социалистический характер. Он считал, что пролетариат - всего лишь зритель спектакля, затевавшегося как бы ради него, но на самом деле в интересах узкой группы людей. В результате возникла величайшая историческая иллюзия, фиктивный мир «государства рабочих и крестьян». Дебор имел в виду, конечно, СССР и его сателлитов.
Однако он тут же замечал, что вообще цель любой политической системы состоит в фальсификации общественной жизни. Поэтому так называемые демократические страны тоже демонстрируют только видимость демократии.
Ги-Эрнест Дебор написал свою, ставшую знаменитой, книгу "Общество спектакля" в 1967 году. Это было такое время, когда в западном мире (а во Франции особенно), леворадикальные движения находились на пике своей деятельности, властителями дум молодежи были левые философы типа Герберта Маркузе или Теодора Адорно, а во Франции начиналась так называемая молодежная революция, в 1968 вылившаяся в сражения на баррикадах в Латинском квартале.
Критиковать капитализм тогда было хорошим тоном и вообще модно.
Когда Дебор писал свою книгу, он сам был достаточно молод (36 лет) и настроен весьма радикально, о чем прямо и сказал. Не удивительно, что бастующие студенты в 1968 году подпитывались от идей, изложенных в его книге. В конечном итоге они добились отставки президента де Голля. Вспоминая те события, Ги Дебор писал, что
По своей структуре книга построена как совокупность тезисов, написана художественно красивым языком. Первый тезис звучит так:«общество спектакля превратило восстание против себя в спектакль».
Далее Дебор предпринимает анализ современной (на середину прошлого века) визуальной культуры."Вся жизнь обществ, в которых господствуют современные условия производства, проявляется как необъятное нагромождение спектаклей. Все, что раньше переживалось непосредственно, теперь отстраняется в представление".
Используя термин "спектакль", Ги Дебор рассмотрел экономику и идеологию западных стран, подчеркивая тот факт, что в современной западной культуре существует доминанта визуальности. Проще говоря, важнее не быть, а казаться, а чтобы казаться, надо хорошо сыграть свою роль. Дебор называл спектакль универсально значимой идеологией. Хотя кажется, что спектакль виден всем, на самом деле он замкнут в себе, «является собственно секретным», поскольку все, что не подходит зрелищу - замалчивается.
Если происходят какие-то действия, которые не срежиссированы, то есть свободны, власти это не нравится. Власть претендует быть режиссером спектакля и все контролировать.
Основные идеи Ги Дебора:
Современная капиталистическая экономика приобрела визуальный характер. Действия власти имеют постановочный смысл. Люди превращаются в пассивных зрителей (как это сейчас говорится - "запасаюсь поп-корном"). Общество состоит из нагромождения спектаклей во всех своих сферах. Под спектаклем можно понять отношения между людьми, которые опосредованы образами. Спектакль сосредотачивает в себе нереальность реального общества, конструирует модель преобладающего образа жизни.
Дебор называл спектакль основным производством современного общества, то есть это - экономика, которая развивается ради себя самой.
Ги Дебор критиковал как капитализм, так и тоталитарные общества, декларирующие свой социалистический характер. Он считал, что пролетариат - всего лишь зритель спектакля, затевавшегося как бы ради него, но на самом деле в интересах узкой группы людей. В результате возникла величайшая историческая иллюзия, фиктивный мир «государства рабочих и крестьян». Дебор имел в виду, конечно, СССР и его сателлитов.
Однако он тут же замечал, что вообще цель любой политической системы состоит в фальсификации общественной жизни. Поэтому так называемые демократические страны тоже демонстрируют только видимость демократии.
Для просмотра скрытого содержимого вам нужно войти или зарегистрироваться.