Привычка к творчеству. Сделайте творчество частью своей жизни (Твайла Тарп) | Первый творческий форум ЦРТП

Привычка к творчеству. Сделайте творчество частью своей жизни (Твайла Тарп)

Rokinrol

Модератор
Регистрация
26 Ноя 2016
Сообщения
265
Реакции
1403
privychka_k_tvorchestvu.jpg

Секрет мастерства прост: ежедневный труд и правильная его организация. И если вам приходится создавать что-либо, вне зависимости от сферы деятельности, практическое руководство американского хореографа Твайлы Тарп придется как нельзя кстати. Следуя рекомендациям и упражнениям, вы сможете разобраться в механизмах творчества, справиться с блоками и сделать рабочий процесс максимально эффективным.

От автора
В утверждении, что творчество должно воийти в привычку, есть некиий парадокс. Мы ведь привыкли считать, что творчество - это что-то свежее, в то время как привычка предполагает рутину и повторение. Этот парадокс всегда занимал меня, потому что в нем тесно переплетены спонтанность и навык.
Никто не рождается с этими навыками. Они вырабатываются практикоий, обучением и размышлениями, что требует большого труда и самоотдачи, но результаты оправдывают затраченные усилия. Хоть и не сразу. Даже Моцарт с его природными талантами, страстью к музыке и поддержкоий любящего отца написал "в стол" 24 симфонии, прежде чем ему удалось сочинить нечто такое, что выдержало испытание временем и вошло в историю музыки, - cимфонию No 25. Если произведение искусства - это мост между вашим видением мира и тем, что видят окружающие, то навыки - это то, что помогает строить этот мост.
Упражнения помогут вам выработать определенные навыки. Некоторые из них могут показаться простыми, но делаийте их все равно: на азы никогда не тратится достаточно времени. Хотя моим ремеслом является современныий танец и балет, речь в этоий книге поийдет не о них. Обещаю, что мой текст не будет усыпан танцевальным жаргоном. Я буду исходить из того, что обращаюсь к достаточно эрудированному и искушенному читателю. Мне кажется, мои рабочие привычки могут быть полезны каждому.
Я не могу гарантировать, что все созданное вами станет шедевром - это зависит от вас, но я деийствительно обещаю, что если вы прочитаете эту книгу и прислушаетесь хотя бы к половине советов, вы никогда не застынете в страхе перед чистым листом бумаги, пустым холстом или белоий комнатоий. Творчество станет вашей привычкой.

От издателя
Вдохновляющая и практичная книга "Привычка к творчеству" научит, как наполнить творчеством каждый день. В книге - 32 упражнения, разработанные известным хореографом Твайлой Тарп на основе ее впечатляющего 35-летнего опыта. Вы узнаете, что означает быть креативным и как использовать свои способности по максимуму.

Книга с вами будет разговаривать и отзываться согласием, грустью, радостью глубоко в душе. Эта книга способна перенести вас на сцену к Твайле Тарп и вы будете вместе с танцорами участвовать в постановке, в мастерскую Да Винчи, Моцарта или Достоевского, чтобы вместе с ними творить шедевры. Книга наполнена ценными советами о философии и практики творчества.

Творчество - удел не только "художественных" натур. Нужно оно каждому: инженеру, проектирующему танцевальный класс; родителям, желающим, чтобы дети увидели мир под разными углами зрения; бизнесмену, который грезит о больших продажах. Творчество - это привычка, которая сделает вас гибче, умнее, эффективнее и радостнее.

Твайла Тарп - величайший хореограф. Она создала более 130 танцев для своей труппы, а также для таких коллективов, как Нью-Йорк Сити Балет, Парижский Оперный Балет, Лондонский Королевский Балет и Американский театр балета. Для Бродвея она поставила театральную версию "Поющей под дождем". Она получила восемнадцать почетных докторских степеней и множество наград.

Чтобы сделать творчество частью своей жизни, нужно всего лишь превратить его в привычку. Для этого потребуется немного подготовки и усилий, и справиться с этим может каждый. Тарп поможет сделать первые шаги в мучительном процессе поиска новой идеи и концепции вашего проекта, свернуть с ухабистой дороги и вернуться в свою колею. Мир новых возможностей широко распахнет для вас свои двери, вселит новую энергию, а с Твайлой Тарп вы сможете глубоко вдохнуть и смело идти вперед.

Еще в книге Твайла Тарп щедро делится своими секретами развития и взращивания творческого таланта. Вы узнаете много ценного:
- Ритуалы подготовки к продуктивной работе
- Как выйти за рамки и накреативить с три короба
- Простой способ вернуть в свою жизнь порядок и покой

Игра в 20 вопросов:
- Что такое стержень проекта
- Как выбраться из творческой ямы
- О роли наблюдательности и отражения увиденного на бумаге
- Секреты мастерства
- Что такое метафорический интеллект
- Как видеть идеи и выхватывать их из воздуха
- О пользе неудач
- Как задействовать разные виды памяти
- Наглядные примеры творческого зарождения и реализации идеи
- Творчество - марафон длиною в жизнь
- и 350 страниц вдохновения и практических упражнений, которые полезно сделать гуманитариям и технарям, родителям и руководителям.

Отзывы
"Создание чего-то нового и оригинального есть проявление наглости и самонадеянности. Вы исходите из того, что миру есть дело до ваших идей. Вы не должны оставлять шансов страхам".

Книга действительно вдохновляющая! Мне захотелось сразу взяться за дело, пробовать неожиданное и стать мегамастером любимого дела. Книга пробуждает достаточно наглости и храбрости, чтобы идти по выбранной стези, несмотря на трудности, и совершенствоваться, а главное отпустить страхи.

"Начинайте это делать, потому что нет смысла ждать вдохновения с небес. Как сказал Зигмунд Фрейд "когда вдохновение не приходит ко мне, я прохожу полпути, чтобы встретить его".

Что запомнилось и было ближе всего ко мне в этой книге:
- книга призывает действовать, а не ждать манны небесной;
- дает более 30 практик для совершенствования творческих привычек и навыков;
- учит принимать страхи, ошибки, ямы и промахи, справляться с ними и побеждать;
- подсказывает где обитают идеи или где их можно наскрести;
- а главное дает осознание того, что путь творческого человека был и есть тернист, но стоит того!

Не сдавайтесь, наоборот, идите к своей мечте и идеалу, а чтобы было легче - сделайте творчество своей положительной привычкой, и энергия, идеи и вдохновение будут вам открыты всегда и всюду! И именно привычка в трудные времена поможет идти вперед и приведет к успеху.

"Чем больше практикуюсь, тем удачливее становлюсь".

Книга будет полезна тем:
- кто сомневается в своих способностях;
- кто попал в творческий тупик/яму/кризис;
- кто хочет стать лучшим в любимом деле;
- кто ищет вдохновения и свой стержень;
- кто нуждается в конкретных советах.

Все гениальные изобретения, открытия и шедевры появились не только благодаря гениальности их создателей, но и от их УПОРСТВА, ТРУДА, ДИСЦИПЛИНЫ и как следствие "ГОТОВНОСТИ К УДАЧЕ", их разум был настроен на открытия и принятие идей.

Полнякова Юлия
В силу специфики профессии я прочитала массу книг по творческому развитию.Эта книга заинтересовала меня уже тем, что она написана хореографом, а не писателем и не художником, как большинство ей подобных. Я ожидала взгляда с новой точки обзора и я не ошиблась. В этой книге действительно много движения и танца - в историях, примерах и даже практических упражнениях. Здесь творчество не только в голове, но во всем теле вплоть до самых кончиков пальцев.
По-моему мнению, это одна из самых толковых книг про творчество, которые мне доводилось читать. Хотя я не во всём разделяю позицию Тавайлы, пунктов, по которым я согласна на сто процентов, необыкновенно много. Тарп - по ощущениям - из творческих трудоголиков-одиночек, она рассчитывает только на себя и свою труппу, с осторожностью принимая советы и предложения со стороны. Однако в своем подходе к творческому развитию и вообще к творчеству она действует с удивительно ясной головой и здравыми идеями. И её анализ творческого процесса и возникающих на его пути проблем получился очень всесторонним и подробным.
Мне близка мысль, что в основе любого творческого (да и любого другого) саморазвития должно лежать в первую очередь самопознание. Потому что иначе можно долго метаться от опыта к опыту, так ничего и не добившись. Совсем другое дело, когда ты понимаешь, что ты из себя представляешь, что можешь и на самом деле хочешь. Также отзывается мысль, что пережитый провал - это зачастую один из мощнейших стимулов развития (правда, лучше, чтобы он произошел наедине с самим с собой). Очень понравилось определения "ямы" - когда много всего происходит, но процесс не движется, и "колеи", чем-то похожей на "поток" Чиксентмихайи, когда находишь удачную тему и темп и движешься, не переставая, ощущая, что буквально живёшь творчеством.
Здесь есть и о том, как искать идеи, как их развивать, как поддерживать свой творческий настрой при помощи простых ритуалов. Много примеров из личного опыта с хорошим анализом без лишних эмоций и переживаний вокруг. Есть и примеры из жизни композиторов, писателей и художников, так что тематика вовсе не ограничена одной хореографией. Если с этой книгой вдумчиво поработать, то в самом деле можно выработать привычку к творчеству. И да, работа - это ключевое слово.
Шавырина Анастасия
Если вы думаете, что 20 лет отлежав на диване, вы прочтёте эту книгу и вдруг начнёте творить, то вместе с заказом в книжном попросите прислать\принести билет в Понилэнд. Всё не просто так! Эта книга будет полезна тем, кто уже занимается творчеством или серьёзно на него настроен. Мотивашек типа "Ты сможешь! Освободи свой внутренний потенциал! Вдохни аромат Вселенной!" - не будет.
Скажу честно: половина книжки для меня оказалась бесполезной. Твайла хореограф, так что примеры и истории зачастую из этой же сферы. Я творю абсолютно в другом направлении и с другими материалами, а ещё не разбираюсь в хореографическом искусстве - мне что Твайла Тарп, что Марго Фонтей.
Но вот вторая половина весьма порадовала. Хотя нет. Буду опять же честна: для меня полезного оказалось процентов 30. Так вот... Казалось бы, ну что ещё не сказано на поприще всяких там учебников для творчества? Тыыыыыщи их и все мусолят одно и то же. Однако благодаря Твайле мне пришла абсолютно простая, но гениальная мысль - вставать за 5 часов до работы и заниматься своим творчеством. Пусть идея всё время лежала на поверхности, но до этой книги я как-то не замечала её.
В книге присутствуют различные упражнения: некоторые подходят исключительно хореографам, некоторые применимы для всех сфер искусства.
Мне сильно импонировали две мысли в этой книге:
1. Мастерство без таланта - середнячок. Талант без мастерства - ничто.
2. Никогда не поздно начать, но человеческая жизнь не бесконечна.
Да, я знаю, все мы любим ныть, мол хорошо тем, у кого есть талант - напрягаться не надо, просто выдавай ежесекундно шедевры и греби бабло. Только редко кто задумывается, сколько сил и труда было убито на самом деле в шедевральный проект. Твайла легко и доступно объясняет, что каждый мастер оттачивает своё умение, просто мы этого можем не замечать. Моцарт практически с младенчества был приучен к музыке и искусству, его так воспитали, ему вбивали это в мозг, ему создавали для этого условия. Был бы отец Моцарта каким-нибудь продавцом на рынке и кто знает кого бы мы теперь боготворили: Вольфганга Амадея Моцарта - великого композитора, или Вольфганга Моцарта - великого торговца рыбой (хотя на счёт величия я сомневаюсь). Если мысль ещё не понятна, то поясню - хочешь создавать что-то путное, то работай над собой. И не откладывай всё в долгий ящик. Бесконечное "завтра" так никогда и не наступит. Делай плохо, но сейчас. Лучше 100 плохих написанных рассказов, чем один идеальный, но в голове.
ZeroWi
Эта книга заинтересовала меня уже тем, что она написана хореографом, а не писателем и не художником, как большинство ей подобных. Я ожидала взгляда с новой точки обзора и я не ошиблась. В этой книге действительно много движения и танца - в историях, примерах и даже практических упражнениях. Здесь творчество не только в голове, но во всем теле вплоть до самых кончиков пальцев.
По-моему мнению, это одна из самых толковых книг про творчество, которые мне доводилось читать. Хотя я не во всём разделяю позицию Тавайлы, пунктов, по которым я согласна на сто процентов, необыкновенно много. Тарп - по ощущениям - из творческих трудоголиков-одиночек, она рассчитывает только на себя и свою труппу, с осторожностью принимая советы и предложения со стороны. Однако в своем подходе к творческому развитию и вообще к творчеству она действует с удивительно ясной головой и здравыми идеями. И её анализ творческого процесса и возникающих на его пути проблем получился очень всесторонним и подробным.
Мне близка мысль, что в основе любого творческого (да и любого другого) саморазвития должно лежать в первую очередь самопознание. Потому что иначе можно долго метаться от опыта к опыту, так ничего и не добившись. Совсем другое дело, когда ты понимаешь, что ты из себя представляешь, что можешь и на самом деле хочешь. Также отзывается мысль, что пережитый провал - это зачастую один из мощнейших стимулов развития (правда, лучше, чтобы он произошел наедине с самим с собой). Очень понравилось определения "ямы" - когда много всего происходит, но процесс не движется, и "колеи", чем-то похожей на "поток" Чиксентмихайи, когда находишь удачную тему и темп и движешься, не переставая, ощущая, что буквально живёшь творчеством.
Здесь есть и о том, как искать идеи, как их развивать, как поддерживать свой творческий настрой при помощи простых ритуалов. Много примеров из личного опыта с хорошим анализом без лишних эмоций и переживаний вокруг. Есть и примеры из жизни композиторов, писателей и художников, так что тематика вовсе не ограничена одной хореографией. Если с этой книгой вдумчиво поработать, то в самом деле можно выработать привычку к творчеству. И да, работа - это ключевое слово.
Ansy
Как можно догадаться, это сборник советов для людей, в жизни которых творчество занимает большое место и, возможно, даже является работой. Это необязательно люди искусства, сюда относятся и ученые, и учителя, и руководители, и многие другие. Известный хореограф, с множеством законченных проектов и завидной продуктивностью, Твайла Тарп прекрасно знает, что творческая практика должна быть регулярной. Для нее творчество – это привычка, а привычки строятся на полезных ритуалах.

Более того, для Твайлы даже отказ от чего-то – своеобразный ритуал. Вместо того чтобы бездумно набивать свой день множеством занятий, чтобы выполнять их автоматически и вполсилы, при этом гордясь своей «продуктивностью» и темпом жизни, разумнее освободить место для качества и осознанности. А сделать это можно лишь одним способом – убрать из своего дня что-то. Чтобы сделать одно, нужно пожертвовать другим. И это тоже своеобразный ритуал, столь нелюбимый многими людьми. Как и в древности – необходимая жертва.

Самый главный совет Твайлы – для регулярности работы необходимо отыскать свой ключевой триггер. Если есть что-то, что вам важно, но вы избегаете или уделяете мало внимания, нужно найти тот самый момент, после которого запускается сам процесс избегания, и создать в этом месте какой-то ритуал, поворотный пункт, после которого пути назад уже нет. Для кого-то это может быть заказ такси, для кого-то зажигание свечи, для кого-то – медитация, и т.д.

Говоря о ритуалах, она затронула интересную тему. Считается, что дети более непосредственны и творчески свободны, однако даже им необходимо создавать свои ритуалы, будь то определенное расположение кукол, та самая дорога домой из школы, традиции проведения праздников, разные мелкие оберегающие ритуалы и т.д. Даже детям необходимо как-то структурировать свою жизнь, обеспечивать какое-то ощущение безопасности и управляемости. Чтобы что-то делать, нужно прежде всего создать для этого место, очертить какие-то рамки. Как известно, даже импровизация всегда имеет какие-то ограничения.

Luck is a skill

Как пишет Трайла, единственный грустный момент в хорошем креативном дне – он заканчивается, и нет гарантии, что завтрашний день будет таким же. Мы всегда балансируем на грани известного, нового и сопротивления среды и своего настроения и возможностей. Но мы может помогать себе, нарабатывать материал, оставлять себе лазейки, путеводные камни (в стиле Хемингуэя). Можем импровизировать и фиксировать это, чтобы в непродуктивные дни все равно было чем заняться. Можем задавать себе определенный объем работы в день. Иными словами, мы можем строить своеобразный мост в новый день, чтобы нам был ос чего начать и к чему стремиться.

Как известно, вдохновение приходит во время работы. Так и удача – не следствие прочтения каких-то мантр, отправленных посланий вселенной и визуализаций. Удача – результат упорной ежедневной работы. Чем больше ты умеешь, чем больше идей ты собираешь, чем регулярнее ты работаешь, тем больше возможностей вокруг тебя и в тебе, тем больше людей могут взглянуть на твою работу, обеспечить обратную связь, новые контакты и возможности. Без мастерства и опыта мы лишь совокупность нереализованных идей и ожиданий.

О провалах

По словам Твайлы, терапевтическая роль провалов заключается в том, что человек может лишний раз взглянуть на себя и оставить наконец то, что не работает, то, чем он не является, и напомнить себе, кто он и что ему на самом деле подходит. Пафосно пробивать стены – глупо. Нужно искать свои способы, то, что получается, то, что эффективно именно для тебя, пробовать новое, выходить за рамки, меняться. Жить своей головой и своим опытом.

Самое важное в творческом пути – уметь вовремя признать, что ты ошибся, понять причину и найти способ ее исправить. Да и в жизни тоже) Как бы мы не увлекались современной идеей, что ошибок не существует, это неправда. Более того, именно ошибки направляют нас и делают такими, какие мы есть и какими можем быть, а результаты нашего труда – лучше, интереснее и искреннее.

grt_pretender
С первых же слов книга очень заинтересовала меня, несмотря на то, что я – художник, а автор хореограф. Твайла Тарп очень толково подошла к своему делу и написала книгу для всех творческих людей. Я очень надеялась , что прочту о том, как же привить привычку к творчеству, чтоб это было на автомате – встала и пошла творить, но тут речь немного про другое.
Книга интересная, но чем-то напомнила учебник. Учебник про то, как работают творческие люди: настройки на процесс, поиск идеи и вдохновения, сбор интересных материалов и референсов, планирование, и пахать, пахать, пахать ( то есть творить , творить и творить ) , не смотря на провалы и неудачи. Но сначала надо найти основу, скрытую идею – стержень своего творения, чтобы оно было цельным и не рассыпалось в процессе, стержень к которому всегда можно вернуться и понять туда ли идешь. Очень интересной мне показалась тема «ямы», когда человек старается изо всех сил, но результатов нет. По аналогии с машиной пробуксовывающей в яме. Это не творческий тупик или разворот, когда человек перестает что-то делать. Тут он делает. «Яма» – это ошибка, допущенная и упущенная в процессе. Но есть и понятие «колеи», когда все получается легко и просто, и важно знать, как в нее попасть (хотя тут не все просто, но основа – появление прорывной идеи)
И любимая тема мотивирующих лекторов – полюбить неудачи. Подробно и мотивирующе)
Еще автор советует разобраться в своем творческом коде, то есть понять самого себя, что лучше получается, что хуже, что привлекает, что отталкивает. Немного говорится про страхи, но более полно и дельно эта тема раскрывается в «Мечтать не вредно» Шер.
Много интересных и не очень упражнений. Много примеров из жизни художников, писателей, но особенно интересны и подробны истории создания хореографических постановок самой Твайлы.
Не думаю, что благодаря книге можно развить привычку к творчеству, но понять творческий процесс и, из чего он состоит, как создается произведение, через что проходят творческие люди, получится точно. Эта книга нечто среднее между мотивационной литературой и волшебным окошечком в творческую кухню , где происходит много интересного.
Логвиненко Екатерина
 
Последнее редактирование:
Сверху Снизу