Виртуальные наставники: как VR и AI обучают опасным профессиям | Первый творческий форум ЦРТП

Генийратор

Креатор
Регистрация
2 Ноя 2020
Сообщения
37
Реакции
160
Обучением и развитием персонала работодателям всё чаще помогают заниматься ИИ, машинное обучение, VR, AR и другие технологии. Подходы, основанные на цифровых решениях, становятся более доступными и эффективными, и это выгодно. Особенно сейчас, когда справляться со всеми процессами внутри бизнеса надо еще быстрее, чем обычно, и с меньшими затратами, а удаленка стала повсеместной. Разработчики цифровых решений для бизнеса рассказали о цифровизации корпоративного образования в России и куда ведут тренды.
«VR гораздо эффективнее обучения по видео, аудио и печатным материалам»
Артём Коновалов, креативный директор VRTech
VR активно используют для обучения и тестирования soft и hard skills персонала. Транспорт, промышленность, медицина: VR применим абсолютно во всех отраслях экономики. Самое главное, чтобы контент был виртуализируем — то есть, чтобы его можно было перенести в виртуальную реальность. По этой причине профессии, которые подразумевают взаимодействие с техникой, приборами, оборудованием гораздо проще перенести в VR. Так мы, например, разрабатывали VR-тренажеры для машинистов и контролеров электропоездов. Профессии, связанные только с работой с документами, в VR перенести сложнее. Отдельно можно выделить VR-обучение коммуникативным навыкам, например, публичным выступлениям. Страх сцены — распространенная проблема среди спикеров. В VR-симуляции можно подготовиться к любой презентации, а виртуальная аудитория будет реалистично реагировать на вашу речь. Причем саму реакцию можно настроить, сделать доброжелательной или, наоборот, враждебной. Этой симуляцией я постоянно пользуюсь перед важными событиями сам. Компаний, которые задумываются о внедрении VR в обучение, на фоне пандемии постепенно становится больше. VR-симуляции экономят ресурсы и позволяют легко обучаться в условиях самоизоляции: оборудование легко доставляется сотруднику домой, нет необходимости ехать в обучающий центр.


Помимо обучения и тестирования, виртуальные симуляции также могут помочь справиться со связанным с работой напряжением: стресс по-прежнему остается главной эпидемией и с его последствиями надо как-то справляться. За время пандемии мы разработали VR-платформу для релаксации и выравнивания психологического состояния сотрудников, как раз на этот случай. Симуляция погружает сотрудника в расслабляющую среду с медитативным контентом, помогает отключиться от всего и перезагрузить мозги. Работодатель же получает аналитику психоэмоционального состояния своих сотрудников и, если надо, может вовремя принять меры по профилактике эмоционального выгорания.

Живое обучение все еще самое эффективное, но при этом VR гораздо эффективнее обучения по видео, аудио и печатным материалам. Минус только в консерватизме некоторых компаний, неготовности адаптироваться к новым технологиям и цене самого оборудования. С появлением более дешевых VR-устройств доступ к VR-образованию будет появляться у большего количества людей. В глобальной перспективе появятся крупные платформы для VR-образования — аналоги Coursera и Skillbox, только для VR. Другой нарастающий сейчас тренд внутри индустрии — применение VR в школьном и университетском образовании.
«На некоторые темы людям зачастую проще общаться именно с ботами»
Светлана Захарова, руководитель департамента по работе с клиентами и партнерами Just AI
В любых бизнес-процессах присутствует рутина, которую можно и нужно автоматизировать. Поэтому сейчас так популярны направления RPA и разговорного ИИ (чат-ботов, голосовых ассистентов). В HR-сфере чат-боты уже решают задачи рекрутинга, прескрининга кандидатов и подбора вакансий.

В случае с обучением и развитием персонала акцент смещается с внешних коммуникаций на внутренние. Чат-ботам можно поручить, например, опросы сотрудников: насколько уверенно и комфортно они чувствуют себя на своей позиции, каких компетенций, навыков им не хватает, что хотели бы прокачивать. Причем людям зачастую проще общаться на эти темы именно с ботами: они чувствуют себя свободнее и нет желания понравится HR-коллегам.

Чат-бот не заменит полноценное наставничество и даже в хорошо продуманном разговорном интерфейсе не удастся воссоздать атмосферу учебной группы, но ИИ-сервис точно поможет сотруднику в самостоятельном изучении материала. Думаю, чат-боты и голосовые ассистенты будут глубже проникать в EdTech-проекты. Разговорный интерфейс прекрасно укладывается в концепцию цифрового образования, так как позволяет сохранить ощущение естественной коммуникации внутри дистанционного цифрового сервиса. Онлайн-репетиторство, курсы по самым разным дисциплинам, в том числе в корпоративной среде, становятся все более популярными и массовыми, но особую ценность для людей представляет уже не сам контент — качественного контента много — а, например, фидбэк от коучей, преподавателей, наставников. И в этом случае логично переложить часть рутинного общения на собеседника с ИИ, а специалистам оставить персональные коммуникации.

Ну и, конечно, не стоит забывать про удаленную работу, которая сегодня становится частью полноценного бизнес-процесса: важность быстрых коммуникаций и поддержки сотрудников на удаленке будет только расти.
«VR-тренажеры помогают повысить уровень подготовки персонала, исключив предвзятость оценки»
Дмитрий Кириллов, президент компании Modum Lab
VR-технология сейчас больше доминирует в обучении и тренингах, поскольку позволяет погружать человека в определенную среду без необходимости воспроизводить их в реальности. Организовать нужные условия вживую иногда слишком сложно, так как на это требуется много времени и финансовых затрат. А порой и вовсе опасно для жизни. В качестве наглядного примера приведу наш собственный кейс по разработке VR-тренажера для монтажников «Северстали». С его помощью работники могут безопасно получить навыки работы на высоте, в том числе в замкнутых пространствах, с применением систем страховки и эвакуации. Все не выходя из компьютерного класса, благодаря специальному шлему и датчикам движения, которые переносят все движения пользователя в симуляцию.


AR-технология сейчас чаще всего применяется уже в процессе самой работы, в реальной жизни. Например, в дистанционной коммуникации между предприятием и компаниями, которые занимаются сервисным обслуживания оборудования. За счет AR можно отразить дополнительную информацию поверх физического объекта — работник увидит ее с помощью специальных очков.

И тех, и других проектов довольно много. Сейчас, в период пандемии, мы заметили увеличенный спрос на проекты с AR, а с VR сложнее: шлемы, как правило, находятся в тренинговых центрах, а доступ к ним может быть закрыт.

Обучение в VR по-своему эффективно, однако это не какой-то универсальный инструмент. Максимально эффективной является комплексная образовательная траектория, внутри которой VR является инструментом решения задач практического обучения, но до прохождения VR-тренировки дополнительно используются тексты и видеоролики, есть сдача теста по остаточным знаниям.

Если сравнивать тренера и VR-тренажер, конечно, тренер может быть лучше тренажера, но на деле таких людей не так много. Однако ставить в один ряд VR и человеческий ресурс не стоит: у тренеров и VR-тренажеров разные задачи, где-то тренажер может масштабировать обучающие практики, где-то стать инструментом тренера. Масштабирование VR-практики позволяет убрать предвзятость оценки человека, внести определенный стандарт, дает возможность сотрудникам разных филиалов одной компании получить одинаковый уровень подготовки.
«Интегрированные системы, в которых человек работает вместе с ИИ, в разы эффективнее обычных»
Татьяна Козуб, управляющий партнер Change Russia и Gagarin.ai
Почти 10 лет мы помогаем крупным компаниям с цифровизацией и управлением организационными изменениями и на примере собственных клиентов видим, как внедрение технологий в процессы компании встречает сопротивление сотрудников. Причин у этого много, но одна из основных как раз лежит в области обучения: сотрудникам нужно помогать адаптироваться к любым изменениям на рабочем месте, особенно технологическим. Лучше и эффективнее всего это делать, как раз совмещая живое обучение с цифровым. Если мы говорим об установке нового программного обеспечения, полезным окажется обучение в интерактивной симуляции — сотрудник может тренироваться работать в ней, получая подсказки, как действовать на разных шагах, при этом без риска сломать что-то в случае ошибки. Этот подход особенно актуален при внедрении сложного в использовании ПО, например, ERP-систем вроде SAP или 1C.

Другая проблема: даже самый подробный обучающий тренинг не гарантирует глубокие знания. Человек устроен так, что обычно запоминает только часть информации. К тому же сотруднику не всегда реально необходимо знать как работает инструмент целиком — только отдельные, нужные ему прямо здесь и сейчас функции. Это положило начало онлайн-образовательному тренду на микрообучение. Мы нашли применение ему в нашей собственной разработке — виртуальном ассистенте для бизнеса, созданном на базе ИИ. Он интегрируется в любое корпоративное ПО и в формате диалога в чате подсказывает пользователю как решить внутри системы ту или иную типовую задачу, он же может выполнять рутинные поручения: выгрузить отчет, подготовить образец договора или заявки, зарезервировать переговорную или забронировать время звонка в календаре. В общем, действует как личный бизнес-секретарь, только виртуальный. Это удобно. Причем не только для сотрудника, а для компании в целом. Бизнесу тоже приходится подстраиваться под постоянно меняющиеся условия рынка, сотрудников всегда приходится учить чему-то новому, а ресурсы — время, деньги — всегда ограничены.

Подобные интегрированные системы, в которых человек работает вместе с ИИ, в разы эффективнее обычных — это подтверждают многие последние исследования. На практике это, как обычно, первыми поняли западные корпорации, но и российские компании постепенно меняют свои подходы к обучению персонала.

Большую роль в растущем интересе к внедрению технологий в обучение сотрудников играет вынужденный переход на удаленку и вызванный пандемией кризис. Сотрудники компаний отрезаны от живого общения, нередко чувствуют себя изолированно, быстрее выгорают. А самим компаниям, чтобы продолжать работу, сейчас как никогда нужны скорость и максимальная эффективность. Онбординг, обучение новым навыкам, работа над повышением вовлечения и мотивации, разгрузка от рутины — цифровые решения помогают перевести это в онлайн. Хотя живое общение и обучение, конечно, по-прежнему важны. В идеале живой и цифровой виды обучения должны дополнять друг друга: живой обучающий тренинг обучать основам, а цифровые инструменты помогать уже во время непосредственной работы, активизировать полученные знания.
«Удаленка с нами надолго, и традиционные методы обучения просто перестают работать»
Артём Таганов, СЕО и основатель компании HintEd
Как сотрудник сталкивался только с чат-ботами, которые помогали получать базовую информацию о компании, но это было уже очень давно, а вот сейчас как стартапер я сам развиваю достаточно новый для России подход к обучению сотрудников — платформу digital adoption, которая накидывает слой интерактивной помощи на любое корпоративное ПО и помогает сотрудникам обучаться работе с ним, не отвлекая по разным вопросам коллег и техподдержку. Дружу с несколькими проектами, которые занимаются чат-ботами и AR/VR для обучения.В начале пандемии компании (по крайней мере те, с кем мы работаем) были заняты не столько внедрением новых технологий и методов обучения, сколько в целом переводом работы в удаленный режим. Сейчас, когда удаленка — это новая норма, компаниям приходится придумывать и внедрять новые технологии обучения и развития, и для них становятся актуальны решения вроде тех, какими занимаемся мы. Всем понятно, что удаленка с нами надолго, и традиционные методы обучения просто перестают работать.


У всех подходов: digital adoption, AR, VR, чат-боты (AI так или иначе используется во всех) один большой плюс — сокращение затрат на обучение и помощь сотрудникам за счет сокращения участия живых людей, которые часто довольно дороги. Ограничения у всех разные. Так, для VR/AR все еще требуются достаточно мощные и дорогие железки, и не каждый будет способен использовать их дома, если, конечно, компании не предоставляют их сотрудникам. Чат-боты пока еще не настолько умные, чтобы полностью заменять людей в каких-то вопросах, хотя за последнее время они конечно сильно продвинулись. Платформы digital adoption сильно завязаны на интерфейсе систем. Получается, что в относительных цифрах все подходы эффективнее обучения вживую, но со своими оговорками. В любых платформах нельзя предусмотреть все сразу — заложить все кейсы, продумать отклонения от стандартных процессов. Плюс общаться с живым человеком многим просто приятнее.

VR/AR хорошо подходят для обучения на производстве, в транспортной сфере, в ритейле, где нужно выработать технические навыки работе со сложными механизмами или смоделировать несложные ситуации общения с клиентами. Лично я большее будущее вижу именно в AR, потому что переключаться из виртуального мира в реальный и вспоминать опыт, полученный там, сложнее, чем получать нужные навыки в привязке к реальному миру. Все остальное актуально практически во всех компаниях: средних и больших, где затраты на такие инструменты действительно могут окупиться на масштабах.

 
Сверху Снизу