Токсичная женственность против мужчины-творца - Скрытый смысл
Фильм «Призрачная нить» — это еще одна история о мужчине, оказавшемся в плену у Великой матери.
Напомню, что Великой матерью называется архетип, реализующий материнский аспект женственности. Он имеет как положительную, так и отрицательную сторону: женщина, с одной стороны рождает, даёт жизнь и развитие. С другой стороны, женщина лишает свободы, опьяняет, душит и пожирает. Это стихия, которая не только даёт биологическую жизнь, но и забирает ее. Каждая женщина в той или иной степени является воплощением этого архетипа. И в определенных ситуациях она может проявить как его положительную сторону, так и отрицательную.
Главный герой фильма, Рейнольдс Вудкок, — это человек творчества. Мужчина, создающий красоту и вносящий ее в мир.
Женщина-соратница
У всякого мужчины должно быть дело. Причем, это должно быть дело, по своей значимости превосходящее индивидуальные интересы мужчины. Потому что мужчина – это создатель и носитель культуры – ценностей, имеющих значение для всего общества.
И делая свое дело, мужчина нуждается в женщине-соратнице, которая охраняет его «тыл», в то время, когда он находится «на передовой». Женщина-соратница берет на себя быт, пока мужчина постигает бытие. Она – защитница границ созданного мужчиной мира и хранительница его традиций. Сестра и подруга.
Женщина-вдохновение
Мужчина – это демиург, дающий форму материи. Своим творчеством он делает видимой красоту.
В нашем мире самым совершенным природным воплощением красоты как таковой, является женская красота. Именно в женщине красота дана в максимально сконцентрированной форме. И созерцая женскую красоту, мужчина прикасается к красоте самой по себе.
Поэтому мужчине-творцу нужна женщина-вдохновение, которая будет пробуждать в нем эрос, влечение к красоте. Женщина-вдохновение для мужчины — это видимое проявление того, чему он служит. Разумный мужчина не будет служить самой женщине, но он будет служить тому, что женщина воплощает.
Красивая женщина – это лишь явление чего-то большего. Красивых женщин много, но красота, которая в них проявляется – едина. Это должна понимать и сама женщина. Ее красота – это не ее заслуга: восхищаясь женской красотой, мужчина восхищается не столько женщиной, сколько красотой.
Внимание и дистанция
В свою очередь, женщине нужно от мужчины внимание. Только ощущая себя в центре внимания, она чувствует, что существует. Без внимания она ничто. Поэтому, если она считает, что ей недостаточно внимания, она начинает это внимание требовать, и тем самым нарушает границы мужчины.
Но мужчина-творец должен держать дистанцию между собой и женщиной-вдохновением.
Только когда между ними есть расстояние, возникает эротическое устремление, которое можно преобразовать в творчество. Если расстояние схлопнется, творческий заряд мгновенно иссякнет без всякой пользы.
Поэтому Рейнольдс избавляется от своей модели, когда понимает, что та обременяет его своими ожиданиями.
Женщина-мать
Но мужчина также носит в себе и ребенка, которым он когда-то был. И когда этот ребенок даёт о себе знать, мужчина нуждается в женщине-матери. Которая примет его, позаботится о нем, защитит и укроет от хаоса внешнего мира. С которой он может быть беспомощным, не стыдясь этого.
Даже такой брутальный представитель мужчин как Сильвестр Сталлоне (тоже, кстати, художник) однажды сказал следующее (этот фрагмент интервью был помещен возле его картины «Семейные узы»):
«Все время есть некая пустота, пустота без матери. Она никогда не заполняется. По крайней мере, в мужчинах, которых я знаю. Какими бы суровыми они ни были, в них остается небольшая частичка такого маленького ребенка, который кричит и просит о защите».
Рейнольдс испытывает тоску по матери; его внутренний ребенок страдает, он душевно слаб и беззащитен. В таком состоянии он может легко стать зависимым от женщины, которая покажется ему способной утолить его печаль. Так и происходит.