Поток. Психология оптимального переживания (Михай Чиксентмихай) | Первый творческий форум ЦРТП

Поток. Психология оптимального переживания (Михай Чиксентмихай)

Стырх

Креатор
Регистрация
19 Ноя 2016
Сообщения
175
Реакции
713
potok_chiksentmihayi.jpg

Исследуя творческих личностей, автор обнаружил в своих исследованиях, что они счастливы благодаря тому, что в процессе озарения испытывают состояние потока. Но поток не является исключительным достоянием каких-то особых людей. Автор выстраивает детальную, стройную и экспериментально подтвержденную теорию, в центре которой находится идея потока. Это состояние полного слияния со своим делом, поглощения им, когда не ощущаешь времени, самого себя, когда вместо усталости возникает постоянный прилив энергии.

Михай Чиксентмихайи заметил очень интересную деталь: когда человек увлечен делом, он не чувствует усталости или нехватки фантазии. В этот момент открывается второе дыхание, мы перестаем замечать время и окружающий мир в целом. Мы полностью поглощены тем, что делаем. Автор книги «Поток: Психология оптимального переживания» назвал это явление потоком.

Михай стал изучать такое поведение человека и пришел к весьма необычным результатам, которые он и описывает в своей работе «Поток: Психология оптимального переживания». Есть люди, которые владеют этим поток чуть ли не самого рождения, а есть те, которые не могут «поймать волну», но при этом у каждого из нас есть возможность научиться не просто на все 100% отдаваться делу, но и любить его, делать лучше, совершенствоваться самому и совершенствовать все вокруг. И не удивительно, что после такой работы над собой вы почувствуете, что по-настоящему счастливы.

Счастье не приходит просто так, нужно очень много работать, чтобы познать его. Мы сами решаем, что нам делать и как, поэтому в своих неудачах можно винить исключительно себя. Но если вы хотите измениться и стать намного лучше, вам книга «Поток: Психология оптимального переживания» Михай Чиксентмихайи очень понравится. Вы найдете здесь массу полезного и увлекательно для себя, сможете разобраться в своей психологии, поймете, что вы делаете неправильно и как это изменить.

Все мы любим что-то делать, а что-то нет, но при этом мы никогда не думаем о том, что есть в первом деле такого, от чего мы получаем удовольствие. А что если это «что-то» добавить в работу, которую мы не любим? Тогда мы начнем получать удовольствие от любого дела, которое начнем, следовательно, результат мы получим быстрее, и при этом не пострадает ни наше эмоциональное состояние, ни физическое.

Отзывы:
Бессмысленная трата времени. Мысль одна - для того, что быть счастливым (находиться в потоке) необходимо несколько условий:
1. Деятельность должна быть с четко обусловленной целью, которая действительно интересна индивиду, а не навязана из вне.
2. Цель должна соответствовать способностям (умениям) индивида. При постановке сложной цели, на которую не хватает навыков случается разочарование, при более легкой скука.
3. В ходе достижения цели должна быть четкая обратная связь (все ли я делаю как надо, иду к цели?).
Достаточно прочитать страницы 314-320, остальное вода и переливание из пустого в порожнее. Множество историй из жизни каких-то людей, обрывки исследований приводят в уныние своей бессмысленностью. Еле дочитала. Не советую.
kazakova_maria
• Если человек занимается деятельностью, в которой он достиг совершенства, такое занятие становится вознаграждением само по себе.
• Оптимальное состояние сознания — это упорядоченность. Такое состояние наступает, когда наша психическая энергия или внимание направлены на решение конкретной реалистичной задачи и наши умения соответствуют этой задаче.
• Обрести контроль над сознанием можно только при условии кардинального изменения представлений о том, что важно, а что — нет.

Дальше...

• Самый важный шаг в освобождении от общественного контроля заключается в развитии способности получать радость от каждого сиюминутного события.
• Человека, умеющего контролировать свое сознание, отличает способность произвольно фокусировать внимание, не отвлекаться и поддерживать концентрацию ровно столько, сколько требуется для достижения цели, не больше.
• Сознание представляет собой не линейную систему, а систему с циклическими причинными связями. Внимание формирует личность, а личность направляет внимание.
• Для улучшения качества жизни существует две основные стратегии. Первая заключается в том, чтобы попытаться подстроить внешние условия под наши цели. Вторая предполагает изменения восприятия нами внешних условий так, чтобы они лучше соответствовали нашим целям.
• Удовольствие помогает поддерживать порядок, но само по себе оно не может создать его, не может перевести сознание на новый уровень.
• Отличительная черта оптимального переживания — человек настолько погружен в задачу, чтобы его деятельность становится практически автоматической, он перестает осознавать себя отдельно от совершаемых действий. Другая важная черта — способность субъекта на то время, пока оно длится, забывать обо всех своих жизненных проблемах. А еще состояние потока характеризуется ощущением контроля над ситуацией, а точнее — отсутствием страха потерять контроль.
• Пока значительная часть общества не будет иметь возможности заниматься осмысленными задачами и развивать полезные навыки, можно не сомневаться, что насилие и преступления сохранят свою привлекательность для тех, кто не может испытывать более сложные переживания.
• Человек не может долго получать наслаждение, делая одно и то же. Чтобы избежать скуки, он должен ставить себе новые цели, и, достигая их, совершенствовать свои навыки.
• Аборигены Новой Гвинеи уделяют поиску нарядных птичьих перьев больше времени и сил, чем поискам еды.
• Поскольку поток тесно связан с тем, что люди считают значимым для себя, выбор потоковых занятий наиболее точно отражает их внутреннюю сущность.
• Рабы, строившие пирамиды, редко поднимали восстания именно потому, что не видели лучшей альтернативы, чем труд на деспотичных фараонов.
• Сам поток является сильным мотивирующим фактором, но он не гарантирует добродетельности тех, кто его испытывает.
• Люди в трудной жизненной ситуации выживают тогда, когда могут превратить объективно опасные и угнетающие обстоятельства в контролируемый субъективный опыт.
• Предоставленное само себе сознание начинает погружаться в хаос — оно переключает внимание случайным образом, задерживаясь на неприятных или тревожных мыслях. Чтобы избежать это, люди стремятся занять свой ум любой доступной информацией. Обмен простыми фразами, болтовня из телевизоров и радио убеждают нас, что всё в порядке, что жизнь идет своим чередом.
• Слово «дилетант» стало оскорбительным, хотя быть дилетантом означает получать самое ценное — радость от своих действий.
• Человек, пренебрегающий использованием своих мыслительных способностей, никогда не достигнет подлинной свободы. Он будет жить во власти «экспертов».
• Чем больше психической энергии мы вкладываем в материальные цели, тем сложнее становится их материализация.
• Чем больше работа похожа на игру — несущую разнообразие, ставящую перед человеком интересные задачи, уровень сложности которых соответствует развитию его навыков, имеющую четкие цели и позволяющую немедленно получать обратную связь, — тем больше радости получит тот, кто ее выполняет, независимо от уровня его развития.
• Стресс существует тогда, когда мы переживаем его: для того, чтобы вызвать его непосредственно, нужны поистине экстремальные условия. То, что для одного является завышенными требованиями, другой воспринимает как интересную и привлекательную задачу.
• Индивид, живший отдельно, становился идиотом, что изначально в переводе с греческого означало изолированного человека, не способного учиться у других.
• Про человека, который редко скучает и не нуждается в благоприятных вешних обстоятельствах, чтобы наслаждаться моментом, можно сказать, что он прошел экзамен на право называться творческой личностью.
• Социальные перемены невозможны, пока не изменится сознание людей.
• С точки зрения конечного человека неважно, какова конечная цель, если она достаточно привлекательна, чтобы на протяжении всей жизни направлять на себя психическую энергию.
• Что может быть печальнее зрелища человека, который знает, чего он хочет, но не имеет достаточно психической энергии для того, чтобы этого добиться.
Johntv
Автор с труднопроизносимой фамилией на многих сотнях страниц говорит в принципе давно известное: счастье это не цель, а путь, процесс важнее результата. Чем больше поглощен тем, что он делает, тем он счастливее. Интересно, что автор, рассуждая о счастье, больше говорит о творческой и профессиональной самореализации, нежели о частных, семейных аспектах: дети, мужья-жены, родственники, друзья и проч. Очень мужская книга. Наверное, женщина бы написала совсем по-другому, и определение счастья дала бы совсем иное.
Князев Сергей
Я знакома с понятием потока, и ничего нового не узнала, но для кого-то это может стать открытием.
В книге очень долго и обстоятельно объясняются прописные истины про состояние потока - то состояние лёгкости, концентрации и гармонии, которое, независимо от других обстоятельств, дарит нам ощущение счастья.
Мы забываем обо всех жизненных проблемах, и существуем в полном единении с собой и окружающим миром. Такое состояние, например, бывает у творческих людей, которые пишут книги, картины, музыку; у людей, занимающихся йогой; когда мы моем посуду; осознанно едим; читаем книгу; путешествуем, другими словами, когда мы чувствуем, что мы - находимся здесь и сейчас, когда мы счастливы в своей деятельности или не-деятельности, счастливы просто быть.
Желаю каждому из вас чаще быть в "потоке", ведь счастье ближе, чем кажется.
Анна Кирасирова
Если бы профессор уложился страниц в сто, я бы, наверно, его пожалел, но так – извините – буду рубить с плеча. Вся конструктивная часть книги сводится к введению понятия «Поток».

Поток – это состояние глубокой концентрации на какой-нибудь деятельности, сопровождающееся отключением рефлексии. Он достаточно часто встречается в жизни самых разных людей и во многом определяет качество этой жизни (т.е. субъективное ощущение счастья).

Вот, я произнес эти слова, и вы можете теперь книгу не читать: ничего сверх этих двух тезисов в ней нет, а там, секундочку, около 500 страниц. По большому счету весь объем представляет собой компендиум банальностей на тему «Чем скучающему обывателю развлечь себя на досуге». Профессор (я говорю, так не с целью издевки, а чтобы у читателя не спотыкался глаз о неудобную для русскоязычного человека фамилию) с упрямством первосортного зануды перечисляет: можно читать и через чтение вызывать у себя поток, можно играть на балалайке и через игру вызывать у себя поток, можно ходить вприсядку, можно ковать гвозди, можно воспитывать детей... В общем, делайте, люди, что хотите, только концентрируйте на этом побольше внимания, и будет вам поток, а с потоком – счастье. Нетрудно заметить, что исходное понятие (которое, хоть это и не было озвучено, по сути является ИСС) у автора размылось в бесформенную кашу, к которой он теперь приравнивает все, что ему заблагорассудится. Наверное поэтому ни на один действительно интересный вопрос связанный с потоком автор ответа не дает: можно ли утверждать, что радость приносит сам поток, или его рефлексивное переживание задним числом? чем определяется наличие интереса к тому или иному действию? чем определяется продолжительность потока? является ли переход из обычного состояния в потоковое качественным или количественным? каким образом восстанавливается внимание? - В ответ на это или ничего, или общие фразы. Да, вы правильно поняли: в пятисотстраничной книге про поток исследования этого самого потока не содержится.

С логикой у профессора тоже не все гладко: вроде сам говорит о диалектической неоднозначности вещей, которые обсуждает, а выводы получаются либо однобокие, либо никакие. Из хорошего в наличии солидная библиография на полусотне страниц, но тут другая беда: автор весьма небрежно обращается с фактами. То у него хромосомы из белка, то сознание обрабатывает 126 бит в секунду, то из литературы что-нибудь приврет. В общем, доверять его суждениям вне его профессиональной области я бы не рискнул.

Из оставшихся скромных плюсов: хороший легкий язык, и определенный мотивирующий потенциал. Но к науке книга отношения не имеет: и как психология, и как философия все это очень и очень слабо.

luka83
Книга ни о чем, как бы её не расхваливали. Основная идея - что все великие открытия совершались в состоянии потока, и что можно жить в состоянии потока, т.е. эффективно и быть счастиливым. Основной идее уделено несколько страниц, а её доказательствам на примерах -вся книга. Читать книгу поэтому неинтересно, есть более интересные издания, например, книги Экхарта Толле - где основная мысль не растекается по древу сотен страниц.
Мельников Денис
 

Rokinrol

Модератор
Регистрация
26 Ноя 2016
Сообщения
299
Реакции
1569
Из чего состоит переживание радости. Можно выделить восемь основных компонентов переживания радости. Во-первых, задача, которую ставит себе человек, должна быть для него посильной. Во-вторых, он должен иметь возможность сосредоточиться. В-третьих и в-четвёртых, концентрация, как правило, становится возможной потому, что задача позволяет чётко сформулировать цели и немедленно получить обратную связь. В-пятых, в процессе деятельности увлечённость субъекта настолько высока, что он забывает о повседневных тревогах и проблемах. В-шестых, занятия, приносящие радость, позволяют человеку ощущать контроль над своими действиями. Седьмая особенность этого состояния заключается в том, что осознание своего Я в момент совершения действия как будто исчезает, зато после окончания потокового эпизода оно становится сильнее, чем раньше. Наконец, изменяется восприятие течения времени: часы превращаются в минуты, а минуты могут растягиваться в часы.

Обычно мы постоянно прерываем свою деятельность сомнениями и вопросами: «Зачем я это делаю? Не заняться ли мне чем-нибудь другим?» Мы снова и снова оцениваем причины, побудившие нас совершать те или иные действия, и их целесообразность. А в состоянии потока нет потребности рефлексировать, потому что действие, как по волшебству, само несёт нас вперёд.

[...]

Потоковые занятия. Основной смысл потоковой деятельности состоит в обретении радости. Примерами таких занятий являются игры, искусство, спорт, а также разного рода церемонии и ритуалы. Благодаря своей структуре они помогают участникам и зрителям достичь упорядоченного состояния сознания, приносящего радость.

Французский психолог и антрополог Роже Калуа разделил существующие в мире игры (слово «игра» он использует в широком смысле, обозначая этим словом любую форму активности, приносящую удовольствие) на четыре основных класса в зависимости от вызываемых ими переживаний. В группу под названием «агон» он включил игры, построенные по принципу соревнования. К ней относится, например, большинство спортивных состязаний. В группу «алеа» вошли занятия, основанные на игре случая (например, лото или игра в кости). Обозначение «илинкс», или «головокружение», получили игры, нарушающие наше нормальное восприятие, такие как катание на аттракционах или прыжки с парашутом. Наконец, к «мимикрии» Роже Калуа отнёс занятия, создающие альтернативную реальность, такие как театр, танец и искусство в целом.

Используя предложенную классификацию, легко увидеть, что каждый из четырёх классов игр предлагает свои способы выхода за границы повседневности. В агонических играх от человека требуется совершенствовать определённые навыки, чтобы превзойти соперника. Алеатические игры доставляют удовольствие, поскольку создают у человека иллюзию возможности влиять на ход будущих событий. Головокружение — наиболее быстрый способ изменить состояние сознания. Занятия-мимикрии позволяют нам посредством фантазии, подражания и маскировки изменить свою индивидуальность.

Мы обнаружили одну общую характеристику, объединяющую многочисленные разновидности потоковых ощущений. Все они как бы переводят человека в новую, ещё не изведанную им реальность, наполняя его духом первооткрывательства, расширяя горизонты его способностей. Другими словами, они изменяют личность, делая её более сложной. В развитии личности и заложен ключ к пониманию смысла потоковой деятельности (рис. 1). Диаграмма поясняет, почему так происходит. Предположим, что приведённый ниже график описывает некую деятельность, например, игру в теннис. На его осях отложены уровни развития умений и сложности задач. Буквой А обозначен Алекс — мальчик, который учится играть в теннис. На диаграмме он изображён в четырёх временных точках. На момент начала тренировок у него практически отсутствуют какие бы то ни было навыки (А1). От него требуется просто попасть по мячу. Это, в общем-то, не сложно, однако Алекс тренируется с огромным удовольствием. Ведь уровень сложности задачи как раз соответствует его элементарным навыкам. Так что на этом уровне он, вероятно, будет испытывать ощущение потока.

potok.jpg

Со временем, если он продолжит тренироваться, его спортивная форма станет лучше. Ему будет скучно просто отбивать мяч через сетку (А2). Возможно, он найдёт себе более опытного партнёра и осознает, что существуют более сложные задачи, чем просто бить по мячу. В этой точке (A3) он почувствует беспокойство из-за того, что плохо справляется с ситуацией.

Поскольку ни скука, ни тревога не относятся к приятным состояниям, Алекс снова хочет испытать состояние потока. Как этого добиться? Из рисунка видно, что, если он скучает (А2) и стремится снова оказаться в потоке, у него есть только один выход — повысить сложность выполняемых задач. Поставив перед собой новую, более сложную цель, соответствующую уровню его навыков, — например, победить более сильного противника, — Алекс снова окажется в потоке (А4).

Если он испытывает беспокойство (A3), для возвращения к состоянию потока ему необходимо дальше совершенствовать свои навыки.

Состояние в А4 можно считать более «продвинутым» по сравнению с А1, потому что оно предполагает более сложные задачи и требует от игрока большего мастерства. Однако ситуация А4, несмотря на сложность и приносимую ею радость, также не является стабильной. Если Алекс продолжит играть, он столкнётся либо со скукой из-за утративших новизну задач, либо с тревогой и фрустрацией из-за осознания своих относительно слабых возможностей. Стремление получать удовольствие снова толкнёт его в поток, но уже на уровне сложности, превышающем А4.

Такая динамика объясняет, почему поток способствует личностному развитию. Человек не может долго получать наслаждение, делая одно и то же. Чтобы избежать скуки, он должен ставить себе новые цели и, достигая их, совершенствовать свои навыки.

[...]

Пустая трата времени. Хотя люди чаще всего стремятся побыстрее закончить работу и отправиться домой, чтобы насладиться заслуженным отдыхом, на самом деле часто они не имеют ни малейшего представления о том, как провести свободное время. Грустная ирония заключается в том, что за работой гораздо проще испытывать радость именно потому, что профессиональная деятельность, как правило, имеет ясные цели и правила, позволяет получать обратную связь, а это способствует вовлеченности и концентрации, необходимым для возникновения состояния потока. Свободное время, напротив, не структурировано, и приходится прилагать большие усилия, чтобы преобразовать его в оформленную активность, от которой можно получать удовольствие.

Гигантская индустрия развлечений, возникшая в последние десятилетия, была создана для того, чтобы помочь людям наполнить свободное время удовольствиями. Тем не менее, состояние потока, вызванное использованием своих умений, способствует росту, а пассивные развлечения не ведут никуда.

Источник:
 
Сверху Снизу