Улучшайзер
Модератор
- Регистрация
- 9 Окт 2016
- Сообщения
- 444
- Реакции
- 1887
Астрология, гороскопы, соционика и прочие способы втиснуть хомосапиенса в психологические рамки и навесить какой-нибудь удобный ярлычок не имеют твердого научного обоснования. Это всего лишь игры разума, которые используют для заражения мозга несколько очень простых эффектов.
История психологии знает много попыток создать классификации психотипов. Те немногие, которые прижились, используются в специфических целях, в соответствии с близостью условий выборки к решаемой задаче. Классифицировать людей и задать определенную модель поведения практически невозможно в силу изменчивости поведения индивида под воздействием различных факторов на всём протяжении онтогенеза, а также в силу применения (и зачастую смены) различных ролевых моделей. Самый простой пример: если в живот человека ткнуть пистолетом, то он вдруг сразу становится общительней, начинает чётче мыслить и даже может вспомнить, куда заныкал чемодан с деньгами.
Каждый человек обладает уникальной психикой, и академическая психология не может использовать «эти ваши социотипы», так как человек, наплевав на мнение автора теории, заветы Ильича и Мировую общественность, обладает наравне с признаками присвоенного социотипа и признаками других социотипов, смешанными рандомно и в разных пропорциях. Многие изобретатели таких классификаций начинали хитрить-мудрить, высчитывая в процентах смешение психотипов. В лучшем случае результат применим в крайне узких сферах.
Если бы Соционика™ не была очередным «кухонным прозрением» и не адаптировалась под понимание и самостоятельное применение обывателями с их Житейской Психологией™, в ней были бы злые матановые формулы и куча статистической херни, используемой в академической психологии, про которую особо любознательные смогут узнать из курса «Математические методы в психологии» и прочих over 300 часов математики на специальности 030301.
Для классификации психотипов необходимо использование специального методологического аппарата и понимание того, где и для каких целей будет применяться собственно классификация. Так как один человек может обладать признаками одновременно нескольких психотипов, для статистической обработки необходимо пользоваться теорией нечётких множеств и соответствующим математическим аппаратом. Но адептам Соционики™ «эти ваши матстатистики» и в страшном сне не приснятся.
Для рассмотрения теории психологами автору следовало провести исследование с чётким методологическим аппаратом на over9000 подопытных, по всем правилам проведения статистических исследований, чего, конечно, ей не надо, ибо популярность получила, на икру и типографию заработала и, как говорил чей-то покойный прадедушка: PROFIT!!!. Популярность соционики™, как и всей житейской психологии, кроется в доступности для 95% населения, не желающего учить математику, физиологию ЦНС и прочие заумные вещи. «У меня ж есть моск, чё я его исследовать немогу штоле!» — заявляет большинство житейских психологов. Как ни парадоксально, популярность сабжа будет расти — на сегодняшний день эта теория используется и будет использоваться всевозможными коммерческими структурами для извлечения денежных средств у населения, так как задача ставится сверхсложная, 100% идеального решения не найдено, а тут и народу доступно, и самим пользоваться несложно (ну и похуй, что не работает).
Источник:
А почему нельзя считать доказательством верности соционики, хотя бы косвенным, например, успешные типирования? В сети масса материалов, где адепты соционики показывают особую соционическую магию — определяют человеку социотип, затем дают ему его описание личности, в итоге получают согласие типа «херасе, здесь почти все про меня». Эта магия давно известна, используется многие сотни лет различными гадалками и еще в середине XX века была исследована психологом Бертрамом Форером (см. ниже). При очных типированиях еще подключается холодное и горячее чтение, это тоже издревле известные инструменты гадалок. Та же фигня со случаями, когда, например, протипированный в Дон Кихота вдруг понимает, что он всю жизнь ненавидел Драйзеров (см. эффект Розенталя ниже). В общем, многие механизмы, создающие у хомячка иллюзию эффективности под названием «это работает», в психологии хорошо изучены: всякие логические ошибки, причуды внимания, памяти и прочее. А возглавляют этот список когнитивные искажения. Вот как это происходит на примере нескольких основных:Социотип — это такой тип, который клеит ярлыки на всех, кого видит (и очень не любит переклеивать)
— Какой-то анонимус
- Эффект Барнума (или эффект Форера) — это то, почему хомячку кажется, что соционические описания личности почти полностью ему подходят. Форер провел среди своих учеников тест, затем якобы на основе этого теста выдал им описание их личности, хотя на самом деле он всем раздал одно и то же заранее составленное описание. Затем он попросил учеников оценить, насколько точно это описание соответствует их богатому внутреннему миру. Средняя оценка никогда не падала ниже 4,26 из 5. Так и с соционическими описаниями типов — любой человек согласится с каждым описанием, если примерит его на себя. Таким же макаром одновременно с соционикой существуют и «работают» описания личности на основе имени человека, даты рождения, любимого цвета или формы его черепушки.
- Эффект Пигмалиона (или эффект Розенталя) — это то, почему у хомячков на самом деле возникают неприязнь с «конфликтерами» и симпатии с «дуалами». Однажды исследователи собрали группу незнакомых друг с другом людей. Всех разбили на пары и каждой паре организовали встречу друг с другом, где они могли пообщаться. Однако перед встречей одному из участников каждой пары давали особую информацию, дескать, ваш партнер наслышан о вас, и вы ему нравитесь или наоборот не нравитесь. В результате, в тех парах, где один из партнеров считал, что нравится своему визави, царило тепло и дружелюбие, а в противоположных — холод и неприязнь. Причем эффект отчетливо чувствовали оба партнера в паре. Ничего не напоминает? На самом деле влияние эффекта Розенталя в соционике даже более широко, так как этот эффект включает в себя интерпретацию всего происходящего в нужном ключе. Объяснить связь любого поведения или чувства с какой-нибудь из воображаемых сущностей (функция, признак…) — совсем несложная задача, с которой справится любой гуманитарий.
- Эффект ореола (или гало-эффект) — это то, почему хомячкам кажется, что соционика является реальной наукой. Эффект заключается в том, что мы склонны распространять впечатление от какой-то части явления на всё это явление. Например, исследования показывают, что мы автоматически присваиваем людям с симпатичной внешностью такие хорошие черты как талант, доброта, честность и ум. Подобно тому, как гадалки и экстрасенсы расставляют в своих кабинетах православные иконы и кресты, дабы навлечь на себя ореол причастности к официальной религии, соционика косит под науку за счет различных внешних признаков: звучное наукообразное название, заумная терминология, красивые схемы с квадратиками и кружочками, объемные дискуссии на основе всего этого. К слову, мало какая наука может похвастаться такой огромной и запутанной статьей в Википедии. С первого взгляда и если не вникать, то это прямо чистейшая наука! Ну а если вникать, то это полная хуйня, о чем мы здесь и толкуем.
- Подтверждение предубеждения (досл. пер. confirmation bias) — это то, почему уже уверовавший в соционику хомячок может тоннами поглощать положительную инфу про свой объект обожания, а критика ему не интересна, почти не воспринимается и даже вызывает отторжение. Уверовав однажды в соционику (или в другую антинаучную хуйню), поциент начинает ошиваться по соционическим сайтам, форумам, он общается с другими социониками, обрастая внутри сообщества друзьями и связями, читает соционическую литературу, смотрит тематические видео на ютубе и типирует, типирует, типирует. Моск оттипированного хомячка настроен искать любые случаи сходства со своим социотипом, а сходство с другими социотипами его не волнует. Поциенты могут находиться в такой обстановке анального погружения в тему годами, десятками лет и зачастую всю оставшуюся жизнь. Слава всевышнему, верно и обратное, если соционика изначально была подана хомячку как лженаука и были доходчиво разъяснены принципы работы когнитивных искажений, то он будет спасен от вируса соционики головного мозга, но может пополнить ряды троллей, специализирующихся на адептах соционики.
История психологии знает много попыток создать классификации психотипов. Те немногие, которые прижились, используются в специфических целях, в соответствии с близостью условий выборки к решаемой задаче. Классифицировать людей и задать определенную модель поведения практически невозможно в силу изменчивости поведения индивида под воздействием различных факторов на всём протяжении онтогенеза, а также в силу применения (и зачастую смены) различных ролевых моделей. Самый простой пример: если в живот человека ткнуть пистолетом, то он вдруг сразу становится общительней, начинает чётче мыслить и даже может вспомнить, куда заныкал чемодан с деньгами.
Каждый человек обладает уникальной психикой, и академическая психология не может использовать «эти ваши социотипы», так как человек, наплевав на мнение автора теории, заветы Ильича и Мировую общественность, обладает наравне с признаками присвоенного социотипа и признаками других социотипов, смешанными рандомно и в разных пропорциях. Многие изобретатели таких классификаций начинали хитрить-мудрить, высчитывая в процентах смешение психотипов. В лучшем случае результат применим в крайне узких сферах.
Если бы Соционика™ не была очередным «кухонным прозрением» и не адаптировалась под понимание и самостоятельное применение обывателями с их Житейской Психологией™, в ней были бы злые матановые формулы и куча статистической херни, используемой в академической психологии, про которую особо любознательные смогут узнать из курса «Математические методы в психологии» и прочих over 300 часов математики на специальности 030301.
Для классификации психотипов необходимо использование специального методологического аппарата и понимание того, где и для каких целей будет применяться собственно классификация. Так как один человек может обладать признаками одновременно нескольких психотипов, для статистической обработки необходимо пользоваться теорией нечётких множеств и соответствующим математическим аппаратом. Но адептам Соционики™ «эти ваши матстатистики» и в страшном сне не приснятся.
Для рассмотрения теории психологами автору следовало провести исследование с чётким методологическим аппаратом на over9000 подопытных, по всем правилам проведения статистических исследований, чего, конечно, ей не надо, ибо популярность получила, на икру и типографию заработала и, как говорил чей-то покойный прадедушка: PROFIT!!!. Популярность соционики™, как и всей житейской психологии, кроется в доступности для 95% населения, не желающего учить математику, физиологию ЦНС и прочие заумные вещи. «У меня ж есть моск, чё я его исследовать немогу штоле!» — заявляет большинство житейских психологов. Как ни парадоксально, популярность сабжа будет расти — на сегодняшний день эта теория используется и будет использоваться всевозможными коммерческими структурами для извлечения денежных средств у населения, так как задача ставится сверхсложная, 100% идеального решения не найдено, а тут и народу доступно, и самим пользоваться несложно (ну и похуй, что не работает).
Источник:
Для просмотра скрытого содержимого вам нужно войти или зарегистрироваться.