Самоисполняющееся пророчество | Первый творческий форум ЦРТП

Улучшайзер

Модератор
Регистрация
9 Окт 2016
Сообщения
440
Реакции
1851
Самореализующееся пророчество (Эффект Розенталя)

Самореализующееся пророчество — это предсказание, которое влияет на реальность таким образом, что в итоге оказывается верным. Убеждённость в чём-либо влияет на поведение людей и на ситуацию в целом так, что становится реальностью.

Объясняется это тем, что убеждённость, ожидания человека во многом определяют характер его действий и интерпретацию действий окружающих.

Эффект Розенталя работает в различных сферах жизни: в быту, на работе, в процессе обучения.

Если ребенка постоянно называть «недотёпой», то он им непременно станет.

Если Вы считаете своего супруга неудачником, то он будет неудачником.

Если муж ревнует жену, то очень часто она начинает ему в конце концов изменять, даже если этого у неё и в мыслях не было.

Важно не то, как ведут себя люди, а то, чего от них ждут.

Концепцию самоисполняющихся пророчеств (англ. «self-fulfilling prophecy») предложил в 1948 социолог Роберт Мертон: «Самосбывающееся пророчество - это изначально ложное определение ситуации, порождающее новое поведение, которое приводит к тому, что ложная концепция оказывается правдивой, и в результате ошибка становится правилом. При этом «пророк» в качестве доказательства своей правоты опирается на цепь реальных событий. Таковы парадоксы социальной логики».

Эффект Розенталя может быть как со знаком плюс, так и со знаком минус: если ты ждёшь от жизни или от человека плохого — они эти твои ожидания скорее всего оправдают. И, наоборот, если ты ждёшь от жизни и человека только хорошего — они так и будут с тобой поступать!

Часто девушки убеждены, что «все мужики — сво…» И тем самым подсознательно ожидают от мужчин определённого поведения, неосознанно подталкивают их к нему и своей манерой поведения, и жестами, и словами. Женщина проецирует свои ожидания на мужчин, и те ведут себя с ней согласно её ожиданиям.

samosbyv_proroch.jpg

Человек, убеждённый в верности той или иной информации, непроизвольно ведёт себя таким образом, что она получает подтверждение:

* у меня имеются некие ожидания по отношению к человеку

* я проявляю эти ожидания через прямые или косвенные действия – «сигналы»

* человек воспринимает эти сигналы и подстраивает под них своё поведение

* мои первоначальные ожидания подтверждаются

* и постепенно закрепляются по мере получения новых подтверждений.

Так образуется замкнутый круг самореализующегося пророчества.

Этот феномен был подтвержден многими экспериментами. Вот лишь два из них.

ОПЫТ 1: ЛЮБИМЧИКИ УЧИТЕЛЕЙ

В апреле 1968 г. вышла в свет книга Роберта Розенталя и Леноры Якобсон «Пигмалион в школьном классе». Розенталь и Якобсон провели исследование в начальной школе, расположенной в одном из рабочих районов Сан-Франциско. В качестве испытуемых были отобраны по три учителя в каждой из шести параллелей. Эксперимент состоял в следующем. В начале учебного года было проведено тестирование учащихся с целью определения их IQ. Результаты были доведены до сведения учителей: им объяснили, что тесты предназначены для выявления учащихся, у которых в течение предстоящего учебного года должен наблюдаться скачок интеллектуального развития. Специфика эксперимента состояла в том, что педагогам сообщались фиктивные результаты. В каждом из восемнадцати классов было произвольно отобрано по несколько школьников, которым предстояло играть роль потенциальных интеллектуальных «звёзд». Учителей поставили в известность, что эти дети, по данным тестирования, должны вскоре проявить незаурядный познавательный прогресс. Учителя удивились, но спорить не стали.social-net-for-teachers

В конце учебного года они удивились ещё больше: как показало измерение IQ, у этих детей по сравнению с одноклассниками интеллектуальные возможности в среднем существенно повысились. Причем речь шла не об академической успеваемости, а об IQ, показателе объективном. Как утверждали Розенталь и Якобсон, им удалось продемонстрировать влияние ожиданий учителей на познавательный прогресс учащихся.

Не все ученики повысили свою успеваемость, но большинство из них действительно стали получать более высокие баллы, что свидетельствует о том, что это не было случайным совпадением, а закономерностью работы закона самосбывающегося пророчества.

Школьные учителя, поверившие в высокий интеллектуальный потенциал этих учеников, вольно или невольно передали им свои ожидания, а те, в свою очередь, оправдали надежды учителей и достигли значительных результатов. Выходит, когда учителя ожидают от ученика отличных знаний, то тот скорее всего их продемонстрирует. И наоборот.

За учителями велось видеонаблюдение. И на кадрах было видно, что «умниц» и «умников» преподаватели поощряли едва уловимыми способами: чаще им улыбались, более одобрительно реагировали на их ответы. В свою очередь и дети показывали чудеса учёбы: с большим удовольствием ходили в школу и работали старательно.

Впоследствии эксперимент был опробован в разных школах и странах мира, и в большинстве случаев (правда, не всегда), он давал положительный результат.

ОПЫТ 2: ЗЕРКАЛЬНАЯ СИМПАТИЯ

Американские психоаналитики Ребекка Кёртис и Ким Миллер разделили на две пары четырёх ранее незнакомых друг с другом добровольных участников эксперимента. Каждому испытуемому из первой пары «по секрету» сообщили, что партнер ему симпатизирует. А во второй паре каждого предупредили, что партнер его не выносит. В итоге испытуемые в первой паре всерьез понравились друг другу. А настроенные против друг друга во второй паре, наоборот, по мере общения все более отчуждались.

Поведение испытуемых вызывало ответное поведение партнеров. Они вели себя «зеркально».

Таким образом, многочисленные эксперименты убедительно доказали: мы получаем то, во что верим, и сегодня тот факт, что самореализующиеся пророчества имеют место быть, не вызывает уже никаких сомнений.

Следите за своим поведением

Произносите чаще такие волшебные фразы:

«Я слышал от многих, что вы добрый и отзывчивый человек и не откажете мне в помощи»,

«Я уверен в вашем высоком профессионализме»,

«Не сомневаюсь, Вы выполните условия контракта в указанные сроки»,

«Я вам доверяю»».

И люди будут стремиться оправдать Ваши ожидания.

Однако самореализующиеся пророчества срабатывают не всегда

Во-первых, развитие ситуации должно зависеть только от самих людей. То есть это замечательно работает в сфере межличностных отношений, но никак не там, где в дело вмешиваются силы природы.

Во-вторых, механизм это неосознаваемый, то есть самому себе заказать такое «самореализующееся пророчество» практически невозможно, потому что оно касается таких тонких внутренних материй, как убеждения, ожидания, установки. Они очень долго формируются и очень трудно меняются, особенно с возрастом. Зато другой человек вполне может «заронить» у Вас в голове какое-либо устойчивое представление (сродни предсказаниям гадалок), которое, особенно при условии Вашей высокой внушаемости, со временем может превратиться во внутреннее убеждение и начать управлять Вашим поведением.

Неизбежны ли самореализующиеся пророчества?

К счастью, нет.

Исполняются они с наибольшей вероятностью при наличии 2 условий:

1) если ошибочных ожиданий придерживаются люди, которые контролируют ситуацию, от которых эта ситуация во многом зависит;

2) если те, к кому эти ожидания относятся, считаются с мнением первых.

Начальник, связывающий свои позитивные ожидания с определенным сотрудником;

Врач, уверенный в том, что его пациент поправится, –

их уверенность и позитивный настрой создают особую атмосферу, в которой вера в себя у сотрудника или пациента растет и успехи не заставляют себя ждать.

Мужчины, более чем женщины, склонны формировать самоисполняющиеся пророчества, возможно потому, что они в целом подготовлены воспитанием к тому, чтобы стремиться контролировать ситуацию.

Женщины чаще становятся жертвами самоисполняющихся пророчеств, возможно потому, что они в целом воспитываются более мягкими, сговорчивыми и внимательными к мнению других.

Полезные в случае, если они правильны, ожидания могут принести вред, когда они ложны. Потому что они не только заставляют нас неверно судить о людях (ведь не все же мужчины – «сво…»!), но также ограничивают возможности людей и становятся причиной того, что они сами создают себе ту реальность, которой больше всего боятся.

Источник:
 

Людвик

Креатор
Регистрация
27 Дек 2015
Сообщения
138
Реакции
640
Как работает самоисполняющееся пророчество?

Самоисполняющееся пророчество (self-fulfilling prophecy) — это предсказание, которое прямо или косвенно влияет на реальность таким образом, что в итоге неизбежно оказывается верным. Под действием страха, гордости, надежды и других эмоциональных реакций на содержание предсказанного человек бессознательно меняет своё поведение, что и приводит к исполнению пророчества.

Мотивы самоисполняющегося пророчества можно проследить ещё в мифах Древней Греции и Индии, однако сам термин был популяризован лишь в 20 веке американским социологом Робертом К. Мёртоном. Точнее, он развил её из ставшей классической в социологии теоремы Томаса, которая гласит: «Если человек определяет ситуацию как реальную, она — реальна по своим последствиям».

Не даром есть поговорка: «скажи человеку 100 раз, что он свинья, и на 101-й он хрюкнет». При этом не важно, каким образом было создано так называемое «пророчество». Возможно, его высказали известные своей проницательностью исторические фигуры – Нострадамус или Ванга. Возможно, прогноз родился с лёгкой руки астролога или гадающией на таро циганки. А может быть, он будет результатом обычной шутки, доброй поздравительной открытки или ворчания недовольной соседки в подъезде. Единственное, что будет иметь значение – поверит ли человек в него или пропустит мимо ушей.

Самоисполняющееся пророчество тесно переплетается с эффектом Розенталя (Пигмалиона или же предвзятого экспериментатора). Суть этого психологического феномена заключается в том, что ожидания реализации пророчества во многом определяют характер действий человека и его интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление пророчества.

Примеры из жизни

Представим себе обычный банк, финансовые дела которого обстоят неплохо — у него есть определённый запас ликвидных активов, большая часть которых инвестирована в другие начинания. Однажды по стечению обстоятельств (или стараниями конкурентов) в банк одновременно приходит большая группа вкладчиков. Видя, что их собралось немало, клиенты начинают беспокоиться. Кто-то необоснованно предполагает, что у банка финансовые неурядицы и он, того и гляди, будет закрыт. В результате вкладчики паникуют, желают немедленно забрать деньги, рассказывают «новость» знакомым. Поскольку банк не имеет физической возможности немедленно выполнить все обязательства по вкладам, в итоге он действительно объявляется банкротом.

Другой пример — накопление преимуществ среди одарённых молодых учёных в рамках эффекта Матфея, описанного нами в предыдущей статье. Поскольку рано проявившийся талант воспринимается как гарантия выдающейся работы в перспективе, «юные дарования» получают больше привилегий, материальной и моральной поддержки, чем их сверстники, чьи работы посчитали посредственными. «Избранные» впоследствии приумножат свои достижения, в то время как те, чей талант развился не сразу и в итоге остался незамеченным, лишаются возможности реализовать свой потенциал.

Ещё один яркий пример — эксперимент с симпатией Ребекки Кёртис и Ким Миллер. Группу студентов колледжа, никто из которых не был знаком между собой, разбили на пары. Один человек в каждой паре получал «с потолка» информацию о том, что он нравится или не нравится своему напарнику. Затем парам давали возможность пообщаться. В итоге те студенты, которые считали, что нравятся партнёру, были откровеннее, толерантнее и сердечней, чем студенты, которые считали, что не нравятся своему партнёру. Более того – первые действительно нравились собеседникам гораздо сильнее, чем вторые, поскольку партнёры проявляли тенденцию копировать поведение другого человека в паре.

Примеры из фольклора, книг и кинематографа

Одной из первых стоит упомянуть всем известную трагедию Софокла «Царь Эдип». Эта история посвящена пророчеству о том, что он убьёт отца и женится на матери. Опасаясь этого пророчества отец Эдипа оставил маленького сына в горах, а выросший Эдип по той же причине покинул дом своих приёмных родителей, которых считал родными, что в итоге и позволило пророчеству сбыться.

В легенде о князе Олеге вещий старец предрёк, будто князь погибнет из-за своего коня. Олег отослал коня от себя, и приказал слугам заботиться о нём. Казалось бы, на этом «сказочке конец»… Но князь так как много пережил со своим любимцем, что когда через много лет он узнает о смерти коня, то отправляется в последний раз взглянуть на его останки. Из черепа коня выползает змея, которая кусает его, и Олег погибает.

В повести Александра Грина «Алые паруса» собиратель песен и сказок Эгль, глядя на игрушечную яхту с парусами из обрезков красного шёлка, пообещал маленькой Ассоль, что, когда она вырастет, за ней приедет принц на корабле с алыми парусами и увезёт в своё королевство. Мы все понимаем, что это просто детская сказка наподобие историй про Деда Мороза со Снегурочкой. Но Ассоль поверила в неё, и это сделало её мишенью для насмешек окружающих. Однако оказавшийся в её городе капитан Грэй увидел девушку и влюбился в неё. Узнав о «предсказании», Грэй установил на корабль паруса алого цвета и приплыл за Ассоль, таким образом исполнив предсказание.

В серии книг о Гарри Поттере ещё до рождения главного героя было сделано предсказание: «в конце июля родится мальчик, который станет равным соперником Тёмного Лорда, и выживет лишь один из них». Услышав краем уха новость, Волан-де-Морт решает убить ребёнка. Однако под условия пророчества подходили и родившийся 30 июля Невилл Долгопупс, и родившийся 31 июля Гарри Поттер. В качестве своей жертвы злодей произвольно выбирает Гарри, но, поскольку коварный план не удался, преследует его на протяжении нескольких лет. Вынужденный защищать свою жизнь, Гарри много тренируется и становится всё сильнее, а у Волан-де-Морта заканчиваются тузы в рукаве. Это в конечном итоге и позволяет пророчеству сбыться.

В фильме «Особое мнение» сотрудник полиции Джон Андертон получает пророчество, согласно которому он через 35 часов убьёт незнакомого ему человека. Он пытается найти этого человека, чтобы выяснить, в чём дело. Встретившись с ним, он непреднамеренно его убивает. Впоследствии выясняется, что этот человек не имел к нему никакого отношения, и найти его Джон смог только с помощью пророчества.

В первой части «Матрицы» главный герой Нео отправляется на встречу с таинственной Пифией. Встреча происходит в обычной квартире на её кухне. Когда Нео только переступает порог, Пифия просит его не беспокоиться о вазе, после чего герой в недоумении оборачивается по сторонам, задевает стоящую рядом вазу и разбивает её. Нео второпях приносит извинения, на что Пифия замечает, что в них, как уже было сказано, нет необходимости, а также задает вопрос: «разбилась бы ваза, если бы она ничего не сказала?»

В фильме «Час расплаты» инженер Майкл Дженнингс создаёт машину, способную предсказывать будущее. Но изобретатель уничтожает её, поскольку эти прогнозы несут опасность для человечества: «машина предсказывает войну — и упреждающий удар провоцирует её начало… она предсказывает чуму — мы собираем всех больных и начинается эпидемия… машина предвидит будущее, а мы осуществляем её прогноз».

Источник:
 

hanka

Креатор
Регистрация
6 Апр 2017
Сообщения
104
Реакции
423
Самоисполняющееся пророчество (Теорема Томаса)

Уильям Айзек Томас, старейшина американских социологов, изложил основную теорему социальных наук: «Если люди определяют ситуации как реальные, они реальны по своим последствиям». Будь теорема Томаса и выводы из нее известны более широко, большее число людей лучше поняло бы работу нашего общества. И хотя ей недостает охвата и точности ньютоновской теоремы, она остается не менее значимой вследствие своей применимости ко многим социальным процессам.

Первая часть теоремы непрестанно напоминает о том, что люди реагируют не только на объективные особенности ситуации, но также на значение, которое эта ситуация имеет для них. И когда они придают некое значение ситуации, их последующее поведение и некоторые последствия этого поведения определяются этим приписанным значением. По-прежнему звучит абстрактно? Обратимся к примеру.

Шел 1932 год. Картрайт Миллинджвиль имел веские основания гордиться банком, который он возглавлял. Значительная часть его средств была ликвидной. Негромкий гул банковской работы сменился странными и вызывающими раздражение громкими возгласами. И это стало началом того, чем завершилась «черная среда». Картрайт Миллинджвиль никогда не слышал о теореме Томаса. Но он прекрасно понимал, как она действует. Он знал, что, несмотря на сравнительную ликвидность банковских активов, слухи о банкротстве, когда в них верит достаточное число вкладчиков, могут привести к банкротству банка. Стабильность финансовой структуры банка зависит от веры вкладчиков в эту самую стабильность. Когда вкладчики определяют ситуацию иначе, последствия этого нереального определения бывают вполне реальными. С помощью теоремы Томаса трагическая история банка Миллинджвиля может быть превращена в социологическую причту, которая позволит понять, что произошло с сотнями банков в 1930-х годах.

Общественные определения ситуации (пророчества или предсказания) становятся неотъемлемой составляющей ситуации и тем самым влияют на последующие события. Это свойственно только человеческим отношениям. Это не встречается в мире природы. Предсказание относительно возвращения кометы Галлея никак не влияет на ее орбиту. Но слухи о банкротстве банка Миллинджвиля повлияли на реальный исход дела.

Самоисполняющееся пророчество — это изначально ложное определение ситуации, вызывающее новое поведение, которое делает изначально ложное представление истинным. Кажущаяся обоснованность самоисполняющегося пророчества закрепляет заблуждение. Ведь пророк неизбежно будет приводить действительное развитие событий в качестве подтверждения своей изначальной правоты. (Тем не менее мы знаем, что банк Миллинджвиля был платежеспособным и что он просуществовал бы долгие годы, если бы ложные слухи не создали условий для своего осуществления). Таковы превратности социальной логики.

Применение теоремы Томаса показывает, что трагичный, часто даже порочный круг самоисполняющихся пророчеств может быть разорван. Необходимо отказаться от первоначального определения ситуации, запускающего круговое движение. И когда первоначальное предположение ставится под вопрос и вводится новое определение ситуации, последующее развитие событий опровергает предположение. И тогда верование перестает определять реальность.

Но для того чтобы поставить под вопрос такие глубоко укорененные определения ситуации, простого желания недостаточно. Например, проведение «просветительских кампаний» само по себе не способно победить расовые предрассудки и дискриминацию. Обращение к просвещению как к панацее от самых разных социальных проблем глубоко укоренено в сознании американцев. Тем не менее это иллюзия. Образование может служить рабочим дополнением, но не основной базой для мучительно медленного изменения установок, преобладающих в расовых отношениях.

Чтобы лучше понять, почему при проведении просветительских кампаний нельзя рассчитывать на искоренение преобладающей этнической вражды, нам необходимо рассмотреть действия «своих» и «чужих» групп в нашем обществе. Этнически «чужие» группы состоят из всех тех, кто, на наш взгляд, существенно отличается от «нас» с точки зрения национальности, расы или религии. «Своя» группа состоит из тех, кто к ней «принадлежит». При господстве «своей» доминирующей группы «чужие» группы постоянно страдают от предубеждений: добродетели «своей» группы становятся пороками «чужой». Или, «что бы ты ни делал, все равно виноват».

Вопреки поверхностным представлениям, предрассудки и дискриминация, направленные на «чужую» группу, не являются результатом поступков «чужой» группы; напротив, они глубоко укоренены в структуре нашего общества и социальной психологии его членов. Одни и те же качества по-разному оцениваются в зависимости от того, какой человек их выказывает: Авраам Линкольн в «своей» группе или Авраам Коэн / Авраам Курокава в «чужой» группе. Линкольн работал до глубокой ночи? Это свидетельствует о его трудолюбии, твердости и желании раскрыть свои способности в полной мере. Евреи или японцы работают столько же? Это свидетельствует об их «муравьином» складе ума, их безжалостном подрыве американских стандартов, их нечестной конкуренции. Герой «своей» группы бережлив, экономен и скромен? Тогда злодей «чужой» группы скуп, прижимист и скареден. Линкольн не признавал норм своей провинциальной общины? Этого и следует ожидать от незаурядного человека. А если члены «чужой» группы критикуют уязвимые области нашего общества, то пусть убираются, откуда пришли.

Но нам нужно устоять перед соблазном повторения той же ошибки путем простой смены знаков при оценке морального статуса «своей» и «чужой» группы. Это не значит, что все евреи и черные ангелы, а все неевреи и белые — дьяволы. Это не значит, что добродетель и пороки индивида в этнорасовых отношениях теперь поменялись местами. Вполне возможно, что среди черных и евреев так же много порочных и злых людей, как и среди неевреев и белых. Дело в том, что уродливая стена, отделяющая «свою» группу от «чужих», мешает относиться к ним по-людски.

В некоторых обстоятельствах наложение определенных ограничений на «чужую» группу — скажем, нормирование числа евреев, которым разрешено поступать в колледжи и профессиональные школы, — логически вытекает из страха перед предполагаемым превосходством «чужой» группы. Если бы дело обстояло иначе, ни в какой дискриминации не было бы нужды. Вера в превосходство «чужой» группы кажется преждевременной. Научных данных, подтверждающих превосходство евреев или японцев, попросту недостаточно. Попытки сторонников дискриминации из «своей» группы заменить миф об арийском превосходстве мифом о неарийском превосходстве, с точки зрения науки, обречены на провал. Более того, такие мифы неразумны. В конечном итоге жизнь в мире мифа должна вступить в противоречие с фактами в мире реальности. Поэтому, с точки зрения простого эгоизма и социальной терапии, может быть разумным для «своей» группы отказаться от мифа и приблизиться к реальности.

Будет ли эта жалкая трагикомедия длиться и дальше с незначительными изменениями в составе исполнителей? Не обязательно. Имеется достаточно подтверждений того, что порочный круг самоисполняющегося пророчества в обществе можно прервать сознательными и спланированными действиями. Ключом к тому, как этого можно достичь, служит продолжение нашей социологической притчи о банке. В славные 1920-е годы, во время республиканской эпохи процветания в среднем в год без особого шума 635 банков прекращали свою деятельность. А в течение четырех лет до и после Великого краха, во время республиканской эпохи застоя и депрессии число банков, прекративших свою деятельность, заметно выросло и составило в среднем 2276 банков в год. Но любопытно, что после создания при правлении Рузвельта Федеральной корпорации по страхованию депозитов и принятия нового банковского законодательства количество закрываемых банков сократилось в среднем до 28 в год (см. также Милтон Фридман. Свобода выбирать). Возможно, институциональное введение законодательства и не способствует исчезновению денежной паники. Тем не менее у миллионов вкладчиков больше нет причин в панике бежать в банки просто потому, что сознательные институциональные изменения устранили основания для паники. Причины расовой вражды связаны с врожденными психологическими константами не сильнее, чем причины для паники. Несмотря на учение психологов-любителей, слепая паника и расовая агрессия не укоренены в человеческой природе. Эти образцы человеческого поведения во многом представляют собой продукт изменчивой структуры общества.

Подобные изменения не происходят сами по себе. Самоисполняющееся пророчество, вследствие которого страхи становятся реальностью, действует только при отсутствии продуманного институционального контроля. И только с отказом от социального фатализма, который содержится в понятии неизменной человеческой природы, трагический круг страха, социального бедствия и еще более сильного страха может быть разорван. Этнические предрассудки отомрут, но не быстро. Этому может помочь забвение, то есть не заявления о том, что они неразумны и не заслуживают того, чтобы сохраниться, а прекращение поддержки, оказываемой им определенными институтами нашего общества.

Если мы сомневаемся во власти человека над собой и своим обществом, если мы склонны видеть в образцах прошлого черты будущего, то, возможно, самое время вспомнить старое замечание Токвиля: «Мне кажется, что так называемые необходимые установления часто бывают теми установлениями, к которым мы просто привыкли, и что в вопросах устройства общества область возможностей намного шире, чем готовы предположить люди, живущие в различных обществах».

Источник:
 

Похожие темы

Сверху Снизу