Семь навыков высокоэффективных людей | Первый творческий форум ЦРТП

Семь навыков высокоэффективных людей

Лакихамер

Креатор
Регистрация
14 Мар 2018
Сообщения
87
Реакции
371
Навык 1. Будьте проактивны. (Всегда думать о том, что лично ты можешь сделать в той или иной ситуации)

Концепцию активности и ответственности за свои действия развивал психолог Виктор Франкл еще в 40-е и 50-е годы XX века. Он пишет об «активнодейственном» состоянии:
Наша цель должна заключаться в том, чтобы помочь пациенту освоить максимально доступную ему активную жизненную позицию, перевести его, так сказать, из «страдающего» состояния в «активно-действенное». Имея это в виду, мы не можем ограничиваться лишь движением к тому, чтобы человек осознал свое существование как постоянное усилие, направленное на реализацию ценностей. Мы должны объяснить ему также, что жизненная задача, за которую он несет ответственность, всегда специфична. И специфичность эта двоякого рода: во-первых, задачи различны для разных людей - и это зависит от своеобразия и неповторимости каждого человека. Во-вторых, даже личная задача изменяется с каждым днем и часом, в зависимости от специфичности каждой сложившейся ситуации.

Нам нужно только напоминать самим себе о тех ценностях, которые Шелер назвал «ситуативными» - в отличие от «вечных», непреходящих ценностей, имеющих смысл всегда и для каждого. В каком-то смысле ситуативные ценности всегда «где-то за сценой» в ожидании своего часа, и человек имеет, по сути, единственную
возможность реализовать их. Если эта возможность упущена, она теряется безвозвратно; ситуативная ценность так и остается нереализованной. Для человека эта ценность потеряна навсегда.

В. Франкл - Человек в поисках смысла
Навык 2. Начиная, представляйте конечную цель. (Ставить цели)

На психотерапевтический эффект постановки целей указывал тот же Виктор Франкл. Он отмечал, что человек, который не в состоянии предвидеть конец временного состояния в его жизни, не в состоянии и ставить перед собой какие-либо цели, задачи. А, соответственно, видение «конца» создает своего рода опору, позволяющую двигаться дальше.
Тот, кто не может привязаться к какому-либо конечному пункту, к какому- либо моменту времени в будущем, к какой-либо остановке, подвержен опасности внутреннего падения. Душевный упадок при отсутствии духовной опоры, тотальная апатия были для обитателей лагеря и хорошо известным, и пугающим явлением, которое случалось часто так стремительно, что за несколько дней приводило к катастрофе. Люди просто лежали весь день на своем месте в бараке, отказывались идти на построение для распределения на работу, не заботились о получении пищи, не ходили умываться, и никакие предупреждения, никакие угрозы не могли вывести их из этой апатии; ничто их не страшило, никакие наказания - они сносили их тупо и равнодушно. Все было им безразлично.

Это лежание - порой в собственной моче и экскрементах - было опасным для жизни не только в дисциплинарном, но и в непосредственном витальном отношении. Это отчетливо проявлялось в тех случаях, когда заключенного неожиданно охватывало ощущение «бесконечности» пребывания в лагере.

В.Франкл - Человек в поисках смысла.
Навык 3. Сначала делайте то, что нужно делать сначала. (При планировании расставлять приоритеты)

В этом месте Стивен Кови предлагает распределять приоритеты по матрице из двух осей: важность и срочность.

Важные и срочные задачи - основные.

Важные и несрочные - потенциал для развития.

Неважные, но срочные - текучка, которая съедает время.

Неважные и несрочные задачи - то, что сегодня называют прокрастинацией.

Хотя часто этот подход и называют «матрицей Эйзенхауэра», сам Эйзенхауэр в одной из своих речей сказал следующее:
Я сталкиваюсь с двумя видами проблем: срочные и важные. Срочные не важны, а важные никогда не бывают срочными.
Во-первых, Д. Эйзенхауэр ссылается на другого человека. Во-вторых, он ничего не говорит о матрице. Поэтому в предложении распределять приоритеты в этой форме, вероятно, Стивен Кови оригинален.

Навык 4. Думайте в духе «выиграл-выиграл». (При поиске решения ищите выигрышную стратегию для обеих сторон)

Стивен Кови дает здесь ссылку на свой первоисточник.
Два профессора права Гарвардского университета, Роджер Фишер и Уилльям Юри в своей чрезвычайно полезной и глубокой книге «Путь к согласию, или Переговоры без поражения» проделали замечательную работу по утверждению «принципиального» подхода к переговорам в противовес «позиционному» подходу. И хотя выражение «Выиграл / Выиграл» в книге не используется, ее дух и философия находятся в гармонии с принципом «Выиграл / Выиграл».

Кови С.Р. Семь навыков высокоэффективных людей

Речь идет о книге Фишер Р, Юри У. — Путь к согласию, или Переговоры без поражения.

В свою очередь, авторы книги говорят в предисловии, что идея переговоров в духе «выиграл-выиграл» предложена им Говардом Райффа.

Для справки: 4 октября 1972 года Советский Союз, США и еще 10 стран из западного и восточного блоков учредили Международный институт прикладного системного анализа (IIASA). Директором института стал Говард Райффа. Он играл важную роль в переговорах при создании института, а после его задачей стало обеспечение научное взаимодействие внутри института ученых из стран с острыми политическими разногласиями.

На основе полученного опыта он пишет книгу: The Art and Science of Negotiation. Рекомендуем ее в качестве первоисточника.

Навык 5. Сначала старайтесь услышать, а потом быть услышанным. (С участием выслушивать других, стараться проникнуться состоянием собеседника, давать обратную связь)

Первоисточником для этого навыка является книга Дейла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей».
Резюме Части II.
«Правило 4: Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других рассказывать вам о себе».

Резюме Части III.

«Правило 6: Дайте собеседнику выговориться.

Правило 8: Честно попытайтесь увидеть вещи с точки зрения другого.

Правило 9: Проявляйте сочувствие к мыслям и желаниям других людей».

Карнеги Д. - Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей.

Навык 6. Достигайте синергии. (Стремитесь к творческому взаимовыгодному взаимодействию)

1650 год. Первое упоминание термина «синергизм» в качестве теологического учения: человеческая воля взаимодействует с божьей благодатью.

1896 год. Анри Мазель применил термин «синергия» в социальной психологии, написав «La synergie sociale» (рус. - «социальная синергия») - том, представляющий собой сборник статей этого автора.

1909 год. Лестер Фрэнк Уорд определил «синергию» как универсальный конструктивный принцип природы. Он стал первым социальным исследователем, обратившимся к истокам системного научного осмысления феномена синергии в социуме и использовавшим ее в качестве концептуального ядра своего теоретического конструирования социальной реальности.

1965 год. Предпринята одна из первых попыток представления синергизма как экономического феномена. Игорь Ансофф определил синергию следующим образом: «Явление, когда доходы от совместного использования ресурсов превышают сумму доходов от использования тех же ресурсов по отдельности, часто называют эффектом «2+2=5». Мы будем называть этот эффект синергизмом».

Навык 7. Затачивайте пилу. (Постоянно совершенствуйтесь)

На самом деле, это просто призыв совершенствовать навыки.

Если говорить именно о способе развития навыков, то, вероятно, одним из первых его подробно описал американский политик и философ Бенджамин Франклин, в своей автобиографии. На страницах книги он делится с читателями собственным опытом воспитания и развития нужных черт характера.
Я хотел выработать навык во всех этих добродетелях; с этой целью я решил не разбрасываться в погоне за всеми сразу, но в течение определенного времени сосредоточивать внимание только на одной добродетели; когда же я ею овладею, переходить к другой и так далее, пока, наконец, не приобрету все тринадцать. А так как одни из них облегчают приобретение других, то я расположил все добродетели в том порядке, в каком они перечислены выше.

Сознавая в соответствии с советом Пифагора, высказанным в его замечательных стихах, необходимость ежедневного самоконтроля, я придумал следующий метод для его осуществления. Я завел книжечку, в которой выделил для каждой добродетели по странице. Каждую страницу я разлиновал красными чернилами так, что получилось семь столбиков по числу дней недели; каждый столбик отмечался начальными буквами соответствующего дня недели. Затем я провел тринадцать горизонтальных линий и обозначил начало каждой строки первыми буквами названия одной из добродетелей. Таким образом, на каждой строке в соответствующем столбике я мог по надлежащей проверке отмечать маленькой черной точкой каждый случай нарушения соответствующей добродетели в течение того дня.

Франклин Б. - Путь к богатству. Автобиография.
 
Сверху Снизу