Людвик
Креатор
- Регистрация
- 27 Дек 2015
- Сообщения
- 138
- Реакции
- 642

"Креативный класс" Ричарда Флориды - бестселлер для тех, для кого креативная деятельность является решающим фактором жизнедеятельности, - будь то в сфере культуры, образования, науки или бизнеса. В ней говорится о том, как представители творческих профессий формируют сегодня, по сути, новый общественный класс, который начинает определять не только развитие отдельных организаций, рост и процветание целых городов и регионов, но и мощь держав на мировой геополитической карте.
По мнению автора, знаменитого социолога Ричарда Флориды, в России 13 миллионов представителей креативного класса, что ставит нас на второе место в мире по абсолютному числу работников, занятых в креативных профессиях. Именно этот общественный ресурс может явиться стратегическим для развития российских территорий.
Факты, приведенные в книге, убедительно доказывают: капитал, а вслед за ним технологии и компании, все чаще перемещаются в места с большей концентрацией талантливых и креативных профессионалов. А городские и региональные власти оказываются в условиях реальной конкуренции за людей, определяющих будущее.
Оглавление
Часть первая: креативная эпоха
Глава 1. Трансформация повседневности
Глава 2. креативный этос
Глава 3. креативная экономика
Глава 4. креативный класс
Часть вторая: работа
Глава 5. машинный цех и парикмахерский салон
Глава 6. горизонтальный рынок труда
Глава 7. "профессионалы без галстука на работе"
Глава 8. управление креативностью
Глава 9. искривление времени
Часть третья: жизнь и досуг
Глава 10. опыт как образ жизни
Глава 11. большой морф (тирада)
Часть четвертая: сообщество
Глава 12. власть места
Глава 13. география креативности
Глава 14. технология, талант и толерантность 3 "Т" экономического развития
Глава 15. От социального капитала - к креативному капиталу
Глава 16. Создание креативного сообщества
Глава 17. взросление креативного класса
Глава 1. Трансформация повседневности
Глава 2. креативный этос
Глава 3. креативная экономика
Глава 4. креативный класс
Часть вторая: работа
Глава 5. машинный цех и парикмахерский салон
Глава 6. горизонтальный рынок труда
Глава 7. "профессионалы без галстука на работе"
Глава 8. управление креативностью
Глава 9. искривление времени
Часть третья: жизнь и досуг
Глава 10. опыт как образ жизни
Глава 11. большой морф (тирада)
Часть четвертая: сообщество
Глава 12. власть места
Глава 13. география креативности
Глава 14. технология, талант и толерантность 3 "Т" экономического развития
Глава 15. От социального капитала - к креативному капиталу
Глава 16. Создание креативного сообщества
Глава 17. взросление креативного класса
Цитаты:
Креативность стала ключевым фактором развития экономики и общества, и в этом истинная движущая сила всех процессов. Представители креативного класса выходят за привычные рамки, развиваются с рекордной скоростью и вдохновляют на это окружающих. Когда такие вдохновители участвуют в проекте, их присутствие побуждает остальных членов рабочей команды искать новые подходы и добиваться высоких целей.
Мы должны воспринимать себя как часть всей страны, а не как небольшую группу избранных. Нам придется выйти за рамки представлений о том, что инновации — это то, что делают ученые в своих лабораториях. Инновационный процесс происходит повсюду и чаще всего начинается с каких-то незначительных инициатив.
Радикальное отличие между креативным и другими классами заключается в том, за что они получают свои деньги. Представителям рабочего и обслуживающего класса платят, главным образом, за выполнение работы согласно плану, тогда как креативный класс зарабатывает деньги, проектируя и создавая что-то новое, и делает это с большей степенью автономии и гибкости, чем два другие класса.
Если для феодальной аристократии источником власти и классовой идентичности служил наследственный контроль над землей и населением, а для буржуазии - присущие её представителям «роли» коммерсантов и фабрикантов, то особенности креативного класса определены творческой функцией его членов. Поскольку креативность - это движущая сила экономического развития, креативный класс к настоящему времени занял в обществе доминирующее положение. Только уяснив себе феномен роста этого нового класса и его характерные ценности, мы будем в состоянии понять природу масштабных и на вид изолированных изменений в нашем обществе и более рационально планировать будущее.
Главная задача наших менеджеров, и моя тоже, — обеспечивать людям возможность реализовываться в компании в максимальной степени и даже больше, чем в любом другом месте. Мало привлечь творческих личностей, которые стремятся к самореализации, — важно создать для них подходящие условия.
Ключ к мотивации креативных людей состоит в том, чтобы обращаться с ними как «с де-факто волонтерами», связанными с компанией приверженностью ее целям и задачам и во многих случаях рассчитывающими на участие в управлении ею. Креативные работники хотят иметь свободу действий в вопросах графика и личного стиля работы, а также дресс-кода.
Смысл скалолазания, пеших прогулок и многих других видов активного отдыха, которым отдает предпочтение креативный класс, заключается в погружении в другой мир, бегстве от трудовых будней, исследовании и прочувствовании его при одновременном выполнении трудной и интересной задачи.
Чем более мобильным все становится, тем более решающим фактором становится место. Города — это не просто вместилище для умных людей, а благоприятная инфраструктура, в которой устанавливаются связи, создаются сети контактов и образуется принципиально новое их смешение. Самыми ценными характеристиками городов оказались не базовые услуги или экономические возможности, а объекты социально-бытовой инфраструктуры города, его доброжелательность и красота.
Креативность многогранна. Ее нельзя держать в шкатулке и доставать только на работе. Инновации в области высоких технологий невозможны без искусства и музыки. Все формы креативности дополняют друг друга.
Отзывы:В течение XX века креативный класс вырос в десять с лишним раз, с трёх миллионов человек до сегодняшнего уровня; только с 1980 года его численность более чем удвоилась. Приблизительно 15 миллионов специалистов, более 12% рабочей силы США, принадлежит к его суперкреативному ядру. Сегодня в США креативный класс численно превосходит традиционный рабочий класс, объединяющий тех, кто работает на производстве, в строительстве или на транспорте».
Креаклы, или в полной версии креативный класс — люди, которые привносят новизну в окружающее их пространство, способны находить нестандартные, принципиально новые решения. Другое название для креативности — смекалка. Отличие воображения от креативности в том, что первое работает с уже известным, а второе изобретает что-то новое. Книга не ограничивает круг читателей и будет интересна многим. Она об инноваторах (нет, не сколковских учёных), придумщиках и о том, как использовать потенциал этих людей во благо развития бизнеса. Автор обсуждает вопросы дресс-кода, дизайна рабочего пространства, как управлять сотрудниками, как обращаться с ними как с людьми и мотивировать их, как запустить творческий потенциал сотрудников. К слову, креативность свойственна каждому человеку с раннего возраста, но люди теряют эту черту в детском саду или школе (часто из-за несовершенных методов обучения).
Приведу известный пример. Существует такая креативная профессия как траблшутер (сейчас на эту тему начинают появляться тренинги). Гонорары этих специалистов достигают немалых величин, словом, не зарплата приезжего дворника из Северного Чертаново. Они помогут найти решения для любой ситуации, даже безвыходной. К услугам траблшутеров обычно прибегают крупные компании и обеспеченные люди. Итак, корпорация производила кроссовки. Траблшутер был приглашен из-за воровства работающего на нем персонала Страна была бедной, и работали на производстве только местные, в том числе и охранники. Был предложен вариант производства правой и левой кроссовки на разных заводах, причем в разных странах.
Ричард Флорида выдвигает теорию, что движущей силой многих процессов является именно креативный класс. Их можно назвать ядром компании. Это те люди, который за короткое время достигли самого высокого роста качества, результативности и профессионального развития. Флорида считает, что креативный класс следует поощрять не деньгами, а карьерным ростом и партнерством, то есть к деньгам добавить моральное удовлетворение и общественное признание. Креативные люди разнообразны — раса, пол, сексуальная ориентация не имеют значения. «Креативность невозможна без разнообразия» — заявляет автор. Именно поэтому толерантные города и регионы экономически наиболее развиты. С этим можно согласиться.
Гейглеры (англ. Gayglers) — объединение геев, лесбиянок, бисексуалов и транссексуалов, работающих в компании Google;
Ньюглеры (англ. New Google) — новые сотрудники компании Google;
Байкглеры (люди, которые вместе ездят на работу на велосипедах = bikeglers.
Классовой сознательности, как у рабочего класса, у креативного нет. Но зато есть чувство сопричастности к бизнесу организации, а продуктом креативности будет инновация. По отношению к креативному классу средствами производства станут не капитал, природные ресурсы или труд, а знания и широкий кругозор. В кризисное время уровень безработицы среди креативного класса примерно в два раза ниже, чем среди синих воротничков. Всё больше появляется фрилансеров, работающих не по найму. Что победит: прежний коллективный договор с гарантиями занятости или новый, ориентированный на потребности и желания отдельного работника? Вопрос времени.
Если смотреть настолько широко, насколько предлагает Флорида, то можно рассматривать возможность создания регионов с более благоприятной и динамичной средой обитания, что заключается не в раздаче компаниям разных привилегий и налоговых льгот, а в формировании «человеческого климата» и привлечении людей с разнообразными талантами. Он предлагает недорогую реконструкцию центральных городских районов через вложение инвестиций в новые парки, зеленые зоны и велосипедные дорожки для улучшения жизни людей и повышение ее качества (что сейчас происходит в Москве). Всё это звучит как громкие лозунги, однако, в России тоже есть попытки создания таких кластеров. Из известных мне примеров: Сколково, Особая экономическая зона Дубна. И там и там что-то пошло не так. Несмотря на весь мой сарказм, считаю, что развитие таких зон принесет большую пользу. Креативная экономика основывается на переменах и скорости, которых так не хватает российским проектам. В Россию обязательно придёт в полной мере культура креативного класса и компании будут строить свои бизнесы на основе этих людей.
Описание существующих классов, которыми оперирует Флорида:
Креативный класс
Суперкреативное ядро
— профессии в области программирования и математики;
— профессии в области архитектуры и инженерного дела;
— профессии в области естествознания и социологии;
— профессии в области образования, профессиональной подготовки и би- блиотечного дела;
— профессии в области искусства, дизайна, развлечений, спорта и средств массовой информации.
Креативные профессионалы
— управленческие профессии;
— профессии в области бизнеса и финансов;
— профессии в области права;
— профессии в области здравоохранения (врачи и технические специалисты);
— руководящие профессии в области продаж и управления продажами.
Рабочий класс
— профессии в области строительства и добычи полезных ископаемых;
— профессии в области монтажных работ, технического обслуживания и ремонта;
— профессии в области промышленного производства;
— профессии в области транспорта и перевозок.
Обслуживающий класс
— профессии в области здравоохранения (младший медицинский персонал);
— профессии в области выпуска продовольственных товаров и продуктов общественного питания;
— профессии в области уборки и ухода за улицами и помещениями;
— профессии в области медицинского ухода и патронажной службы;
— рядовые профессии в области продаж и другие профессии в этой области;
— вспомогательные офисные и административные профессии;
— профессии в области социального обеспечения и общественной работы;
— профессии в области обеспечения безопасности.
Сельское хозяйство
— профессии в области земледелия, животноводства, рыбной ловли и лесничества.
Антон Касимов
"Креативный класс" раскрывает тему, которую можно обозначить как "постиндустриализм". Мир, в котором мы живем, существенно отличается от того мира, в котором мы жили еще совсем недавно. Подход Ричарда Флориды - социологический: он пытается понять, какие социальные группы сегодня вырываются вперед, занимают ведущие позиции, кто в этом новом мире является "законодателем моды" и лидером развития. Творчество, но и творчество, выходящее за пределы культуры: творчество в экономике, в бизнесе, в управлении городами, в политике... Сегодня креативность и инновации становятся все более актуальными: изменения, происходящие в мире, столь стремительны, что требуют от нас очень быстрого, точного, ситуативного творческого реагирования. Чтобы жить в этом мире, мы должны постоянно постигать новые правила игры, творить новую среду, постоянно создавать что-то новое.
Саша
Знать сейчас, что в мире существует определенный класс технических, научных специалистов, дизайнеров, художников, людей проявивших себя в образовании, искусстве, музыке и индустрии развлечений , т.е. тех, кто обладает творческим потенциалом и задают нормы сегодняшнего дня - не просто показатель собственной осведомленности (мол, я тоже читал Флориду), но и возможность осуществить анализ своего места в социальной структуре. Если движущей силой современного мира стала человеческая креативность, играющая ключевую роль в экономике и обществе, то знать по каким параметрам следует ее выделять, в чем собственно и заключается "креативнй этос" не так уж и бесполезно.
Новая культура предлагает собственный шаблон для возможности стать "базовой личностью", рожденной благодаря причудливому соединению ценностей буржуазии, типичных "яппи" 1980-х, основанной на бережливой "протестанской этике", и выражающейся в предпочтениях к работе в крупных корпорациях, к серым костюмам и посещению церкви. И либеральных ценностей богемы образца 60-х. Богемное и буржуазное переплелось странным образом. Притом, что как философски замечает автор: "сейчас трудно отличить профессора с чашечкой эспрессо от банкира с кружкой капуччино".
Однако, на выходе мы имеем индивидуалистов, не желающих подчиняться инструкциям и предписаниям и более того, организационным нормам, особенно, что касается места работы и ее графика. Для "креативного класса" характерна трансформация восприятия времени, потребность в особой среде, которая обеспечит возможность делать свою работу (создавать что-то новое) и одновременно предоставляет доступ к широкому кругу удобств и удовольствий для особого образа жизни. Город, в котором ты работаешь имеет значение! Потому как "креативный класс" зародился и расцвел в "обществе переживания", а для его представителей опыт "переживания события" намного важнее потребления товаров и услуг. "Креативный класс" осуществляет разворот к новому сектору в экономике предложений - к покупке опыта, он желает платить уже не за то, что кто-то сделает за него определенную работу (например, помоет машину), но за возможность(время) поучаствовать в серии запоминающихся мероприятий. Для них предвкушение реального переживания является даже более значимым, чем само переживание, что автор называет "воображаемым гедонизмом". И поэтому представители рабочего класса, получившие возможность в благоустроенной Америке кататься на моторной лодке, попивая пиво, не понимают представителя "креативного класса", который рядом, напрягая все свои силы, передвигается на каноэ, и получает от этого удовольствие. Ведь для последнего жить полной жизнью означает испытывать интенсивные, разносторонние и высококачественные впечатления. Выбирая активный спорт, роль участника, а не зрителя, отказ от алкоголя, потому что "жалко тратить время на восстановление", отдавая предпочтения уличной культуре, пестрой сети кафе и маленьким галереям представители "креативного класса" стараются почувствовать "пульс реальности". Кто же такие люди, выбирающие стиль жизни свободных агентов, выполняющих роль ключевых компетентов и тратящих все свои сбережения на переживания нового опыта в жизни - читать у Ричарда Фрориды!
Tatiana1226
Актуально, взвешенно, целостно
Книга удивила. Я приготовилась к очередной проповеди о том, что креативность это правильно и круто. А это оказалось продуманное и целостное исследование сильных и слабых сторон креативного класса. Автор сделал попытку системно отразить все возможности и связанные с креативным классом угрозу обществу.
Текст убедителен, читается легко, в меру иллюстрирован примерами и цифрами.
Рекомендую!
ТатНелюбина
Майндмэп:
