Война за креатив. Как преодолеть внутренние барьеры и начать творить (Стивен Прессфилд) | Первый творческий форум ЦРТП

Война за креатив. Как преодолеть внутренние барьеры и начать творить (Стивен Прессфилд)

Борщиндо

Креатор
Регистрация
3 Янв 2017
Сообщения
170
Реакции
698
voina_za_kreativ.jpg

Что мешает художнику написать картину, писателю - создать роман, режиссеру - снять фильм, ученому - закончить монографию? Что мешает нам перестать искать для себя оправдания и наконец то начать заниматься спортом и правильно питаться, выучить иностранный язык, получить водительские права?

Внутреннее Сопротивление. Его голос маскируется под голос разума. Оно обманывает нас, пускается на любые уловки, лишь бы уговорить нас не браться за дело и отложить его на какое то время (пока не будешь лучше себя чувствовать, пока не разберешься с "накопившимися делами" и прочее в таком духе). Сопротивление сковывает нас и постепенно разрушает наши жизни.

Эта книга поможет понять, что такое Сопротивление, где оно скрывается, как его побороть и наконец претворить в жизнь все те желания и планы, которые могли копиться годами или даже десятилетиями и не находили выхода.

Отзывы:
ХОЧУ, НО НЕ МОГУ – ЧТО ДЕЛАТЬ?
(ПРО ВНУТРЕННЕЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ)

Эта книга удачно опровергает популярный миф – «твое призвание в том, что тебе дается легче всего». Прессфилд считает, что мы часто боимся и избегаем как раз того, что нам нужно больше всего. И те установки и механизмы поведения, которые заставляют нас прокрастинировать, он называет Сопротивлением.

При этом автор явно неравнодушен к древним грекам и их стремлению персонифицировать все таинственное, отсюда и Сопротивление, которое гораздо тоньше Внутреннего критика, ведь оно просто есть. Это все те импульсы, которые возвращают нас в зону комфорта, и избавиться от них раз и навсегда невозможно. Образ Сопротивления позволяет Прессфилду отделить защитные реакции психики человека от его творческих ресурсов, что в обычной ситуации сделать сложно, особенно когда перед тобой волна необъяснимого страха или апатия и дело, которое никак не получается.

Собственно, вот и рецепт от Сопротивления – сесть и начать работать. И так каждый день. Запустить этап непрерывных небольших шагов, о которых писал еще Джерри Сайнфелд. Эта книга о ежедневном преодолении своей инерции, своих страхов и сомнений. Автор в образной природе раскрывает источник многих творческих блоков и предлагает относиться к работе как к игре, а не билету в Ад при любой неудаче. Он призывает стремиться к мышлению и поведению профессионалов и на деле показывать, что творческие люди не раздолбаи и неадекваты, как многим нравится думать, а люди, которые любят то, чем они занимаются, и продолжают делать это снова и снова.

А что же такое здесь профессионализм? Прежде всего правильное отношение к работе. Это ежедневные занятия тем, что нам важно. Это способность брать жизнь в свои руки и не позволять действиям другим людей (и их критике) влиять на твою работу и жизнь. Это умение работать на долгосрочную перспективу. Это и понимание того, что необходимо отделять себя от плодов своего труда и не отождествлять себя с ними.

Это сильный внутренний стержень, над которым ты работаешь каждый день, постепенно. И для того чтобы добиться чего-то, совсем не нужна идеальная обстановка, свобода от всех страхов и прочие гарантии. Каждый новый день – новая возможность и новый шаг вперед. Главное – не забыть его сделать.

grt_pretender
Как водится у американских гуру, эта книга подкидывает пару интересных мыслей, но ноль практики.

Особенной мотивации я не почувствовала, нам просто рассказывают, что есть такой враг – называется Сопротивление. Вот захотели вы… порисовать, скажем, и тут у вас появляются важные и срочные дела, убраться там, погладить шнурки. Сопротивление коварно, нам перечисляют его лики, - это да, интересно и познавательно. И узнаваемо.

Но любому, кто знаком с творчеством не понаслышке, все это знакомо. Да, да, да. Есть такой враг. Но как с ним справиться? На это автор ответов не дает.

Вместо этого он в третьей части начинает рассуждать о музах и ангелах. Ммм, интересно… мол, они рядом с нами, Бог и они движут нами, а творцы, подобно матерям, ничего не создают, все течет через них, но не принадлежит им… ага, и это тоже, в общем-то, приблизительно понятно. Ну а смысл? Много красивых слов ни о чем.

Под этими словами ничего не кроется, и книга, как водится в таких книгах, повисает знаком вопроса. Да, есть проблема, нам обрисовали ее черты в первых двух частях. Что с ней делать теперь?

В общем, поначалу я обрадовалась, книга маленькая, краткая, в первых двух частях лихо открывает глаза на прокрастинацию и сопротивление, предисловие от Роберта Макки… я настроилась на что-то практическое, что поможет побеждать это самое коварное и хитрое сопротивление… и вдруг ангелы, музы и божественность.

Мой совет – просто берите и делайте. Читайте книги по практике, по мастерству, а вот эта книга своих денег не стоит. Цена завышенная, книжка малюсенькая, она настолько маленькая, что когда ее покупаешь, невольно ждешь от нее многого. Этого многого нет.

Прочитать можно, если, как я, взять книгу за полцены, либо в электронном варианте. В целом, она бесполезна. Чуда не сделает. Лучше тогда Яну Франк почитать лишний раз. Она хотя бы предлагает четкие шаги, как усадить себя за работу.

Fire_Felis
"Греческий способ постичь тайну - персонифицировать ее" - пишет Прессфилд и представляет нам Врага всех наших лучших начинаний. Этот Враг - Сопротивление, он же - Страх, он же - Нерешительность, он же - Лень. Сопротивление подбрасывает правдоподобные отговорки - сейчас не самый удачный момент, начни завтра, через месяц, когда-нибудь в другое время. Сопротивление годами пугает неудачами, критикой, потерей друзей, одиночеством, и в конечном итоге делает нас несчастными. Прессфилд делает врага очень осязаемым: "Сопротивление любит...", "Сопротивление ненавидит...", поэтому очень легко вообразить его себе и тоже начать уважать и ненавидеть.

В качестве противоядия предлагается всего одна вещь - стать профессионалом. Вся вторая часть книги посвящена тому, кто такой профессионал и чем отличается от любителя. В этой части содержится отрезвляющая идея - и вот какая. В работе-то мы все профессионалы. Приходим каждый день, просиживаем штаны до самого вечера, вне зависимости от настроения, если с работой вдруг что-то происходит, тут же находим новую. Мы берем за свои услуги деньги, благодаря чему не слишком ассоциируем себя со своей деятельностью, учимся и совершенствуемся, плюс всегда можем как-нибудь гадко пошутить на этот счет. Но если речь вдруг заходит о "священном" деле, которое, как нам кажется, является нашим настоящим призванием - подобного рвения и усердия мы никак не проявляем. Каждый день себя работой не утруждаем. Денег не получаем. Если кто-то пошутит- обижаемся. Миру свое творчество не показываем. Друзья не считаются, поясняет Прессфилд, друзья из вежливости никогда правду не скажут. Вот и разница! Интересен и личный пример Прессфилда, десятилетиями не видевшего особо впечатляющих результатов своего ежедневного труда, но продолжающего делать свое дело.

Как и во всех хороших книгах, ничего кардинально нового в "Войне за креатив" нет. Но она написана интересным вдохновляющим поэтическим языком - Музы, Боги, драконы, испускающие последний вздох, непрекращающаяся борьба и коварство противников - и вот, ты уже не просто лентяй, который боится столкнуться с вызовом нового творческого дня и бесконечно оправдывает свое бездействие, а древний спартанец, воин в перепачканных грязью сапогах, вынужденный стоять до конца.

Интереснее всего книга будет творческим людям, которые не реализовали себя в своем деле.

О том же другими словами - "Искусство и страх" Бэйлса и Орланда, "Как узнать и изменить свою судьбу" Михаила Литвака.

Shedwan
Наконец-то данная книга дочитана. Признаться, по началу я был в восторге. О боже! как много совпадений с реальной жизнью: я то и дело сохранял цитатки на всякий случай. Да, автор несомненно прав. Он четко обозначил,что есть "сопротивление", что оно не хочет,что бы мы себя искали свой путь, создавали в реальной жизни того я, коего мы видим в своих самых откровенных снах. Обозначил, но не более. В топовом комментарии есть возмущение в стиле "ну оке,а что делать дальше?". А дальше все зависит от вас самих. Для меня стало вполне сильным потрясением само понятие "сопротивление". Конечно, я его чувствовал до этого, но не придавал должного значения. Стивен Прессфилд сказал, что да - есть, что ни у меня одного, что мешает созиданию. Итак, первая глава - шик.


Потом автора начинает уносить в какие-то гребеня. Я смутно помню,что он писал. Я читал лишь бы читать, надеялся найти еще один алмаз, но нет. Вторая глава какая-то расплывчатая. Одни и те же утверждения скачут со страницы на страницу в помеси с историями из фильмов (вообще очень много примеров из фильмов, Стивен - писатель или Бэдкомедиан?).

Третья глава рассказывает нам про вдохновение. Мол есть духи, сверхматерия, музы и т.д. называйте как угодно, но они источник вдохновения, они шепчут нам великие пьесы, разрывающие душу мелодии, мемы. Не то,что бы я верю, но многие великие творцы и в правда обранивали словечко про это. Кто я такой, чтобы спорить?? Очередной цензор с лайвлиба, не более. Третья глава на любителя. Потом в конце автор уходит в самую сердцевину гребеней и рассуждает про "массу" и место творца в нём. Я думаю и так понятно,что творец - личность свободолюбивая и независимая, зачем перетирать это еще три подраздела? Непонятно.

В целом. Книга мне помогла, хотя бы обозначить эту подколодную змею. Тема "сопротивления" (а тут же и прокрастинации) вечная и несомненно вызывает интерес, но само произведение под названием "Война за креатив" выглядит как очень чёрный черновик. Я думаю спустя лет 10-15 и 5 переизданий, она может стать отличным пособием для юных бойцов за искусство. А пока что 4 балла, потому что написать книгу тяжелее,чем читать, хотя порой кажется, что наоборот.

VladSedykh
Это неплохая посредственная книга. Такой вот оксюморон. Ей не хватает всего при всех возможных углах рассмотрения. Для маркетингового опуса очередного бизнес-коуча "эй, посмотри на меня, думай как я, делай как я", ей не хватает агрессии, темпа и чётких энергичных посылов. Для писательской ретроспективы собственного опыта ей не хватает глубины, стиля, наглядности, примеров. В этом плане, она прямо антипод роскошной "Как писать книги", Стивена Кинга.

Первые две части "Войны за Креатив" ещё более-менее сносные. Это эдакая смесь "Пути мирного воина" Дэвида Миллмэна с многочисленными самурайскими трактатами. В коротких заметках-тезисах Прессфилд продвигает тему концентрации, дисциплины, стремления к порядку, пути, предопределенности и т.д. Не так чтобы в этом было что-то принципиально новое, но по крайней мере отторжения не вызывает. Но вот последняя часть - это мрак.

Такое ощущение, что перед её написанием Прессфилд занюхал две дорожки ядрёной мистико-эзотерической смеси и отправился триповать по морю мракобесия на лайнере своих комплексов и суеверий. Тут вам и ангелы, и вещие сны, и чудесные исцеления от рака после того, как человек познаёт Истину. Самое смешное, что перед этим он рассказывает о том, что профессионал не занимается мифологизацией своего дела (хотя всё понимает!) - это развлечение для любителей, но тут же сам в это скатывается. Также смешно, что у автора пригорает зад от профессиональных райтеров - они вот коммерческое дерьмо, идут на поводу у толпы, а тру-профессионалы служат Музе. Вариант того, что быть профессионалом-райтером - это тоже хорошо, "гуру" почему-то не рассматривает.

Итого, можете прочитать для общего развития первые две части, и третью - если у вас много свободного времени. В целом, осталось впечатление, как от бубнящего деда, который подсел к вам в маршрутке и втирает про свои взгляды на жизнь. Интересные мысли проскакивают, но хорошо что вам скоро выходить.

macskafogo
Маленькая книжка, чтение которой заняло у меня не один месяц. "Война за креатив" выдаёт себя за книжку про творчество, обещает какие-то чудесные рецепты, которые помогут начать творить, но на деле я бы её отнесла скорее к творческой эзотерике. Автор, в общем-то, высказывает некоторые здравые идеи, которые касаются вложения усилий, страхов, нам мешающих, целей самого творчества, но эти немногие зёрна завёрнуты в такую водянисто-мистическую оболочку, что это порядком портит впечатление. По сути, это не книга, а очень раздутая брошюрка, мыслей в которой хватило бы на стандартный рекламный листок или буклетик. Да и написана примерно тем же промоутерским тоном, рекламируя непонятно что.

Могу ли я рекомендовать эту книгу? Пожалуй, нет. Уверена, про творчество достаточно куда более содержательных изданий. А "Война за креатив" едва ли окупит затраченное на неё время.

Luchiana
Уже сто раз об одном и том же в плане тайм-менеджмента и ежедневного труда написано сотнями разных авторов, но даже банальности и всем известные факты можно описать приятно. Вот собственно эта книга - образец легкого мотивирующего чтения. НЕТ прокрастинации, ДА каждодневной борьбе с ленью и триггерами и ДА занятиям творчеством (любым и в любом понимании)!

Fumana
 
Сверху Снизу