Серьезное творческое мышление (Эдвард де Боно) | Первый творческий форум ЦРТП

Серьезное творческое мышление (Эдвард де Боно)

kinkandra

Креатор
Регистрация
8 Фев 2017
Сообщения
139
Реакции
509
seryeznoe_tvorcheskoe_mishlenie_debono.jpg

Доктор Эдвард де Боно широко известен во всем мире как один из ведущих авторитетов в области непосредственного обучения творческому мышлению. Эдвард де Боно — создатель концепции «нестандартного мышления». Этот термин занял официальное место в английском языке и внесен в Оксфордский английский словарь.

Кроме того, доктор де Боно является автором слова «ПРО», означающего сигнал о выдвижении провокационной идеи. Метод нестандартного мышления — это систематизированный подход к творческому мышлению с помощью формальных методов. Действие этих методов основано непосредственно на свойствах человеческого мозга.

В 1969 году в книге «Механизм разума» доктор де Боно впервые высказал предположение о том, что нейронные сети головного мозга относятся к самоорганизующимся системам. Сегодня эти идеи занимают центральное место в теориях мышления. В этой книге доктор де Боно обобщает свои двадцатипятилетний опыт непосредственного обучения творческому мышлению.

Оглавление

Об авторе

Введение

ЧАСТЬ 1. ПОТРЕБНОСТЬ В ТВОРЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ

1.1 Для чего написана эта книга

1.2 Теоретическая потребность в творчестве

1.3 Практическая потребность в творчестве

1.4 Информация и творчество

1.5 Ошибочные взгляды на творчество

1.6 Источники творчества

1.7 Нестандартное мышление

1.8 Восприятие и обработка данных

1.9 Дизайн и анализ

1.10 Области применения творческого мышления

ЧАСТЬ 2. ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДЫ НЕСТАНДАРТНОЮ МЫШЛЕНИЯ

2.1 Метод шести мыслительных шляп

2.2 Творческая пауза

2.3 Фокусирование

2.4 Вызов

2.5 Альтернативы

2.6 Веер концепций

2.7 Концепции

2.8 Провокационные идеи

2.9 Переход

2.10 Выдвижение провокационных идей

2.11 Случайный вход

2.12 Методы повышения чувствительности

2.13 Применение методов нестандартного мышления

2.14 Сбор урожая

2.15 Толкование идей

2.16 Формальный итог

2.17 Группа или личность

ЧАСТЬ 3. ПРИМЕНЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЮ МЫШЛЕНИЯ

1.1 Применение

1.2 Повседневное творчество преднамеренное творчество

1.3 Список творческих целей

1.4 Представление творчества в организации

1.5 Ответственность

1.6 Структуры и программы

1.7 Обучение

1.8 Форматы

1.9 Окончательная оценка

1.10 Заключение

Приложение

1. Методы нестандартного мышления

2. Замечания об использовании методов нестандартного мышления

3. Сбор урожая и составление перечня

4. Перечень толкования идей

Отзывы:
Книга мне совершенно не понравилась и мало чем оказалась полезна.
Главным образом потому, что предназначена она для руководителей компаний больше, чем для людей, которые хотели бы не продажами заниматься, а просто для себя найти какие-то источники самовыражения, близкие им.
Не могу себе представить, как в своей жизни применяю хотя бы один из психологических методов, которыми автор, очевидно, очень гордится. Мне кажется, де Боно вообще говорил не о творчестве, а о чем-то, что ближе к адаптации идей, к их практическому применению.
Я ожидала узнать что происходит в сознании и в мозгу человека, когда он производит на свет что-то совершенно новое, когда он творит. Я хотела понять, что делать, чтобы эта способность стала для тебя такой же естественной, как дышать. Но получила ряд уловок для работы в творческих группах больших компаний. Да, они наверняка для кого-то окажутся полезными.
Но мне лично не подходят.

iona
Еще одна книга автора о нешаблонном мышлении, своеобразное резюме его исследований в этой области. Книга интереснее и намного лучше написана, чем предыдущие книги о нешаблонном мышлении, приведено много примеров применения такого мышления. Если предыдущие книги были в основном теоритическим введением, то эта книга скорее направлена на обучение творческому мышлению на практике.
Для меня применению теорий автора оказалось сложным, хотя я знакома с многими другими подобными методиками.

Кнопа2
Автор предлагает в своей новой книге вместо уже знакомого и порядком устаревшего "мозгового штурма" использовать новую методику, которую он называет концепцией мыслительной навигации, которая отличается именно целенаправленностью, а не стихийностью первого метода. Здесь не будет: "Давайте все вместе сядем, подумаем, авось нас озарит". Эта методика - действительно интересный и творческий процесс, основанный на логике, нестандартном мышлении и своеобразной провокации мозга.

Panterra
Из тех книг, о которых мой любимый Шоу сказал "Я начал читать ее, с большим удовольствием прочел страниц тридцать и тогда вдруг понял, что в этом духе автор может продолжать до бесконечности, и нет той силы, которая ему помешала бы.". Вот и здесь - неплохие идеи тонут в мутном море болтовни.

Косаренко Петр
Уже полтора месяца я не писал рецензий, буду исправляться. Эту книгу я начал читать по наводке Армена Петросяна. Ожидания у меня были довольно высокие, все упоминания, которые я встречал об Эдварде де Боно, были исключительно хвалебными. Сразу несколько направлений моей повседневной деятельности связаны с постоянным творчеством, поэтому книга меня и заинтересовала. И действительно, на первых десятках страниц книга показалось мне полезной, оригинальной и нужной, но постепенно вырисовалась одна довольно неприятная деталь. Обычно книги, где что-то повторяется два-три раза, считаются ужасно занудными. Так вот, в этой книге ВСЕ повторяется не меньше двух-трех раз, а основные мысли по пять, шесть, семь и больше раз. Это просто ужас. Автор настолько нетворчески подошел к написанию книги о творчестве, что этими повторами испортил все впечатление о книге.

Далее, книга предназначена скорее для менеджеров крупных компаний топ-уровня и среднего звена (т.е. для руководителей, которые стимулируют рабочий коллектив на вырабатывание творческих идей), но не для людей вроде меня, занимающихся творчеством у себя дома за письменным столом. И еще один немаловажный минус: вся книга написана в хвалебной тональности по отношению к идеям автора, если бы это проскочило пару раз, то еще ладно, но автор постоянно повторяет, насколько уникальны разработанные им подходы и методы, а также подчеркивает, что это придумал именно он. Я не уточнял в сторонних источниках информации, в каком возрасте де Боно написал эту книгу, но в ходе чтения мне постоянно казалось, что пишет ее глубокий дедушка (пару раз он, кстати, упоминал, что термин "ПРО" он изобрел в 60-е годы, если не ошибаюсь). Есть в книге несколько действительно полезных и практичных идей, но ради них перелопачивать 416 страниц я бы никому не рекомендовал.

Alexander_Ryshow
 

Людвик

Креатор
Регистрация
27 Дек 2015
Сообщения
119
Реакции
577
Рецензия на книгу Эдварда де Боно «Серьезное творческое мышление»

Ученые НАСА вложили более миллиона долларов в создание ручки, которая могла бы писать в условиях невесомости. Советские ученые просто дали нашему космонавту карандаш. Хоть на самом деле ручкой Space Pen пользуются и русские космонавты, в этой байке представлен отличный пример нестандартного мышления. «В определенном смысле творчество есть поиск альтернатив», — пишет британский психолог Эдвард де Боно в своей книге о серьезном творческом мышлении.

Для начала стоит разобраться с пресловутым термином «творческие люди». Согласно де Боно, это не те, кто пишут или рисуют, а те, кто умеют находить необычные и свежие решения для любых задач. Способность к творчеству объясняется не мистическим даром свыше, а готовностью выйти за рамки стереотипов и «здравого смысла», взглянуть на привычные вещи под новым углом. С убедительностью Аллена Карра он утверждает, что каждый может творить, не дожидаясь музы, а применяя определенные методы и инструменты. Под словом «творить» подразумевается «генерировать идеи», а не создавать что-то в сфере искусства, так как люди из этой области все делают интуитивно и не оценивают свой труд по критериям выгоды и соответствия спросу. Зато стартаперам и бизнесменам может пригодиться методика нестандартного мышления, разработанная Эдвардом де Боно. По крайней мере, представители Nokia, Nestle, Bosch и Ernst&Young ее уже вовсю практикуют.

Прежде чем приступить к поискам креативных решений, нужно грамотно обозначить задачу. В истории с космонавтами американские ученые сфокусировались на ручке, а наши — на возможности писать в условиях невесомости. Это еще раз доказывает, что правильно поставленный вопрос содержит в себе половину ответа. Далее необходимо отвлечься от шаблонного восприятия и привычной логики — для этого де Боно предлагает воспользоваться несколькими нехитрыми способами. Например, выдвинуть совершенно абсурдную идею, которая неприменима к жизни, но может натолкнуть на другие идеи, более реальные и тем не менее неожиданные. Можно также выбрать случайное слово и попытаться связать его с задачей. Де Боно приводит пример: «Сигареты — цветок», из чего рождается идея о внедрении зерен в фильтры, чтобы из выброшенных окурков произрастали цветы.

Другой метод под названием «Шесть мыслительных шляп», которому психолог посвятил отдельную книгу, заключается в том, что участники мозгового штурма распределяются по ролям: один все критикует, второй везде видит плюсы, третий оценивает идею эмоционально, четвертый ищет альтернативы, пятый анализирует информацию, а шестой управляет всем процессом. Мыслители-одиночки могут поочередно «примерить» на себя все шесть шляп. Конечно, этим разработка идей не ограничивается — затем следует оценка и усовершенствование, которые также скурпулезно описывает Эдвард де Боно. Но не стоит воспринимать эту инструкцию буквально, ведь в творчестве главное — пренебрегать готовыми вариантами и искать обходные пути.

Самое интересное в книге — это мысли на полях, которые могут быть гораздо полезнее всех перечисленных приемов, смахивающих на игры тимбилдинга. Эдвард де Боно заявляет, что вскоре творчество будет таким же важным ресурсом, как финансы или сырье. Писал он это в 1992 году, и сейчас с ним уже не поспорить: в описании любой вакансии в графе «требования к кандидату» числится креативность. А главную идею де Боно стоит повторять как мантру: «Творческий вызов просто отказывается признавать, что общепринятое — непременно самое лучшее».

Источник:
 
Сверху Снизу