projector
Администратор
- Регистрация
- 7 Дек 2015
- Сообщения
- 369
- Реакции
- 2183
Цель
Стимулировать группу к быстрому генерированию большого количества разнообразных нестандартных и неочевидных идей.
Суть
Мозговой штурм (мозговая атака, англ. brainstorming) – оперативный метод решения проблемы путем стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения вплоть до самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Используется в самых разных областях: от решения научно-технических, управленческих, творческих задач до поиска вариантов поведения в сложных социальных, личных, бытовых ситуациях.
Сущность метода заключается в том, что процесс генерации идей отделен от процесса их критической оценки и отбора. Благодаря этому появляется возможность найти что-то действительно необычное, новое, креативное, что могло бы остаться незамеченным из-за своей непривычности. Такой способ поиска новых креативных решений может использоваться и просто в личных целях (индивидуальный мозговой штурм), но эффективность групповой формы (коллективный мозговой штурм) несравнимо выше.
Для проведения мозгового штурма обычно создают две группы:
1) участники, предлагающие новые варианты решения задачи;
2) члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.
В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов различного профиля и ведущий. В самом начале ведущий производит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причем как логичные, так и абсурдные.
В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма.
Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи.
Основные функции ведущего заключаются в информировании всех участников о правилах мозгового штурма и контроле за их соблюдением, а также в общем контроле за дискуссией, чтобы она оставалась в рамках обсуждаемой темы или проблемы.
Важно, чтобы ведущий сам участвовал в генерировании идей. Одновременно он еще выполняет роль стимулятора или катализатора в случае замедления темпа генерирования идей.
Нахождению идей может мешать психологическая инерция, привычка к «накатанному» пути и шаблонным решениям. Кроме того, сильной помехой при поиске новых решений является подсознательная боязнь критики, неодобрения окружающих. У одних людей ярче выражены способности к выдвижению идей, у других – к их анализу, критическому осмыслению. Именно поэтому сначала создается благоприятная обстановка, располагающая к сотворчеству, преодолению психологической инерции и боязни высказывать нелепые идеи, а сам процесс поиска решений разделен на этапы: сначала в свободной творческой атмосфере выдвигаются идеи (вплоть до самых «безумных») и лишь затем они критически осмысливаются.
После того, как все идеи высказаны и зафиксированы, необходимо время для того, чтобы их обдумать и оценить. Такой инкубационный период позволяет человеку еще и оправиться от усталости.
Для оценки идей необходимо выбрать наиболее значимые критерии. Критериями оценки могут быть актуальность, скорость решения, практическая реализация, решаемость собственными силами, затраты, новизна и т.д.
Нужно иметь в виду, что сами идеи – это еще не решения проблемы, а лишь зарождение направлений ее решения.
Одной из разновидностей мозгового штурма является «Обратный мозговой штурм», при котором сначала выявляются всевозможные недостатки совершенствуемого объекта. На основании этих недостатков формулируются задачи. Затем проводятся этапы обычного мозгового штурма. Таким образом, отражая более полно недостатки объекта, удается находить большее число идей по его совершенствованию.
План действий
Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа:
1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.
2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма. Запись, проработка и развитие наиболее ценных идей, редактирование общего списка.
3. Отбор, систематизация и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько «одинаково» участники понимают критерии отбора и оценки идей.
Правила
- Четко и ясно сформулируйте и запишите задачу. При необходимости разбейте на подзадачи.
- Чтобы мозговой штурм прошел максимально эффективно, пригласите для участия в нем как можно больше людей с разным уровнем опыта: менее опытные участники еще не слишком стереотипны и поэтому могут предложить много неожиданных идей, более же опытные обладают значительной компетентностью для последующего отбора максимально практичных решений.
- Группа делится на генераторов идей (людей, обладающих богатым творческим воображением и фантазией) и экспертов (людей с аналитическим складом мышления, квалифицированных специалистов). Эксперты не принимают участие в поиске решений. Они их затем оценивают.
- Процессом управляет профессиональный ведущий, который способен обеспечить соблюдение всех условий и правил.
- Количество идей предпочтительнее качества. Не делайте никаких ограничений. Нет плохих идей.
- Высказывая свои идеи, участникам необходимо помнить, что совершенно не имеет значения, применимы они на практике или нет, так или иначе, некоторые из них, возможно, помогут найти эффективное решение.
- Если в мозговом штурме принимают участие люди различных чинов или рангов, то рекомендуется заслушивать идеи в порядке возрастания ранжира, что позволяет исключить психологический фактор «согласия с начальством».
- Не нужно соблюдать очередность при высказывании идей. Говорите сразу, как только приходит мысль.
- На этапе генерации запрещена любая критика и всевозможная (в том числе положительная) оценка высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой. Споры и обсуждения также запрещаются.
- Наоборот, поощряются шутки, каламбуры, свободный полет мысли, доброжелательная и непринужденная форма изложения. Идеи высказываются без доказательств.
- Необычные, фантастические и даже абсурдные идеи особо приветствуются.
- Фиксируйте абсолютно все идеи в письменной форме, аудио- или видео формате.
- Идеи излагайте кратко.
- Развивайте, совершенствуйте, комбинируйте уже высказанные другими участниками идеи для генерации новых.
- Проведение мозгового штурма ограничивается либо по времени, либо по количеству идей, либо продолжается до тех пор, пока заметно не замедлится или вовсе не иссякнет поток генерации новых идей.
- При оценке идей отсеивайте заведомо ошибочные и нереальные.
Преимущества
- Легкость освоения и простота в обращении.
- Незначительные затраты времени на проведение.
- Достаточно универсальный метод, применение которого возможно в науке, технике, административной, торговой и рекламной деятельности.
- Наиболее эффективен при решении организационных проблем, а также технических задач невысокого уровня сложности.
- Совместная деятельность участников, каждый из которых имеет свой опыт, видение ситуации и знания, образует синергетический эффект, многократно усиливающий результат поиска решений.
- Доброжелательная обстановка позволяет участникам усвоить навыки критики по существу, научиться импровизировать, а также усиливает положительный настрой и доверие.
- Сам процесс мозгового штурма обладает особым творческим потенциалом, тем самым преобразуясь в увлекательную коллективную и даже игровую деятельность.
- Может проводиться как в групповой, так и в индивидуальной форме (1-2 участника).
Недостатки
- Помогает решать относительно простые задачи.
- Не годится для решения абстрактных и слишком общих проблем, а также проблем, имеющих только один ответ или малое ограниченное число возможных решений.
- Не предполагает критериев, дающих приоритетные направления выдвижения идей.
- Не дает гарантий нахождения сильных идей.