Первобытное мышление | Первый творческий форум ЦРТП

projector

Администратор
Регистрация
7 Дек 2015
Сообщения
357
Реакции
2137
Люсьен Леви-Брюль
Первобытное мышление


«Первобытное мышление» является выражением, которым очень часто пользуются с некоторого времени. Быть может, небесполезно будет напомнить здесь в нескольких словах, что я разумею под «первобытным мышлением».

Выражение «первобытное» является чисто условным термином, который не должен быть понимаем в буквальном смысле. Первобытными мы называем такие народности, как австралийцы, фиджийцы, туземцы Андаманских островов и т. д. Когда белые вошли в соприкосновение с этими народностями, те не знали еще металлов, и их цивилизация напоминала общественный строй каменного века. Отсюда и взялось название первобытных народов, которое им было дано. Эта «первобытность», однако, весьма относительна. О первобытном человеке в строгом смысле слова мы ровно ничего не знаем. Поэтому следует иметь в виду, что мы продолжаем пользоваться словом «первобытный» потому, что оно уже вошло в употребление, что оно удобно и что его трудно заменить.

Как бы там ни было, уместно будет предостеречь читателей против недоразумений, которые часто возникают, несмотря на мои разъяснения. Выражение «пралогическое» переводят термином «алогическое» как бы для того, чтобы показать, что первобытное мышление является нелогическим, т.е. неспособно осознавать, судить и рассуждать подобно тому, как это делаем мы. Очень легко доказать обратное. Первобытные люди весьма часто дают доказательства своей поразительной ловкости и искусности в организации своих охотничьих и рыболовных предприятий, они очень часто обнаруживают дар изобретательности и поразительного мастерства в своих произведениях искусства, они говорят на языках, подчас очень сложных, имеющих порой столь же тонкий синтаксис, как и наши собственные языки, а в миссионерских школах индейские дети учатся так же хорошо и так же быстро, как и дети белых. Кто может закрывать глаза на столь очевидные факты?

Однако другие факты, не менее поразительные, показывают, что в огромном количестве случаев первобытное мышление отличается от нашего. Оно совершенно иначе ориентировано. Там, где мы ищем вторичные причины, устойчивые предшествующие моменты (антецеденты), первобытное мышление обращает внимание исключительно на мистические причины, действие которых оно чувствует повсюду. Оно без всяких затруднений допускает, что одно и то же существо может в одно и то же время пребывать в двух или нескольких местах. Оно обнаруживает полное безразличие к противоречиям, которых не терпит наш разум. Вот почему позволительно называть это мышление, при сравнении с нашим, пралогическим.

Отсюда вовсе не следует, однако, что подобная мыслительная структура встречается только у первобытных людей. Можно с полным правом утверждать обратное, и что касается меня, то я всегда имел это в виду. Не существует двух форм мышления у человечества, одной пралогической, другой логической, отделенных одна от другой глухой стеной, а есть различные мыслительные структуры, которые существуют в одном и том же обществе и часто, — быть может, всегда — в одном и том же сознании.

Представления, называемые коллективными, если их определять только в общих чертах, не углубляя вопроса об их сущности, могут распознаваться по следующим признакам, присущим всем членам данной социальной группы: они передаются в ней из поколения в поколение; они навязываются в ней отдельным личностям, пробуждая в них сообразно обстоятельствам, чувства уважения, страха, поклонения и т. д. в отношениях своих объектов. Они не зависят в своем бытии от отдельной личности, их невозможно осмыслить и понять путем рассмотрения индивида как такового.

Изучение коллективных представлений и их связей и сочетаний в низших обществах сможет, несомненно, пролить некоторый свет на генезис наших категорий и наших логических принципов. Точно исследовать, каковы руководящие принципы первобытного мышления, — вот та проблема, которая служит объектом настоящего труда. Без работ моих предшественников — антропологов и этнографов разных стран, в особенности без указаний, полученных мной из работ французской социологической школы, я бы никак не мог надеяться на разрешение этого вопроса или хотя бы даже на правильную его постановку.

Очень много помогли мне те, достаточно многочисленные в наши дни, психологи, которые вслед за Рибо стараются показать и выявить значение эмоциональных и моторных элементов в психической жизни вообще, вплоть до интеллектуальной деятельности в точном смысле слова. «Логика чувствований» Рибо (1905), «Психология эмоционального мышления» проф. Генриха Майера (1908) (ограничимся указанием этих двух трудов) разрушили те слишком узкие рамки, в которые под влиянием формальной логики традиционная психология пыталась заключить жизнь мысли.

Безусловно, существуют черты, общие всем человеческим обществам: в этих обществах существует язык, в них передаются от поколения к поколению традиции, в них существуют учреждения более или менее устойчивого характера; следовательно, высшие умственные функции в этих обществах не могут не иметь повсюду некоторую общую основу. Но, допустив это, все же приходится признать, что человеческие общества могут иметь структуры, глубоко различные между собой, а, следовательно, и соответствующие различия в высших умственных функциях. Следует, значит, наперед отказаться от сведения умственных операций к единому типу и от объяснения всех коллективных представлений одним и тем же логическим и психологическим механизмом.

То, что я пытаюсь сделать, это предварительное исследование самых общих законов, которым подчинены коллективные представления в малокультурных обществах, особенно в самых низших из тех, которые нам известны. Я попытаюсь построить если не тип, то, по крайней мере, сводку свойств, общих группе близких между собой типов, и определить таким образом, существенные черты мышления, свойственного низшим обществам.

Для того чтобы лучше выявить эти черты, я буду сравнивать это мышление с нашим, т.е. с мышлением обществ, вышедших из средиземноморской цивилизации, в которой развивались рационалистическая философия и положительная наука. Существенные различия между этими двумя типами резче всего бросаются в глаза, поэтому мы меньше рискуем упустить их. Для исследования мышления первобытных людей, которое является новым делом, нужна была бы, может быть, и новая терминология. Во всяком случае, необходимо будет, по крайней мере, специфицировать тот новый смысл, который должно приобрести известное количество общепринятых выражений в применении их к объекту, отличному от того объекта, который они обозначали раньше. Так, например, обстоит дело с термином «коллективные представления».

В общепринятом психологическом языке, который разделяет факты на эмоциональные, моторные (волевые) и интеллектуальные, «представление» отнесено к последней категории. Под представлением разумеют факт познания, поскольку сознание наше просто имеет образ или идею какого-нибудь объекта. Совсем не так следует разуметь коллективные представления первобытных людей. Деятельность их сознания является слишком мало дифференцированной для того, чтобы можно было в нем самостоятельно рассматривать идеи или образы объектов, независимо от чувств, от эмоций, страстей, которые вызывают эти идеи и образы или вызываются ими. Чтобы сохранить этот термин, нам следует изменить его значение. Под этой формой деятельности сознания следует разуметь у первобытных людей не интеллектуальный или познавательный феномен в его чистом или почти чистом виде, но гораздо более сложное явление, в котором то, что собственно считается у нас «представлением», смешано еще с другими элементами эмоционального или волевого порядка, окрашено и пропитано ими. Не будучи чистыми представлениями в точном смысле слова, они обозначают или, вернее, предполагают, что первобытный человек в данный момент не только имеет образ объекта и считает его реальным, но и надеется на что-нибудь или боится чего-нибудь, что связано с каким-нибудь действием, исходящим от него или воздействующим на него. Действие это является то влиянием, то силой, то таинственной мощью, смотря по объекту и по обстановке, но действие это неизменно признается реальностью и составляет один из элементов представления о предмете.

Для того, чтобы обозначить одним словом это общее свойство коллективных представлений, которые занимают столь значительное место в психической деятельности низших обществ, я позволю себе сказать, что эта психическая деятельность является мистической. За неимением лучшего я буду употреблять этот термин не в силу его связи с религиозным мистицизмом наших обществ, который является чем-то в достаточной мере иным, а потому, что в самом узком смысле термин «мистический» подходит к вере в силы, влияния, действия, неприметные, неощутимые для чувств, но тем не менее реальные.

Другими словами, реальность, среди которой живут и действуют первобытные люди, сама является мистической. Ни одно существо, ни один предмет, ни одно явление природы не являются в коллективных представлениях первобытных людей тем, чем они кажутся нам. Почти все то, что мы в них видим, ускользает от их внимания или безразлично для них. Зато, однако, они в них видят многое, о чем мы и не догадываемся. Например, для «первобытного» человека, который принадлежит к тотемическому обществу, всякое животное, всякое растение, всякий объект, хотя бы такой, как звезды, солнце и луна, наделен определенным влиянием на членов своего тотема, класса или подкласса, определенными обязательствами в отношении их, определенными мистическими отношениями с другими тотемами и т.д. Так, у гуичолов «птицы, полет которых могуч, например, сокол и орел, видят и слышат все: они обладают мистическими силами, присущими перьям их крыльев и хвоста… эти перья, надетые шаманом, делают его способным видеть и слышать все то, что происходит на земле и под землей, лечить больных, преображать покойников, низводить солнце с небес и т.д.».

А если мы возьмем человеческое тело? Каждый орган его, как об этом свидетельствуют столь распространенные каннибальские обряды, а также церемонии человеческих жертвоприношений (в Мексике, например), имеет свое мистическое значение. Сердцу, печени, почке, глазам, жиру, костному мозгу и т. д. приписывается определенное магическое влияние.

Для первобытного сознания нет чисто физического факта в том смысле, какой мы придаем этому слову. Текучая вода, дующий ветер, падающий дождь, любое явление природы, звук, цвет никогда не воспринимаются так, как они воспринимаются нами, т. е. как более или менее сложные движения, находящиеся в определенном отношении с другими системами предшествующих и последующих движений. Перемещение материальных масс улавливается, конечно, их органами чувств, как и нашими, знакомые предметы распознаются по предшествующему опыту, короче говоря, весь психофизиологический процесс восприятия происходит у них так же, как и у нас. Первобытные люди смотрят теми же глазами, что и мы, но воспринимают они не тем же сознанием, что и мы. Можно сказать, что их перцепции состоят из ядра, окруженного более или менее толстым слоем представлений социального происхождения. Но и это сравнение было бы неточным и довольно грубым. Дело в том, что первобытный человек даже не подозревает возможности подобного различения ядра и облекающего его слоя представлений, у него сложное представление является еще недифференцированным.

Общеизвестен факт, что первобытные люди и даже члены уже достаточно развившихся обществ, сохранившие более или менее первобытный образ мышления, считают пластические изображения существ, писанные красками, гравированные или изваянные, столь же реальными, как и изображаемые существа. «У китайцев, — пишет де-Гроот, — ассоциирование изображений с существами превращается в настоящее отождествление. Нарисованное или скульптурное изображение, более или менее похожее на свой оригинал, является аlter еgо (вторым „я“) живой реальности, обиталищем души оригинала, больше того, это — сама реальность». В Северной Америке мандалы верили, что портреты заимствовали у своих оригиналов часть их жизненного начала. «Я знаю, — говорил один из мандалов, — что этот человек уложил в свою книгу много наших бизонов, я знаю это, ибо я был при том, когда он это делал, с тех пор у нас нет больше бизонов для питания».

Если первобытные люди воспринимают изображение иначе, чем мы, то это потому, что они иначе, чем мы, воспринимают оригинал. Мы схватываем в оригинале объективные реальные черты, и только эти черты: например, форму, рост, размеры тела, цвет глаз, выражение физиономии и т.д. Для первобытного человека изображение живого существа представляет смешение признаков, называемых нами объективными, и мистических свойств. Изображение так же живет, так же может быть благодатным или страшным, как и воспроизводимое и сходное с ним существо, которое замещается изображением.

Первобытные люди рассматривают свои имена как нечто конкретное, реальное и часто священное. Вот несколько свидетельств из большого количества имеющихся в нашем распоряжении. «Индеец рассматривает свое имя не как простой ярлык, но как отдельную часть своей личности, как нечто вроде своих глаз или зубов. Он верит, что от злонамеренного употребления его именем он так же верно будет страдать, как и от раны, нанесенной какой-нибудь части его тела. Это верование встречается у разных племен от Атлантического до Тихого океана». На побережье Западной Африки «существуют верования в реальную и физическую связь между человеком и его именем: можно ранить человека, пользуясь его именем… Настоящее имя царя является тайным…».

Первобытный человек не меньше, чем о своем имени или изображении, беспокоится о своей тени. Если бы он потерял свою тень, то он счел бы себя безвозвратно потерянным. Всякое посягательство на его тень означает посягательство на него самого. Фольклор всех стран дает множество фактов подобного рода. У туземцев Фиджи считается смертельной обидой наступить на чью-нибудь тень. В Западной Африке «убийства» иногда совершаются путем вонзания ножа или гвоздя в тень человека: преступник такого рода, пойманный с поличным, немедленно подвергается казни.

Кроме того, первобытные люди вполне сознательно придают столько же веры своим сновидениям, сколько и реальным восприятиям. Вместо того чтобы сказать, как это обыкновенно делается, что первобытные люди верят тому, что они воспринимают во сне, хотя это только сон, я скажу, что они верят сновидениям именно потому, что сновидения отнюдь не являются для них низшей и ошибочной формой восприятия. Напротив, это высшая форма: так как в ней роль материальных и осязаемых элементов является минимальной, то в ней общение с духами и невидимыми силами осуществляется наиболее непосредственно и полно.

Этим объясняется также то почтение и благоговение, которое питают к визионерам, ясновидящим, пророкам, а иногда даже к сумасшедшим. Им приписывается специальная способность общаться с невидимой реальностью. Все эти хорошо известные факты объясняются ориентацией коллективных представлений, которые придают мистический характер и действительности, среди которой «дикарь» живет, и восприятию «дикарем» этой действительности.

Для членов нашего общества, даже наименее культурных, рассказы о привидениях, духах и т.д. являются чем-то относящимся к области сверхъестественного: между этими видениями, волшебными проявлениями, с одной стороны, и фактами, познаваемыми в результате обычного восприятия и повседневного опыта, с другой стороны, существует четкая разграничительная линия. Для первобытного же человека, напротив, этой линии не существует. Суеверный, а часто также и религиозный человек нашего общества верит в две системы, в два мира реальностей одних — видимых, осязаемых, подчиненных неизбежным законам движения, и других — невидимых, неосязаемых, «духовных». Для первобытного мышления существует только один мир. Всякая действительность мистична, как и всякое действие, следовательно, мистичным является и всякое восприятие.

Если коллективные представления первобытных людей отличаются от наших своим по существу мистическим характером, если их мышление, как я пытался показать, ориентировано иначе, чем наше, то мы должны допустить, что и сочетание представлений в сознании первобытного человека происходит по-иному, чем у нас. Мышление низших обществ не повинуется исключительно законам нашей логики, оно, быть может, подчинено законам, которые не целиком имеют логическую природу.

Очень часто наблюдатели имели возможность собрать такие рассуждения или, точнее говоря, такие сочетания представлений, которые казались им странными и необъяснимыми. Я приведу некоторые из них. «В Ландане засуха была однажды приписана специально тому обстоятельству, что миссионеры во время богослужения надевали особый головной убор. Миссионеры показали туземным вождям свой сад и обратили их внимание на то, что их собственные насаждения погибают от недостатка воды. Ничто, однако, не могло убедить туземцев, волнение которых не улеглось до тех пор, пока не полили обильные дожди».

В Новой Гвинее «в то время, когда я поселялся со своей женой у моту-моту, — говорит Эдельфельт, — свирепствовала по всему побережью эпидемия плеврита… Нас, естественно, обвинили, меня и жену, в том, что мы привезли с собой посланца смерти, и стали требовать громкими криками, чтобы мы, а вместе с нами и учителя полинезийской школы были подвергнуты смертной казни… Следовало, однако, указать непосредственную причину эпидемии. Сначала обвинили бывшего у меня несчастного барана: пришлось его убить, чтобы успокоить туземцев. Эпидемия не переставала косить людей, и, в конце концов, проклятия и обвинения туземцев оказались направленными на большой портрет королевы Виктории, который был прибит к стене нашей столовой».

В Танне (Новые Гибриды) туземец, проходя по дороге, видит, как на него с дерева падает змея: пусть он назавтра или на следующей неделе узнает, что сын его умер в Квинсленде, и уж он обязательно свяжет эти два факта.

Такие же ассоциации мы находим и в Северной Америке. «Однажды вечером, когда мы беседовали о животных страны, я, желая показать туземцам, что у нас, во Франции, водятся зайцы и кролики, при помощи теней моих пальцев изобразил против света на стене фигуры этих животных. По чистой случайности туземцы назавтра наловили рыбы больше обыкновенного: они решили, что причиной богатого улова были именно те фигурки, которые я им показывал».

В Новой Гвинее «туземец, возвращаясь с охоты или рыбной ловли с пустыми руками, ломает себе голову над тем, каким способом обнаружить человека, околдовавшего его оружие или сети. Он поднимает глаза и видит как раз туземца из соседнего и дружественного селения, направляющегося к кому-нибудь с визитом. Туземец обязательно подумает, что этот человек и, есть колдун, и при первом удобном случае он внезапно нападет на него и убьет».

Общепринятое объяснение всех этих фактов сводится к следующему: мы имеем здесь неправильное применение первобытными людьми закона причинности, они смешивают предшествующее обстоятельство с причиной. Это просто частный случай весьма распространенной ошибки в рассуждении, которой присвоено название софизма Роst hос, егgо ргорtег hос (после этого, значит, вследствие этого).

Несомненно, первобытные люди так же, как и цивилизованные, или, может быть, больше склонны совершать данную ошибку в рассуждении. Однако в тех фактах, которые я привел и которые являются образцами весьма многочисленного разряда фактов, заключается нечто иное, чем наивное применение принципа причинности. Не только непосредственное предшествование во времени побуждает связывать какое-нибудь явление с другим. Уловленная или замеченная последовательность явлений может внушить ассоциирование их: самая ассоциация, однако, заключается в мистической связи между предшествующим и последующим, которую представляет себе первобытный человек и в которой он убежден, как только он себе ее представил. Последовательность во времени является элементом этой ассоциации. Но элемент этот не всегда обязателен и никогда недостаточен. Если бы дело обстояло иначе, то как объяснить, что сплошь да рядом самая постоянная, самая очевидная последовательность явлений ускользает от внимания первобытных людей? Например, «я-луо не ассоциируют дневного света с сиянием солнца: они рассматривают их, как две совершенно самостоятельных вещи, и спрашивают, что делается с дневным светом ночью». С другой стороны, туземцы часто твердо верят в такую последовательность, которая никогда не оправдывается на деле. Опыт не в состоянии ни разуверить их, ни научить чему-нибудь. В бесконечном количестве случаев мышление первобытных людей, как мы видели выше, непроницаемо для опыта.

Мистические отношения, которые так часто улавливаются в отношениях между существами и предметами первобытным сознанием, имеют одну общую основу. Все они в разной форме и разной степени предполагают наличие «партиципации» (сопричастности) между существами или предметами, ассоциированными коллективным представлением. Вот почему, за неимением лучшего термина, я назову «законом партиципации» характерный принцип «первобытного» мышления, который управляет ассоциацией и связями представлений в первобытном сознании.

Было бы трудно дать сейчас же отвлеченную формулировку этого закона. Все же за отсутствием удовлетворительной формулы можно попытаться дать приближенное определение. Я сказал бы, что в коллективных представлениях первобытного мышления предметы, существа, явления могут быть непостижимым для нас образом, одновременно и самими собой, и чем-то иным. Не менее непостижимым образом они излучают и воспринимают силы, способности, качества, мистические действия, которые ощущаются вне их, не переставая пребывать в них.

Другими словами, для первобытного мышления противоположность между единицей и множеством, между тождественным и другим и т.д. не диктует обязательного отрицания одного из указанных терминов при утверждении противоположного, и наоборот. Эта противоположность имеет для первобытного сознания лишь второстепенный интерес. Часто она скрадывается перед мистической общностью бытия тех существ, которые нельзя отождествлять, не впадая в нелепость. Так, например, «трумаи (племя северной Бразилии) говорят, что они — водяные животные. Бороро (соседнее племя) хвастают, что они — красные арара (попугаи)». Это вовсе не значит, что только после смерти они превращаются в арара или что арара являются превращенными в бороро и поэтому достойны соответствующего обращения. Нет, дело обстоит совершенно иначе. «Бороро, — говорит фон-ден-Штейнен, который никак не хотел поверить этой нелепице, но который должен был уступить перед их настойчивыми утверждениями, — бороро совершенно спокойно говорят, что они уже сейчас являются настоящими арара, как если бы гусеница заявила, что она бабочка». Фон-ден-Штейнен считает непостижимым, как они могут считать себя одновременно человеческими существами и птицами с красным оперением. Однако для мышления, подчиненного «закону партиципации», в этом нет никакой трудности. Все общества и союзы тотемического характера обладают коллективными представлениями подобного рода, предполагающими подобное тождество между членами тотемической группы и их тотемом.

С динамической точки зрения возникновение существ и явлений того или иного события представляет собой результат мистического действия, которое при определенных мистических условиях передается от одного предмета или существа к другому в форме соприкосновения, переноса, симпатии, действия на расстоянии и т. д. В огромном числе обществ низшего типа изобилия дичи, рыбы или плодов, правильная смена времен года, периодичность дождей — все это связывается с выполнением известных церемоний определенными людьми, обладающими специальной мистической благодатью. То, что мы называем естественной причинной зависимостью между событиями и явлениями, либо вовсе не улавливается первобытным сознанием, либо имеет для него минимальное значение. Первое место в его сознании, а часто и все его сознание занимают различные виды мистической партиципации.

Вот почему мышление первобытных людей может быть названо пралогическим с таким же правом, как и мистическим. Это, скорее, два аспекта одного и того же основного свойства, чем две самостоятельные черты. Первобытное мышление, если рассматривать его с точки зрения содержания представлений, должно быть названо мистическим, оно должно быть названо пралогическим, если рассматривать его с точки зрения ассоциаций. Под термином «пралогический» отнюдь не следует разуметь, что первобытное мышление представляет собой какую-то стадию, предшествующую во времени появлению логического мышления. Существовали ли когда-нибудь такие группы человеческих или дочеловеческих существ, коллективные представления которых не подчинялись еще логическим законам? Мы этого не знаем: это, во всяком случае, весьма мало вероятно. То мышление обществ низшего типа, которое я называю пралогическим за отсутствием лучшего названия, это мышление, по крайней мере, вовсе не имеет такого характера. Оно не антилогично, оно также и не алогично. Называя его пралогическим, я только хочу сказать, что оно не стремится, прежде всего, подобно нашему мышлению избегать противоречия. Оно отнюдь не имеет склонности без всякого основания впадать в противоречия (это сделало бы его совершенно нелепым для нас), однако оно и не думает о том, чтобы избегать противоречий. Чаще всего оно относится к ним с безразличием. Этим и объясняется то обстоятельство, что нам так трудно проследить ход этого мышления.

Необходимо подчеркнуть, что самый материал, которым орудует эта умственная деятельность, уже подвергся действию «закона партиципации»: коллективные представления первобытных людей являются совершенно иной вещью, чем наши понятия. Простое высказывание общего отвлеченного термина: человек, животное, организм заключает в себе в подразумеваемом виде большое количество суждений, которые предполагают определенные отношения между многими понятиями. А коллективные представления первобытных людей не являются продуктом интеллектуальной обработки в собственном смысле этого слова. Они заключают в себе в качестве составных частей эмоциональные и моторные элементы, и, что особенно важно, они вместо логических отношений (включений и исключений) подразумевают более или менее четко определенные, обычно живо ощущаемые, «партиципации» (сопричастия).

Источник: Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.В. Петухова. М: Изд-во МГУ, 1980. С. 130-140.
 

Культурилла

Креатор
Регистрация
16 Дек 2017
Сообщения
132
Реакции
505
Невзоров о том, почему русские люди боготворят Сталина

Сталин, если отрешиться от всяких там черносотенных высокопарствований, он просто ублюдок, убийца, совершенно примитивный тип, который убивал миллионами, который насиловал их жен, который отдавал их жен своим опричникам. Но чем больше гноя, мрака и крови, тем сильнее любовь.

Если мы попытаемся это все объяснить с точки зрения здравого смысла или с точки зрения какой бы то ни было рациональности, мы ничего не сможем понять. Мы не сможем понять, откуда это возрастающее обожание по мере того, как вскрываются новые кошмарные подробности его правления. Понятно, что он там в войну расплатился 40 миллионами жизней за собственную бездарности и за бездарность своих генералов. Причем, расплатился 40 миллионами чужих жизней, понятно, что ради укрепления своей власти. Он убил еще десятки миллионов и, возможно, будущее преподнесет сюрпризы и обнажит тот факт, что миллионов было гораздо больше, чем предполагается. Но чем больше этих миллионов, тем сильнее любовь.

До тех пор, пока мы пытаемся это все понять с точки зрения здравого смысла, ничего не поймем. Нам надо перейти в другую реальность, в иррациональную реальность, в реальность религии, потому что родина - это та же самая религия. Если мы перейдем в эту религиозную плоскость, мы увидим, какие боги у нас всегда были самыми почитаемыми. А вот мы увидим, что Сет, какая-нибудь богиня Кали. Вот наиболее кровавые свирепые боги всегда вызывали наиболее сильный молитвенный восторг. Иегова со всеми его чудовищными выкрутасами.

И вот здесь мы понимаем, что имеем дело с религиозным чувством. И чем более зловещее и кровавее фигура, тем по законам религиозного восприятия большего уважения и почтения она заслуживает.

Связано это с тем, что возрастает религиозное первобытное мышление. Нуждаясь в таких богах, оно возрастает просто потому, что падает уровень образования, потому что торжествует серость, невежество, мракобесие, маразм и соответственно с этим вырастает религиозность. И объектами этой религиозности становятся как раз в большей степени эти вот злые боги.

Механика религиозной веры очень проста. Вам подгружается набор баек, а потом эти байки активируются через всякие прицельные раздражители. Ведь почему различного рода деспоты, правители, тираны так любят изоляцию? Почему они так любят оградиться? Почему они начинают с таким пафосом говорить про свои границы, про врагов? По той же самой причине, почему для собачек Ивана Петровича Павлова строилась так называемая башня молчания. И мы знаем, что этот набор баек, погруженных в мозг, должен быть оживлен и активирован очень прицельными раздражителями. Если мы опять-таки вспомним опыты с собаками, то мы увидим, что изменение количества ударов метронома для собак вызывало резкий панические сбой.

Почему верующие так держатся за свою традицию, почему возникают страшные коллизии, когда немножечко меняется структура веры, как это было со старообрядцами. Потому что вот это изменение раздражителя, условного рефлекса, каковым и является вера, очень болезненно воспринимается. И такая же абсолютно история со Сталиным.

Чем выше религиозность народа, тем больше будет потребность вот в этом злом, свирепом божестве, которому надо поклоняться.

История - эта байка, которой публицист обязан уметь пользоваться. И лучше было бы вообще, честно говоря, про нее ничего не знать. Забыть и ничего не вспоминать. Никто на ошибках учиться не способен. Открою небольшой секрет: прошлым испугать невозможно. Это закон восприятия ущербного мозга хомо: он не боится прошлого, оно прошло. Все, что нам надо знать об истории, на самом деле находится в рафинированном и концентрированном виде в сегодняшнем дне. И это самый лучший отпечаток всех прошлых веков. И заниматься надо днём сегодняшним, а не раскапыванием всех этих примитивных баек.
 

Улучшайзер

Модератор
Регистрация
9 Окт 2016
Сообщения
440
Реакции
1851
Карго культ: зачем папуасы делают самолеты из соломы и навоза

15 февраля на Вануату празднуют День Джона Фрума, а это значит, что самое время рассказать пару забавных историй о папуасах. Что такое культ карго? Почему его называют «религией самолетопоклонников»? Зачем дикари делают аэропланы из навоза и соломы?

cargo-cult-1.jpg

Культ карго (cargo — груз, перевозимый на судне), он же «религия самолетопоклонников» или культ Даров небесных — это целая группа религиозных движений на островах Тихого Океана. В культах карго верят, что западные товары созданы духами предков и предназначены для здешнего народа. При этом считается, что белые люди нечестным путем получили контроль над этими предметами. Островитяне проводят ритуалы, похожие на действия белых людей, чтобы этих предметов стало больше.

cargo-cult-3.jpg

Жители тихоокеанских островов, которые впервые столкнулись с белыми в середине XX века, были поражены невероятным изобилием, которое их сопровождает. Они видели как американские военные ели вкусную тушенку, спали в красивых домах и носили комфортную одежду. Поначалу решив, что это и есть их предки, вскоре папуасы переменили свое мнение. Они видели, что прибывшие получают все вещи по воздуху, а значит, напрямую из Страны Предков. Это наталкивало на мысль, что все товары предназначены им, островитянам, а белые лишь перехватывают их в пути.

cargo-cult-2.jpg

Члены культа обычно не понимают значимость производства или коммерции, их представления о западном обществе, его религии и экономике могут быть весьма наивными. Поэтому островитяне считают, что действия белых — муштра, катание по джунглям на джипах, прослушивание радиосигналов — это магические действия, с помощью которых можно получить от предков волшебные товары с небес.

В наиболее известных культах карго из кокосовых пальм и соломы строятся точные копии взлетно-посадочных полос, аэропортов и радиовышек. Члены культа возводят их, веря в то, что эти постройки привлекут транспортные самолеты, заполненные грузом, которые считаются посланниками духов. Верующие регулярно проводят строевые учения и некое подобие военных маршей, используя ветки вместо винтовок и рисуя на теле ордена, пуговицы и надписи «USA».

cargo-cult-4.jpg

Классические культы карго были распространены во время Второй мировой войны и после нее. Огромное количество грузов было десантировано на острова во время Тихоокеанской кампании против Японской империи, что внесло коренные изменения в жизнь островитян. Произведенные промышленным образом одежда, консервы, палатки, оружие и другие полезные вещи в огромных количествах появились на островах в целях обеспечения армии. Немного из этого изобилия перепадало и местным жителям.

В конце войны воздушные базы были заброшены, а груз («карго») больше не прибывал. Островитяне решили, что или предки покинули их, или же жадные белые совсем обнаглели и теперь забирают себе вообще все.

cargo-cult-5.jpg

Во время Вьетнамской войны часть народа хмонг похожим образом верила в скорое второе пришествие Иисуса Христа. По их представлениям, он должен приехать одетым в камуфляж за рулем военного джипа, чтобы забрать их на нем в землю обетованную. Или вот еще пример из другой части света: некоторые индейцы Амазонки вырезали из дерева модели кассетных аудиоплееров, с помощью которых они пытались наладить разговор с духами. А главное: они убеждали друг друга, что действительно слышат по ним голоса предков

Культ не может существовать без мистического пророка и таким персонажем стала фигура всемилостивого Джона Фрума. Жители Вануату, столкнувшиеся с американскими солдатами, жаждали узнать их имена, но для местных те были просто непроизносимой тарабарщиной, поэтому все они слились в один образ некоего «Джона Из Страны Юсэй» (John From USA). Так и появился собирательный образ Джона Фрума, который спустя поколения превратился в метафору Великого Предка.

Чтобы получить карго и увидеть падающие парашюты, прилетающие самолеты или прибывающие корабли, островитяне имитировали действия солдат, моряков и летчиков, поскольку видели в этих действиях исключительно сакральный смысл.

cargo-cult-6.jpg

Они мастерили наушники из дерева и прикладывали их к ушам, находясь в построенных из дерева вышках. Изображали сигналы посадки, находясь на построенной из дерева взлетно-посадочной полосе и зажигали факелы для освещения этих полос и маяков.

И все это время местные верили, что с небес на них взирает величественный Джон Фрум, и он ждет, чтобы все ритуалы были сделаны красиво и по канону. И вот когда будет сделан каждый магический жест, Джон прилетит, раздаст жадным белым тумаков, а добрым папуасам — вкусных консервов и удобных палаток.

cargo-cult-7.jpg

За последние 75 лет большинство культов карго исчезли. Однако культ Джона Фрума до сих пор жив и процветает в Вануату. И более того, 15 февраля граждане этой страны празднуют свой самый важный национальный и религиозный праздник, День Джона Фрума, с чем мы их и поздравляем.

Можно выделить еще один атрибут культа карго: так называемую ритуальную бездеятельность; построив ритуальные аэродромы, островитяне начинали ждать пришествия предков в многодневном молчании и бдении не сходя с места. Мечтая о «небесных дарах», дикари переставали охотиться, возделывать землю и вообще забивали на пропитание и хозяйство.

Ирония заключается в том, что в некоторых случаях идея подарка с небес оказывается оправданной: правительства начинают помогать папуасам, дабы те не погибли с голода в своей ритуальной бездеятельности и скидывает им с самолетов гуманитарную помощь. Это лишь подкрепляет уверенность дикарей в своей правоте, после чего они начинают поклоняться Джону Фруму и строить соломенные аэродромы с еще большим рвением.


Источник:
 

Лакихамер

Креатор
Регистрация
14 Мар 2018
Сообщения
108
Реакции
478
Биологическая суть веры

Доктор биологических наук, профессор Савельев рассказывает о религиях и вере. Верования возникают как энергетическая защита мозга от излишних расходов и поэтому вера существовала и будет существовать всегда.
 

samifikl

Креатор
Регистрация
12 Июл 2018
Сообщения
100
Реакции
365
Магическое мышление

Назрела потреность поговорить о магическом мышлении, как «прикладном применении» мифологического и религиозного мировоззрения. У меня складывается ощущение, что наше общество стремительно возрождает данный стиль мышления, причем в разнообразнейших формах и вариациях – от религиозных до политических.

Итак, определимся:
Магическое мышление — это совокупность верований в возможность определенным способом мыслей влиять на реальный мир. Можно выделить три базовых верования, присущих людям с магическим мышлением.
Вера во всеобщую обусловленность и взаимосвязанность. В общем, в самом глобальном смысле это так и есть, но в нашей ситуации она приобретает следующую форму: случайностей — не бывает. Поэтому, если происходит что-то неожиданное — это результат чьего-то замысла. Самым универсальным магическим механизмом здесь является концепция кармы, позволяющая в принципе устранить из мира всякую случайность. Потому что если допустить в сознание мысль о том, что со мной или с миром может произойти все, что угодно, и при этом безо всякого моего или чужого замысла, то это, с одной стороны, обнажает мою незначительность перед лицом Вселенной, а с другой — лишает ощущения хотя бы иллюзорной, но безопасности. Например, идет человек по дороге, наступает на муравья — и тот погибает. Есть ли тут чей-то высший замысел, или данное обстоятельство — результат стечения множества обстоятельств, и если бы человек замешкался на секунду, то погиб бы другой муравей? Для спокойствия выживших муравьев будет лучше, если бы гибель их сотоварища была бы признана не случайной. И что при помощи специальных действий и анализа ситуации можно избежать повторения ситуации.

Люди, гибнущие в авиакатастрофах, под рухнувшими домами, под колесами автомобилей — они гибнут в результате некого высшего замысла, закона кармы, или просто потому, что в неудачное время оказались в неудачном месте? Люди, которые выживали во всех этих передрягах — их спасла Высшая сила, или та же нелепая случайность, которая уничтожила остальных? Спокойнее, намного спокойнее будет принять первый вариант, как бы он ни звучал — Бог, карма, Судьба и так далее. На случайность повлиять невозможно. А идея всеобщей закономерности позволяет «просчитывать» ее. Например, уверовать в то, что раз нечто спасло тебя сейчас, значит, будет спасать и впредь. В этом отличие магического мышления от реалистического — повышение ощущения безопасности организуется за счет подбора правильной интерпретации, а не за счет конкретных практических действий (в случае с муравьями — сменить маршрут, по которому они бегают).

Еще один аспект первой базовой установки — вера в «сделанность мира», характерная для детского возраста. Помню, как моя младшая дочка ответила на вопрос, знает ли она, откуда берутся пеньки. «Ну, сначала люди сделали дерево, а потом бревно, а потом его срубили и пенек получился». Люди сделали мир — это установка в детском возрасте. Во взрослом возрасте эта установка трансформируется в идею всеобщей причинности — все в мире существует для чего-то и происходит тоже с некой заданной целью. Это видно в такой словесной конструкции: «испытания нам даются для личностного роста» (здесь сразу два аспекта: вера в то, что что-то специально дает испытания, и в то, что эти испытания имеют конкретную цель и смысл).

Вторая базовая установка – вера в объективность собственного субъективного опыта (если я это чувствую — то это правда, это не может быть иллюзия, самообман, галлюцинация). Это безусловное доверие собственному восприятию. Если я видел инопланетян, которые меня похищают, то скорее приму мысль о существовании инопланетян, чем мысль, что я сошел с ума. Но как раз наше восприятие — крайне субъективная и недостоверная вещь. Девушки, страдающие нервной анорексией, представляют самый наглядный пример: несмотря на то, что они выглядят как скелеты, себя они видят совершенно иначе. Кривое зеркало восприятия отражает жир, а не кости. И это кривое зеркало (правда, разной степени кривизны) — у всех у нас. Без исключения. Вспомните персонажа из «Трое в лодке, не считая собаки» Дж.К.Джерома, который, читая медицинский справочник, нашел у себя симптомы практически всех болезней.

Другой гранью веры в собственную объективность является «здравый смысл» – совокупность житейского опыта, и в силу этого он может быть как очень точно отражающим реальность (в той сфере, в которой у человека действительно много опыта), и очень далеким от истинности (там, где непосредственного опыта — нет). Здравый смысл по определению ограничен, обусловлен жизнью человека. Хорошая вещь, если помнить о границах его применения.

Наконец, третьей установкой выступает вера в способность мыслей непосредственно воздействовать на внешний мир. Если добавить еще классический магический принцип «симпатии» – «подобное притягивает подобное», плюс первую базовую установку о том, что случайностей не бывает, и подкрепить все верой в собственную объективность, то можно получить идею о том, что хорошие мысли притягивают хорошие вещи и события, а плохие мысли — все плохое. И при этом подтвердить на собственном опыте… Вспоминаю про поверье среди советских солдат во время Великой Отечественной — не писать свои имя и фамилию на специальных бумажках, которые служили в Красной Армии вместо опознавательных жетонов. Если напишешь — накличешь смерть… И тот, кто выжил, мог сослаться на справедливость этого суеверия. Забыв о миллионах тех, кому не помог этот магический ритуал.

Не думай о смерти — и смерть исчезнет. Это как ребенок верит: спрячешься под одеялом – станешь незаметным для родителей, или для всяких страшилок… Есть в этой третьей установке скрытая, но подразумеваемая идея грандиозности человека, даже отдельно взятого (ведь я могу своими мыслями влиять на происходящее во Вселенной!). Идея, понятная в маленьком первобытном мире, откуда и берет свое начало мифологическое сознание с магическим мышлением. Человек силою мысли и ритуала может заставить облака пролиться дождем, деревья — плодоносить, врагов — заболеть страшной болезнью…

Помимо трех базовых установок можно назвать и ряд производных от них особенностей магического мышления современного человека.

Вера в особую значимость символов и событий. Если в мире нет ничего случайного, и есть некая сила, которая отмеряет, что должно с нами произойти, то она может посылать нам и знаки/знамения. Совпадение — это не совпадение, а некий знак. Сигара — это всегда что-то еще, кроме простой сигары. Сон — обязательно несет в себе некий скрытый смысл. Среди психологов такая вера — не редкость, особенно среди студентов. Меня как-то студентка спросила: «Я вчера шла по льду и упала, тогда как другие люди не то что не упали, но даже ни разу не подскользнулись. Это ведь не случайно, я себя за что-то наказываю? Что бы это значило?».

Сильная зависимость мышления от красивого мифа. Здесь мы снова возвращается к мифу как источнику магического. Данную особенность магического мышления проиллюстрировал биолог Д.Миллер.

Представьте себе компанию молодых гоминид, собравшихся у древнего костра и наслаждающихся недавно приобретенной в ходе эволюции способностью к речи. Два самца вступили в спор об устройстве мира…

Гоминида по имени Карл предполагает: «Мы смертные, несовершенные приматы, которые выживают в этой опасной и непредсказуемой саванне только потому, что держатся тесными группами, страдающими от внутренних склок, ревности и зависти. Все места, где мы бывали — лишь маленький уголок огромного континента на невообразимо громадном шаре, вращающемся в пустоте. Этот шар миллиарды и миллиарды раз облетел вокруг пылающего шара из газа, который, в конце концов, взорвется, чтобы испепелить наши ископаемые черепа. Я обнаружил несколько убедительных свидетельств в пользу этих гипотез…».

Гоминида по имени Кандид перебивает: «Нет, я считаю, что мы — бессмертные духи, которым были дарованы эти прекрасные тела, потому что великий бог Вуг избрал нас своими любимыми созданиями. Вуг благословил нас этими плодородным раем, жизнь в котором трудна ровно настолько, чтобы нам было нескучно… Над лазурным куполом неба улыбающееся солнце согревает наши сердца. Когда мы состаримся и насладимся лепетом внуков, Вуг вознесет нас из наших тел, чтобы мы вместе с друзьями вечно ели жареных газелей и танцевали. Я знаю все это, потому что Вуг поведал эту тайную мудрость во сне прошлой ночью» (Д.Миллер, пер. А. Маркова).

Я уверен, что вторая история будет восприниматься как более привлекательная. Когда начались баталии сторонников Дарвина с церковью, одним из главных «аргументов» против идеи того, что человек и обезьяна имеют общего предка, был именно нравственно-эстетический – «неужели вам нравится считать себя произошедшим от обезьяны?!». Это не очень красивая история, верно. Идея о том, что ты – от некой высшей силы, или что в тебе кроются неведомые резервы организма, намного привлекательнее. А эмоции, как уже известно, оказывают серьезное влияние на ход наших мыслей.

Красивых и завораживающих историй, которые при этом сильно льстят нашему самолюбию, существует в современном мире немало. К.Кастанеда с его Доном Хуаном, истории про «мудрость толтеков», друидов, фильм «Секрет», трансерфинг В.Зеланда и многое-многое другое. Но мне интересно следующее: многие ли из тех, кто с увлечением читал Кастанеду и верил ему, серьезно задавал себе вопрос о том, правду ли вообще писал данный автор, существует ли на самом деле Дон Хуан и его учение, или это — талантливое литературное произведение? И не более? Когда я слышал о «мудрости толтеков», я интересовался тем, что знает рассказчик про этих самых толтеков/тольтеков, каковы первоисточники данной информации, какие тольтекские тексты он читал? То же самое спрашиваю про знатоков «ведических тайн» – «откуда дровишки», если в четырех известных Ведах ничего подобного не содержится? Известно ли читающему книгу про знания друидов о том, что до нас не дошло НИ ОДНОГО текста, написанного друидами ни в целом, ни о своем учении — в частности?
Но это все частности, главное — красивая история, рассказанная, что очень важно, уверенно и напористо, без сомнений в собственной правоте. Такой рассказчик смотрится намного выгоднее, чем ученый, который постоянно делает те или иные оговорки и 100% гарантий не дает.
Красивая история дополняется двумя последующими особенностями магического мышления.

Вера в наличие «тайного знания». Дон Хуан обладал тайным знанием, как и тольтеки. В Каббале зашифровано тайное знание. Г.Гурджиев написал свои тексты крайне непонятно для того, чтобы уберечь свое тайное знание от профанов. Мудрецы в Гималаях сидят в пещерах, и владеют тайным знанием. Монахи Шао-линя обладают тайным знанием. Египетские жрецы — те вообще рекордсмены по тайным знаниям и способам их зашифровки. Психологи и психотерапевты — люди, обладающие тайным знанием :)). Тамплиеры, масоны, секретное мировое правительство… Все обладают секретным тайным знанием. Примечательно, что о содержании этих тайных знаний почему-то хорошо осведомлен тот, кто про них рассказывает. Авторы нашумевшего магического по содержанию фильма «Секрет» уже названием своим намекали на тайное знание, и в самом начале прямо заявили, что они им владеют и сейчас откроют слушателям.

Эклектика. Магическое мышление современного человека (в отличие от человека прошлых эпох) очень эклектично. Карма уживается с торсионными полями, шаманские практики — с христианским постом, современная фармакология — с гомеопатией, современные психотерапевтические практики — с религиозной философией. Я уже видел объявления в стиле «психотерапевт, таролог, рунолог» (т. е. он использует в своей практике карты Таро и руны, причем действительно разбавляет ими обычную психотерапевтическую работу). Нет целостного мировоззрения, есть масса верований, техник и приемов, надерганных из различных систем по принципу «мне нравится» или «оно так работает».

Вера в наличие чудесного спасителя-мага. Им может быть кто угодно — от психолога до сотрудников ЖКХ, которые вот вдруг возьмут и начнут добросовестно исполнять свои обязанности (как по волшебству, без наших усилий). Психотерапевт Д.Бьюженталь написал про эту очарованность, желание поверить в мага-волшебника в психотерапии: «Несколько лет назад один молодой человек, живущий на другом конце континента, написал мне о том воздействии, которое оказала на него моя книга, и о своих надеждах на изменение и рост. Мы обменялись несколькими письмами, а затем он прислал мне письмо, где сообщил, что собирается в Лос-Анджелес и хочет встретиться со мной. Мы договорились о времени его визита в мой офис… Войдя ко мне, молодой человек с порога сказал, что предполагает бросить работу и переехать, чтобы проходить у меня терапию. Но уже через пятнадцать минут он расплакался. Он плакал от того, что разочаровался во мне. Я имею в виду, что он разочаровался во мне как в человеке…». Очарованность чем-либо и кем-либо неизбежно приводит к разочарованности.

Но наибольшей силой обладают все-таки «чудесные спасители» – колдуны, маги, гадалки. Если человек не видит способов решения своих проблем, то он, в силу второй великой веры магического мышления, считает, что их нет. А раз их нет, то следует обратиться к тем людям, которые обращаются за помощью к силам, находящимся вне пределов нашего обыденного познания.
Главное идея магического мышления: этот мир управляем и предсказуем, я — значимая часть этого мира и способен управлять частью реальности посредством мысли и некоторых ритуалов (магии).
Если моих сил не хватает, то можно обратиться к людям, которые обладают большими, чем я, силами, чтобы они решили мне и за меня эту проблему. За стенами данных установок прячется дикий, хаотичный и до конца никогда не предсказуемый мир. Мир, в котором нет всемогущества, всесильных фигур, мир ограничений и самоограничений.

Я нередко встречал людей с таким мышлением во время работы. Они в своих мыслях нередко наделяют психолога некими могущественными силами и ждут, когда же он скажет волшебные слова, после которых все станет ясно и понятно, и все переживания уйдут. «Но вы же психолог и я же плачу вам деньги!» – говорит клиент, если начинает понимать, что чуда не будет, и что перед ним — живой человек, а не шаман. А чуда — хочется. Ведь сущность чуда в контексте самопомощи — это когда происходит нечто очень хорошее для тебя, но без твоих усилий. Ну, в крайнем случае — при помощи силы мысли и какого-нибудь ритуала или мантры.

Источник:
 

Ксения Мутяк

Креатор
Регистрация
26 Июн 2016
Сообщения
134
Реакции
591
Мифологическое мышление. Ночь Интеллект Черниговская №15. Светлана Адоньева

Кто придумывает сказки и сочиняет анекдоты? Почему у одних сказок есть авторы, а у других – нет? Как работает коллективное сознание, которое отвечает за так называемое народное творчество? И почему сказки и мифы разных народов оказываются такими похожими?
 

Zai4eg

Креатор
Регистрация
11 Июн 2016
Сообщения
170
Реакции
697
Защита от темных искусств: Основы магического мышления

Почему люди верят в паранормальные явления? Что общего между проблемной игровой зависимостью, боязнью переработанной воды и ГМО, неприятием свитера, который носил Гитлер, и верой в гомеопатию? Что такое законы магии и как они властвуют над нашим мышлением? Разоблачитель лженауки Александр Панчин представил фильм «Яйца!» в кинотеатре «Каро» и обсудил вопросы лженауки со всеми желающими.
 

Tabita

Креатор
Регистрация
3 Май 2018
Сообщения
96
Реакции
310
Александр Панчин: Сон разума рождает чудовищ

Доклад "Сон разума рождает чудовищ: нейробиологические основы мифов о паранормальном"

Я буду рассказывать про то, как разные глюки мозга порождают самые разные мифы о паранормальном. И для начала я хотел бы обратиться к вам и задать вам вопрос: есть ли здесь в зале кто-нибудь, кто испытывал такое странное ощущение, что вы проснулись, но не можете пошевелиться, как будто вы парализованы? Поднимите, пожалуйста, руки.

Я вижу много рук. Хорошо, а теперь поднимите руки те, кто ощущал, будто в комнате есть кто-то посторонний? Ага. А кто ощущал, что этот посторонний запрыгнул к вам на грудь и пытается вас задушить? Я вижу десять рук, отлично.

Подобный сон мне снился два раза. Это был, наверное, самый страшный сон в моей жизни, и я пытался найти в интернете картинку, которая показала бы, как это можно было бы проиллюстрировать. Нашел вот такую картинку... Похоже? Кто поднимал руку? Да-а-а-а! Ну, не знаю, может быть и не похоже.

Мне говорили многие люди, что похоже, и мне было интересно узнать, что похожие мифы о разных демонах, которые приходят во сне и душат людей, существуют в самых разных культурах. Если мы посмотрим, то слово «кошмар» происходит от имени демона, который называется Мара, из скандинавской мифологии, который, собственно, занимался таким вот удушением. И в самых разных других культурах можно найти похожих существ – не всегда демонов, иногда призраков. Например, канасибари – это такой большой японский призрак, который приходит, ставит ногу на грудь спящему человеку и вызывает у него, соответственно, тоже удушение и кошмары [здесь у меня возможно ошибка в переводе: канасибари, по-видимому, не имя признака, а название ощущения сонного паралича на японском - АП]. У россиян есть кикимора, есть домовой, который приходит и предупреждает о грядущих проблемах. Есть у мусульман джинны, ну и так далее в самых разных культурах. Ну и, соответственно, некоторые сторонники существования паранормальных явлений и демонов говорят, что это доказывает, что такие существа на самом деле существуют, что за ними есть какой-то реальный мистический феномен. Но ученые находят этому более простое объяснение, которое заключается в том, что у людей, испытывающих подобное состояние, возникает некоторое общее физиологическое ощущение, связанное с особенностью сна и физиологией сна, которая называется сонный паралич.

Что такое сонный паралич? Если вы посмотрите на активность мозга человека, когда он спит, то вы обнаружите, что есть фазы быстрого сна и есть фазы медленного сна. Во время фазы быстрого сна активность мозга человека примерно такая же, как когда он бодрствует. Если вы разбудите человека в этот момент, то он скажет, что видел сны. Называется эта фаза rem-сон (от английского rapid eye movement – быстрое движение глаз), то есть мы быстро двигаем глазами, нам снятся сны... И если бы мы во время этого состояния начинали воплощать в реальность свои сны – начали бы дергаться, брыкаться, прыгать, падать с верхней полки в поезде – тогда это было бы очень печально. И существует механизм, который нарушает передачу сигналов от мозга к мышцам, собственно, в этот момент. И иногда бывает так, что этот механизм не проходит: то есть человек уже проснулся, механизм не выключился и в течение буквально 30 секунд человек является парализованным. При этом он чувствует, что не может вдохнуть полной грудью, возникает ощущение удушья, особенно если у человека есть какие-то проблемы с дыханием, например, апноэ, или если он храпит, если он имеет какие-то иные обструкции дыхательных путей. Во-вторых, если он парализован, возникает ощущение, что кто-то его удерживает, ну и всякие тени могут интерпретироваться как силуэты, а биение собственного сердца и иные шумы как шаги, дыхание каких-то существ. И так далее. Всё это конструируется в образ того самого кошмара, который я описал.

Иногда, когда сонный паралич не срабатывает, когда не возникает это состояние – бывают самого разного рода патологии. Например, есть патологии rem-фазы сна. Видите, человек спит, но при этом он дергается и делает всякие странные движения. Оказалось, что вообще бывают очень страшные истории. Например, когда человеку приснилось во сне, что он играет в американский футбол – он пытается забить гол, кидает мячик на пол, и в этот момент оказывается, что он схватил свою жену за голову и пытается кинуть ее под кровать. Бывает, что люди совершают в этом состоянии убийства, бывает, что они совершают изнасилования, наносят побои. Есть специальные криминалисты, которые на этом специализируются, вместе с врачами распознают случаи, когда у человека есть определенного рода нарушения, которые могут к такому приводить, чтобы по отдельному механизму рассматривать такие дела. У пациентов, которые страдают этим нарушением, часто выявляют повреждение мозга вот в этой области – она называется покрышка моста или pontine tegmentum на латыни. Были эксперименты на кошках, когда им эту область специально повреждали, и оказывалось, что они тоже, когда спят, могут проявлять самого разного рода поведение – они могут бегать, они могут охотиться, они могут пытаться с невидимым котом заниматься любовными утехами...

У меня нет видеозаписи котика, но есть видеозапись собачки, которой снится кошмар.

Бывает другое нарушение сна, которое называется лунатизм. Оно совсем по другому механизму, по-видимому, происходит. По крайней мере считается, что это нарушение возникает не во время быстрого сна, а во время медленных фаз сна, и человек просто воплощает в жизнь какие-то заученные автоматические действия. То есть мы можем ходить, не вовлекая сознание, ну и лунатики могут ходить, не вовлекая сознание. Вообще лунатизм это распространенная вещь, она не связана с какой-то выраженной патологией мозга. Это совершенно нормально. Многие дети ходят во сне и с возрастом это часто просто проходит. Но, к сожалению, иногда мифы о том, что лунатизм, например, может быть вызван тем, что в человека вселился демон, дьявол, еще какая-нибудь нечистая сила, могут приводить к печальным последствиям. Например, вот есть девочка, ее мама решила, что в нее вселился демон, потому что она ходила по ночам, и она свою дочку зарезала. Бывает очень трагично…

Следующая история. Я снова покажу вам животное – на этот раз это кот. Обратите внимание, как кот копает песочек – он копает песочек лапкой, которой у него нет. Вот это явление называется фантомная конечность и на самом деле примерно 90% людей, у которых ампутировали конечность, тоже в той или иной степени испытывают фантомную конечность. То есть это ощущение конечности, которой нет. И опять же некоторые сторонники паранормального говорят, что это доказывает, что есть не только материальное тело, но еще есть духовное какое-то... тонкие тела и так далее. Но ясно, что опять же, когда у человека утрачивается конечность, все нервные клетки, которые представляли эту конечность в мозге, те, которые посылали туда сигналы, получали от нее сигналы, обрабатывали информацию – они все остались, никуда не делись, поэтому вообще сам факт ощущений в конечности, которой нет, не представляет из себя ничего такого паранормального.

Иногда бывает так, что эта фантомная конечность начинает болеть, и это бывает очень неприятно. Нейрофизиолог Вилайнур Рамачандран, автор книги «Фантомы мозга» (если кто-то читал, очень интересная книжка), предлагает механизм, как такая боль могла бы возникать. Этот механизм, по его предположению, заключается в том, что когда мозг посылает сигнал в конечность, чтобы она сократился, он ожидает ответный сигнал, что команда выполнена успешно. Если этого не происходит, он подозревает, что с конечностью что-то не так. Вот мозг посылает сигнал руке «сгибайся», она не сгибается, он посылтает второй сигнал, она не сгибается, посылает третий сигнал, она не сгибается... Он говорит «всё, мою руку придавило чем-то очень тяжелым» и возникает боль.

Если это так, то можно эту гипотезу проверить, потому что мозг можно обмануть. И Рамачандран предложил такой механизм обмана мозга, который выглядит в виде зеркального ящика. Человек помещает свою здоровую конечность в этот ящик – в данном случае речь про руку – и видит отражение этой руки. Его просят представить, что он одновременно сгибает здоровую руку и отсутствующую, фантомную. Человек сгибает настоящую руку, смотрит в зеркало и видит, что у него как будто бы две руки и с ними всё в порядке. И в этот момент многим пациентам (есть клинические испытания) становится лучше. То есть мозг можно обмануть.

Интересно, что фантомную конечность можете испытать и вы, не имея никаких ампутированных конечностей – для этого нужно повторить следующий эксперимент. Руку человека убирают из вида, а перед ним кладут муляж, и дальше экспериментатор синхронно палочкой гладит этот муляж и руку человека. Важно, чтобы это было одновременно, синхронно, и тогда у многих людей формируется устойчивое убеждение, что вот этот муляж как будто его рука. Как это проверить? Дальше берут молоток и - бум! - по этому муляжу, а у человека возникает сильная эмоциональная реакция. Для сравнения, если вы будете делать прикосновение асинхронно, то есть дотрагиваться до руки и до муляжа вразнобой, то тогда иллюзия ложной руки не возникает. И тогда эмоциональная реакция, которую можно измерить с помощью прибора, который меряет резистентность, сопротивление на коже (то есть подключают, смотрят – если рука вспотела, значит, сопротивление изменилось, это можно зарегистрировать), вот эта реакция у людей будет намного меньше. Это если делать прикосновения асинхронно.

Можно пойти дальше и сделать иллюзию целого фантомного тела. Был такой эксперимент: человек смотрит в очки виртуальной реальности вниз и там, где по идее должно быть его тело, видит пустое пространство [а изображение своего тела он видит прямо перед собой, там, где на самом деле пустое пространство]. И экспериментатор одновременно дотрагивается кисточкой до тела человека и до этого изображения тела перед ним, и оказывается, что опять же если это делать синхронно, то со временем у человека формируется иллюзия, что у него есть целое фантомное тело. Опять же можно проверить с помощью теста на эмоциональную реакцию: поднести нож к этому пустому пространству. Люди очень сильно пугаются.

Для следующей истории мне нужно показать вам два символа. Это марсианские иероглифы, переданные с Марса инопланетным разумом. Мы знаем только как они называются, но не знаем, какой из них как называется. Один из них называется буба, другой называется кики. Собственно, нам эту информацию любезно предоставил канал Рен-ТВ, и я хочу, чтобы вы проголосовали. Кто считает, что буба справа? Поднимите, пожалуйста, руку. А кто считает, что слева? Ну, вас мало, вы рептилоиды. На самом деле нет ничего удивительного в том, что у нас есть ассоциации между... казалось бы, как звук связан с формой? А вот как-то связан, у нас есть такие ассоциации.

И у некоторых людей такие ассоциации бывают гораздо более интересными – это скорее редкость, но так тоже бывает – некоторые люди видят, например цифры или буквы цветами. Это явление называется синестезия и, по-видимому, оно связано с тем, что некоторые области мозга, которые воспринимают сигналы одной модальности, у них перекрываются с областями мозга, которые обрабатывают сигналы другой модальности, поэтому один стимул вызывает и другой стимул.

Долгое время ученые очень скептически относились к подобным заявлениям – вот, человек говорит «я вижу цифры цветами». И как это вообще можно проверить? Непонятно. Вдруг он просто выдумывает это всё и врет. Пока не был придуман достаточно любопытный эксперимент. Вы можете показать такую вот картинку. Кто видит здесь треугольник? Вас немного. Согласитесь, что вот так увидеть треугольник намного легче. То есть приходит синэстет и говорит: я вижу двойки красным, а пятерки синим. Например. Для него специально делаются такие вот картинки, чтобы он мог находить там скрытые фигурки, если он действительно видит цифры цветами. Дальше много таких картинок показывают и выясняют, что он действительно является синестетом. И вот такая синестезия бывает очень разная. Бывает не только цифры-цвета, может быть звуки и цвета, может быть всё что угодно.

Очень часто еще бывает мультимодальность, то есть синестет – он одновременно синестет в нескольких модальностях, у него что-то одно связано с чем-то, что-то другое с чем-то еще. У некоторых таких мультимодальных синестетов возникает еще одно очень редкое явление, когда они видят ауру. Что значит «видят ауру» - для них люди кажутся цветными, потому что, по их собственному описанию – они обычно не заявляют, что видят что-то паранормальное, не говорят, что у них есть паранормальные, экстрасенсорные способности – они осознают, что у них есть такая особенность восприятия, которая другим людям не свойственна. Человек вызывает у них какие-то приятные или неприятные эмоции и это выражается в том, что человек им кажется определенного цвета.

Опять же на это тоже можно придумать разного рода тесты, и вот здесь есть ссылка на статью, в которой сделали очень интересную вещь: они нашли четырех таких синестетов, которые утверждают, что видят ауру, и они нашли четырех человек, которые сказали, что научились видеть ауру через эзотерические практики. Дальше они подвергали их следующему тесту – показывали фотографии и просили, чтобы люди сказали, какого цвета аура у человека на фотографии. А потом эти же фотографии перемешивали и показывали второй раз. Синестеты очень быстро и стабильно указывают один и тот же цвет ауры для каждого человека. То есть они воспроизводят свои исходные показания. В чем-то это похоже на историю про иридодиагностику, про которую Алексей (Водовозов) рассказывал на своtй лекции. И вот синестеты прекрасно проходят этот тест, а вот «ауровидцы» с этим не справляются. Причем они не справляются, даже если им привести реальных людей. Ну, они могут сказать: «По фотографии ауры не видно, а вот вы живого человека приведите, я это сделаю». Приводят живых людей – тоже показывают один раз, потом перемешивают, показывают второй раз. Опять они ауру не видят.

У нас на премии имени Гарри Гуддини мы предлагаем миллион рублей любому, кто докажет, что обладает паранормальными способностями в условиях контролируемого научного эксперимента. Мы приглашали людей, которые утверждали, что видят ауры. Мы брали молодого человека и четырех девушек, показывали их этим ауровидцам, они говорили «да, мы видим ауру». Ставили их за ширму, те говорили «да, мы за ширмой тоже видим ауру». Потом мы ставили их за ширму так, чтобы никто не знал, где они стоят, и пытались добиться от них, чтобы они сказали, где стоит молодой человек. У них ничего не получилось. Там было два испытуемых. В общем, никаких оснований для существования эзотерической ауры пока что никем нигде не обнаружено, но вот интересный феномен синестезии существует.

Следующая история про двойников. Есть такие мифические существа, называются доппельгангеры, они могут, например, убить кого-то из ваших родственников, а потом занять их место, притворившись ими. Очень такие страшные существа. А есть синдром, называется синдром Капгра, он возникает обычно при определенных повреждениях мозга, и типичное проявление этого синдрома такое... Мужчина, допустим, попал в аварию, побывал в больнице, приходит домой, видит свою жену и говорит: «Эта женщина очень похожа на мою жену, но это самозванка. Это не моя жена, верните мне мою жену». Бывают разные проявления этого синдрома, вот самый забавный был недавно опубликован. Называется синдром кэтгра или синдром подмены кота. Человек утверждал, что его кота подменили ФБРовцы. Он писал письма своей жене, предупреждал ее, что «не доверяй коту. Кот следит за нами, подслушивает». В общем, всё передает в органы. Опять же у человека были обнаружены определенные повреждения мозга.

Есть разные точки зрения, не до конца изучен вопрос, почему это возникает, но одно из интересных нейробиологических объяснений – тоже можно у Рамачандрана найти – заключается в следующем. У нас есть два процесса, когда мы распознаем лица. У нас есть опознательный процесс, когда мы видим, визуализируем лицо, понимаем, что это тот самый человек, которого мы знаем. А есть автоматическая эмоциональная реакция на знакомых людей, которых мы хорошо знаем. То есть вы увидели свою маму, и у вас сразу теплые чувства, которые возникают автоматически. Было предположено, что в случае с этим синдромом второй путь нарушается, поэтому человек видит знакомое лицо, он его распознает. Может сказать, что да, цвет волос совпадает, цвет глаз совпадает, а вот эмоциональная реакция неправильная. То есть «как моя мама, но к своей маме я испытываю хорошие чувства, а здесь я не испытываю, следовательно, это самозванка». Такая вот возникает рационализация у мозга. И действительно, были эксперименты, в которых таким людям показывали фотографии, измеряли эмоциональную реакцию на знакомые лица, на знакомых людей, к которым они были эмоционально близки. Оказалось, что эмоциональная автоматическая реакция у них возникает намного хуже или вообще не возникает, и, собственно, это было некоторое косвенное подтверждение этой идеи.

Интересно, что в некоторых случаях синдрома Капгра человек, например, видит эту «самозванку», говорит, что это самозванка. А когда «самозванка» звонит ему по телефону, то он узнает голос, радуется и говорит «О, привет, мама», «О, привет, жена», ну и так далее. То есть могут быть забавные случаи с этими «делюзиями».

А бывает еще один синдром, когда человек думает, что он мертвый. Называется синдром Котара. Проявление такое: женщина попросила врача, чтобы тот ее отвез в морг, потому что она хочет быть среди своих, покойников. Или мужчина приходит к врачу и говорит: «Доктор, я пришел доказать вам, что я мертв». Доктор удивляется, но он уже слышал про синдром Котара. Он его спрашивает: «Ну хорошо, а вот скажите, мертвые могут истекать кровью?» Пациент говорит: «Ну, конечно же мертвые не истекают кровью» - «А давайте проверим» - «Давайте». Его укалывают булавкой, течет кровь, и он говорит: «Ну, значит, мертвые истекают кровью»… Логично?

Эти люди могут быть совершенно в каком-то смысле здравомыслящими, играть в шахматы, поддерживать диалоги на самые разные темы, но при этом у них есть такие вот очень сильные заблуждения. И одного такого пациента проверили с помощью медицинских приборов, посмотрели на его активность мозга. Вот эти вот синие области – очень широкая область коры головного мозга – имеет гораздо более низкую активность, чем у здоровых пациентов, которых рассмотрели для контроля. Был сделан вывод, что из-за чего-то снижена активность разных областей мозга и, по-видимому, некоторые из этих областей связаны с восприятием собственной личности, с тем, как ты себя самоидентифицируешь. С самосознанием.

Еще одна – предпоследняя – тема это околосмертный опыт. Многие люди, когда переживают клиническую смерть – то есть остановку сердца, при которой доступ кислорода к мозгу снижается или прекращается полностью – они потом описывают свой околосмертный опыт, но немножко по-разному его описывают. Примерно 50% говорят, что они осознали свою смерть. Четверть говорят, что они выходили из своего тела. Треть упоминают, что видели свет в конце тоннеля. Треть говорят, что они встречали мертвых. Еще половина говорит, что при этом они испытали некоторое облегчение, что этот околосмертный опыт был для них даже приятным.

И для начала нужно сказать, что вообще около половины случаев околосмертного опыта – это никакой не околосмертный опыт. Околосмертный опыт можно ощутить совершенно без угрозы собственной жизни: например, человек, который упал в обморок, или человек, который был на какой-то рутинной операции и ему дали наркоз. Это может быть диабетик, у которого уровень сахара в крови упал, или что-нибудь в этом роде.

Что касается выхода из тела – здесь было совершенно случайное открытие. Есть такое заболевание – эпилепсия, при котором у человека бывают страшные припадки. Иногда эпилепсия бывает настолько серьезная, что с ней нужно что-то делать. Например – найти очаг эпилептического припадка в мозге и его вырезать. Для того, чтобы его найти, в разные области мозга втыкают электроды, бьют током и спрашивают человека «Ну как? Нормально?». Ну и, соответственно, одному такому пациенту с эпилепсией воткнули электрод в определенное место мозга, и в этот момент он сказал «Опа, а я вышел из тела». Что имелось в виду? Это начали изучать, повторять, установили локализацию точно. Он говорит, что в этот момент он видит всё то же самое, точно своими глазами, но при этом он чувствует, что находится где-то в другом месте, где-то выше. Висит над собой. Дальше этот же эксперимент проводили на других пациентах, установили это место – в височной области коры головного мозга, которое отвечает за это вот странное ощущение. Если его стимулировать, возникает выход из тела. Это можно объяснить такой вот метафорой: у вас есть телефон, у него есть камера и GPS. И вот этот GPS сломался. Вот вы снимаете на телефон Статую Свободы, а GPS говорит – вы находитесь на Красной площади. И мозг, не привыкший к тому, что приборы вообще могут ошибаться, он говорит «Ну, значит, Статую Свободы украли и поместили на Красную площадь, молодец Путин». Здесь возникает примерно то же самое.

Свет в конце тоннеля. На самом деле свет в конце тоннеля могут увидеть, например, летчики, которые испытывают перегрузки, когда летают на самолетах или в симуляторах, в центрифугах. Кровь отходит от мозга, возникает гипоксия. Наше зрение устроено так, что по центру там очень много светочувствительных клеток, а по периферии их намного меньше. Поэтому когда начинает выключаться зрение, то сначала выключается периферическое зрение, а центральное еще немножко после этого остается. Возникает светлое пятно, вокруг темнота – это и есть свет в конце тоннеля.

Люди иногда говорят, что они видят призраков. Опять же мы знаем, что определенные повреждения мозга приводят к разного рода визуальным галлюцинациям. Это бывает и при болезни Альцгеймера, и при болезни Паркинсона, поэтому когда человек находится в состоянии кислородного голодания, его мозг голодает, нервные клетки перестают нормально работать, некоторые из них погибают, и это может приводить к разного рода глюкам. Здесь нет ничего паранормального.

Что касается эйфории, то тут на самом деле тоже всё не так сложно. Когда человек испытывает страх, или животное испытывает страх, то механизм боли эволюционно уже не столь полезен, потому что обычно страх вы испытываете, когда за вами кто-то гонится. Вам нужно убегать, спасаться, и для этого боль была бы помехой. Поэтому в ответ на страх происходит выброс эндогенных эндорфинов, то есть веществ, которые, по сути, обезбаливают и успокаивают. Это одно объяснение. И люди, которые, допустим, занимаются экстремальными видами спорта, могут испытывать кайф от чувства страха. Это, в принципе, вещь вполне понятная. А смерть – это очень страшно, поэтому тоже всё понятно. Другое объяснение – что на самом деле многие случаи околосмертного опыта возникают, когда человеку дают наркоз. Под наркозом человек опять же может себя чувствовать лучше.

Ну и последняя тема – черная магия. Можно ли человека убить с помощью черной магии, проклясть его? Некоторые люди в это верят, верят в ведьм и что они могут наложить проклятье. Есть даже такие анекдотические истории про аборигенов, когда костью шаман показывает на человека, и человек погибает. После этого он перестает есть, перестает пить, у него может случиться инфаркт, если у него больное сердце. Такие случаи были записаны некими антропологами, и были они показаны в современных медицинских условиях. Например, когда пациентке говорят, что она скоро умрет (не шаманы, а врачи) – у нее тоже может случиться сердечный приступ, она тоже может умереть. Есть в медицинской литературе несколько сотен кейсов, которые были таким образом описаны. Если вы верите, что умрете, то это может быть самосбывающийся прогноз, потому что это может повлиять на ваше самочувствие. Поэтому, когда речь идет про черную магию, то самый лучший способ от нее защититься – в неё не верить.

И, собственно, последняя часть моего выступления называется «Смех побеждает чудовищ» – я очень кратко покажу черную магию в некоторых ее проявлениях. Есть такой замечательный фильм «Ключ от всех дверей» – это фильм ужасов. Там была девушка, и пока она не верила в черную магию, с ней всё было в порядке. Потом она в нее поверила, и с ней смогли сделать очень неприятную вещь. Вот, я фильм вам заспойлерил, прошу прощения, но этот принцип я хотел бы продемонстрировать на следующем видео. Здесь будет просто магия. Понятно, что эти люди либо очень искренне верующие, либо они в сговоре. Проверить это очень сложно. Но если этот человек согласится прийти к нам на премию Гуддини, то мы с удовольствием проверим его способности на скептиках... У меня есть другое видео, где проверяют человека, который якобы специалист по бесконтактному бою – раскидывает учеников, всё у него очень круто. Он говорит, что у него есть 200 побед на 0 поражений, и он готов поставить $5000 на то, что он сможет любого бойца победить с помощью своего бесконтактного искусства. И человек вызвался на этот поединок, подписали договор – заключили сделку, что 5 тысяч долларов достанутся победителю. Вон слева [на видео] другой боец…
 

Эврика

Креатор
Регистрация
15 Апр 2017
Сообщения
124
Реакции
538
Майкл Шермер - Почему люди верят в странные вещи?

Откуда берутся верования в теории заговора, истории о похищениях инопланетянами и многие, многие другие странные и нелепые вещи? Майкл Шермер объясняет их с позиции научного скептицизма и показывает, что эти «сверхъестественные» явления имеют вполне обыденное объяснение.
 

songla

Креатор
Регистрация
14 Июн 2019
Сообщения
52
Реакции
208
Хуже, чем в русской деревне? Жизнь папуасов: покупка жены, разборки и свиньи. Папуа, Индонезия

Леня Пашковский отправляется в поход по папуасским деревням, чтобы увидеть, как устроен быт людей, до сих пор живущих практически первобытным укладом. Индонезия присоединила Папуа только в 1963 году – тогда цивилизация начала понемногу приходить к папуасам, в основном, вместе с миссионерами.
Но если папуасские деревни выглядят сегодня чуть более современно, чем тогда, за счет новых построек в дополнение к традиционным хижинам, то быт людей практически не изменился. Деревни очень маленькие – на пару десятков человек. Чаще всего расположены они высоко в горах, куда ведут только узкие пешие тропы, через горные реки, лес, грязь и заросли. Такая труднодоступность поселений выбирается специально, чтобы врагам было как можно сложнее попасть в деревню. И это не пережиток прошлого: до сих пор папуасы ведут войны между деревнями и между племенами.
До сих пор они охотятся с помощью луков и стрел и ими же убивают врагов. Только год назад в деревнях появилось электричество – и только от солнечных батарей. Это единственный признак цивилизации здесь, кроме маек и шорт. Им даже не для чего это электричество использовать, кроме светодиодных лампочек.
Живут папуасы в традиционных хижинах из досок и сухой травы: внутри хижин нет абсолютно ничего - имущества у местных людей крайне мало. Но в центре каждой хижины – обязательно костер, на котором готовится пища. Поэтому все в этой стране до молекул пропахло дымом.
Едят папуасы, в основном, батат. Это почти единственная их пища, и почти ничего другого они не выращивают.
Мы увидим все это, добравшись до нескольких деревень, поговорим с папуасами об их традициях, о том, как стать вождем, каково это – иметь нескольких жен, и сколько свиней нужно заплатить, чтобы жену себе взять. Мы попадем в деревню, которую сожгли в племенной войне, познакомимся с ее выжившими жителями и узнаем, почему эти войны до сих пор идут.
 
Сверху Снизу