Улучшайзер
Модератор
- Регистрация
- 9 Окт 2016
- Сообщения
- 444
- Реакции
- 1891
Блеск и нищета батареек Powerwall
Пассивный заработок на бесплатном электричестве - ну что, кликнешь, или побоишься нарушить правила?
Настенная батарейка, которая “экономит”, а то и “генерит” электричество – пожалуй, самый лучший детектор “техногиков”-гуманитариев. Я до её появления всё думал – вот для кого этот спам рассылают, типа “экономайзер электричества! просто воткни в прикуриватель!”? Оказывается, типовой потребитель такой чуши – тот самый “продвинутый техногик, фанатик новых технологий”, не осиливший школьную физику, завсегдатай “гиковских ресурсов”.
Буратино, как известно, никто не простреливал колено, чтобы он закопал свои сольдо на поле Чудес – ему просто объяснили, что пассивный заработок от сольдо гарантирован. Здесь примерно та же история.
Анонс батарейки Powerwall
В мае 2015го Маск провёл презентацию настенной батарейки Powerwall.
Суть идеи проста – на стену вешается здоровый бесперебойник, через который запитывается весь дом. К бесперебойнику добавляются генерирующие мощности – обязательно экологически чистые, поэтому или ветряк, или солнечные батареи. Они его постоянно подзаряжают, а он хитро следит за потребителями, и когда надо – подпитывается от общей сети, а когда нет – копит мощность. Может даже продавать электричество назад в общую сеть. В принципе т.е. может, да. Может покупать электричество, когда оно подешевле, например ночью.
Презентация произвела фурор у жадных инфантильных пожилых детей из офисных кубиклов. Столько “Ну вот теперь Газпрому капец” не было даже тогда, когда ему реально мог бы быть капец.
Что же по факту?
Задумка с настенной батарейкой – это дополнительная монетизация отработавших батарей. В батарейном модуле автомашины Тесла Model S и Model X куча элементов 18650, и они по разному вырабатывают свой ресурс. Поэтому имеет смысл как-то разукомплектовывать эти блоки и куда-то девать батарейки, к примеру, половинной ёмкости (которые потеряли после стандартных 2500 циклов свои 20%, а потом ещё 20%, например).
Так как Тесла батарейки не производит, то это возможность откуда-то взять много дешевых “почти работающих” элементов 18650 – ёмкость которых для машины уже не очень, а для настенной батарейки – ОК.
В рекламе рассказывалось про то, что будет производиться два варианта батарейки Powerwall – на 7 киловатт*часов и на 10, ценой в 3 и 3.5 тысячи долларов США. Цены, кстати, как обычно для Маска анонсировались теоретические – т.е. “в принципе за столько мы собираемся отпускать их с завода в минимальной комплектации”, плюс с учётом всевозможных налоговых льгот и локальных скидочных программ – к примеру, в Калифорнии на батарейки распространяется дотация по Self-Generation Incentive Program (SGIP). То есть реально купить рабочее изделие с нужными дополнительными компонентами, монтажом и прочим за эти деньги невозможно в принципе.
Батарейка должна была уметь отдавать 2 киловатта постоянно, с разовыми пиками до 3.3 киловатт.
Для заманухи и рекламы “комплексной инфраструктуры Теслы для успешных людей” использовалась картинка “Красивая Тесла красиво заряжается от настенной батарейки, всё такое белое и технологичное” – впрочем, как зарядить машину, у которой у аккумулятора 85 киловатт*часов от батарейки, в которой 7 или 10 – загадка, которая не дождалась своего исследователя.
Машина на 85 киловатт-часов заряжается от одной батарейки на 7 киловатт-часов. Чтобы за угол заехать и застрелиться, наверно
Для иллюстрации выгоды демонстрировались, понятное дело, таблички вида “Вот сколько стоит самое дорогое электричество, а вот сколько самое дешёвое ночью, вы только представьте…” и прочая мишура, которую век назад описали Ильф и Петров в бессмертном “Граждане Нью-Васюков ничего не будут тратить! Они будут по-лу-чать!”. Притом брались, безусловно, сверхэкзотические условия вида “самое дорогое электричество на планете, плюс батарейка обходится за номинальную стоимость, плюс нулевая стоимость установки и обслуживания, плюс ночью самое дешёвое электричество в другой точке планеты, и вот батарейка сама покупает и продаёт”.
Что ж, сразу же после анонса (в котором было обещано начать поставки уже через несколько месяцев), изучив технические характеристики, было выяснено следующее – вся декларируемая схема и финансовая составляющая банально выдумана.
Разберём, почему.
Грустная реальность потребляемого электричества
Указанные технические параметры – что ёмкость, что – особенно! – отдаваемая мощность, не дают никакой возможности эксплуатировать батарейку так, как указано в рекламе.
В самом деле, если предположить, что в квартире живёт хипстер с ноутбуком, то такой мощности вполне хватит на ноутбук, модем, лампочку и можно будет иногда включать микроволновку.
Но этот вариант не подойдёт, ведь в квартире батарейку вешать смысла нет, т.к. негде поставить генерирующую мощность, поэтому целевая аудитория – это априори обладатели коттеджей.
А там сразу же другой список потребителей – это всякие насосы для воды, камеры слежения, внешнее и внутреннее освещение, бытовая техника (холодильник, стиральная машина, плита, куча мелочи типа чайника, которая, однако, кушает-то по 1.5-2 киловатта), а также кондиционеры, возможно тёплый пол и обогреватели, ну и развлекательная часть из компьютеров-телевизоров-аудиосистем. Всё это по сумме в 2 киловатта никак не влезет, и в пиковые-разовые 3 – тоже.
Если же вешать несколько батарей, то это линейно увеличивает стоимость, а также возникают другие вопросы.
Например, вопрос безопасности – как литиевые батареи прекрасно горят-детонируют при повреждении, вы можете увидеть на ютубе – и прикинуть, как грохнет блок батарей метрового размера и весом в центнер (для детонации достаточно разгерметизации – т.е. например с другой стороны стены кто-то будет неосторожно сверлить).
Следовательно, батарею надо поместить в безопасное помещение, с хорошей вентиляцией (т.е. плюс кондиционер, плюс занятая площадь, плюс расходы). Далее, на её монтаж нужно разрешение собственника (в ипотечном доме, к примеру, такое опасное оборудование размещать не каждый согласится – а кто согласится, тот увеличит стоимость страховки, чтобы покрыть новый потенциальный риск).
Сам по себе монтаж, кстати, отдельная тема – по сути надо переделать всю сеть дома, чтобы все розетки и фиксированных потребителей завести на батарею (или батарейный блок), а также добавить защиту (УЗО те же) и смонтировать новую схему с двумя вводами (от общей сети и от генерирующей мощности). Эту операцию, судя по информации на сайте Теслы, должны были делать некие партнёры – как понятно, в результате цена всего этого от 3 тысяч долларов уходит очень далеко.
Также совершенно не учитывались потери на инверторе – для многих верующих в Маска было откровением, что в розетке-то ток переменный, а в батарейке – нет – и что нужно специальное устройство, которое будет делать это преобразование. И что у этого устройства свой КПД – и не особо хороший (вы можете для примера посмотреть блоки питания для компьютеров – там за блок питания с КПД 80+ или 90+ надо будет заплатить в разы больше, чем за обычный). И у батарейки есть КПД – то есть на каждой зарядке-разрядке от общей сети идёт двойная потеря – на преобразование тока и на зарядку-разрядку батареи с не-100%м КПД. И всё это греется, и это надо охлаждать – и на это тоже расход мощности.
Чтобы были понятны вопросы про КПД (а то многие предполагают, что во всём американском и технологичном оное 100, а то и более процентов), напомню, что в пресс-релизе настенной батарейки Powerwall указан КПД в 92.5% у “round-trip DC efficiency”. То есть это без потерь на перевод постоянных 350-450V в переменные 220. Что в сухом остатке при декларируемой постоянной отдаче в 3.3 киловатта будет выражаться где-то в 250 ваттах, уходящих в виде тепла наружу. Немудрено, что в батарее используется жидкостное охлаждение, которое надо запитывать от отдельного источника питания – всё ж греться будет она прилично. И да, эти 7.5% потерь на зарядке-разрядке вы можете вычитать из декларируемой ёмкости-мощности. Всё это греется, теряет мощность на каждом преобразовании, но в рекламе рассказывается про теоретический пиковый максимум, измеряемый на клеммах батареи.
Вся эта логика наталкивается на железобетонное
Впрочем, всё это имеет смысл обсуждать тогда, когда продукт есть. А на момент анонса его, как это принято у Маска, нет.
В сухом остатке выходит, что батарея применима только для некоторого подмножества обладателей личного жилья, да и то – не в единичном числе, а в некоем массиве батарей. Одной батареи на затраты даже небольшого дома – никак не хватит.
Гарантия на батарейку
Добивает всё интересная ситуация с гарантией – на батарейку идёт гарантия 10 лет, но именно на батарейку как устройство, а не на батарейные модули.
То есть реальный ресурс в плане количества циклов зарядки-разрядки не указывается (так как это те же элементы, что и в Model S, то можно предположить о 2500 циклах), и от прямых вопросов про это Tesla уклоняется. Это и понятно – ведь внутри батареи б/у модули 18650 из автомобиля, их реальный “оставшийся” ресурс в циклах непонятен, и сами эти батареи под гарантию не подпадают.
Это стандартная схема – когда покупаете, например, телевизор, вместе с ним получаете пульт – но никто ж не говорит, что замена батареек в пульте во время действия гарантии на телевизор – бесплатна.
В результате потенциальный клиент попадает на неназываемые в рекламе, но существующие, расходы на замену батарейных элементов. Которая [замена], безусловно, будет недешёвой, плюс достаточно быстрой – ведь цикл зарядки-разрядки считается не до “полного” состояния, а по факту переключения.
В отличии от батареек внутри автомобиля Model S, у которого чередование зарядки и разрядки вполне чёткое, у батареек в “домашнем UPS”, в который запитана вся бытовая техника, ситуация гораздо хуже – любое включение “серьёзной” нагрузки, в роли которой может выступить что стиральная машина, что чайник, сразу переключает режим с “подзаряжаюсь” на “отдаю”. А это цикл, это расход аккумулятора. Чистая химия – чем быстрее и чаще мотаешь “туда-сюда” в плане режимов, тем быстрее у батарейки бегут необратимые процессы.
Генерирующая мощность
Генерирующая мощность с нужными параметрами стоит денег, нуждается в обслуживании, а также в грамотном монтаже.
Чтобы нормально запитать батарейку надо будет иметь внушительную площадь солнечных батарей, либо ветряк с лопастями метра по 4 минимум – и всё это нуждается в месте на участке (такой ветряк на дом поставить из-за вибрации будет проблематично), и опять платить, платить, платить. Всё по заветам духовного отца И.Маска – тов.Мавроди – лох должен платить.
Суммарный итог по сумме прост – если заявленные технические характеристики верны, то эксплуатировать такое можно только в загородном доме, притом надо будет несколько батарей, в отдельном помещении, надо будет заказать переделку всей электросети дома, плюс установку-монтаж ветряка или солнечных панелей, плюс инвертор (и всё это должно проводиться сертифицированными и авторизованными дилерами, и оборудование – тот же инвертор – должен быть совместим с Powerwall), и в результате суммарное потребление, в общем-то, только вырастет – ведь в сети появится новая нагрузка в виде батареи, которая будет разряжаться-заряжаться с не-100%м КПД, а, следовательно, тратить.
Шок и ужас для “техногиков”-гуманитариев – батарейка-то – это тоже нагрузка в цепи, вот ведь. Подлая и гадкая физика опять мешает розовым эльфийским мечтам и пони.
Общая сумма всего этого мероприятия по “внедрю-ка в доме у себя экономную батарейку” будет не 3 тысячи долларов, а где-то раз в 10 больше, плюс появится плата за поддержку (замена элементов батареи, обслуживание ветряка). Окупить всё это на разнице в копейки на дневном-ночном киловатте возможно за такое время, которое делает бессмысленным всё мероприятие.
Есть, конечно, дикий вариант – усилить потребление электричества, чтобы ускорить потребление киловатт и тогда появится “окупаемость”, но ведь ускорится и износ батареи – про который производитель тактично умалчивает, хотя это интереснейший пункт. А ещё и вопросы безопасности – такую штуку в многоквартирном доме не смонтируешь без согласия соседей (кто ж захочет, чтобы с другой стороны стены была такая бомба?), а в частном – без увеличения стоимости страховки.
Когда всё это было опубликовано (я сделал развёрнутый постинг примерно с таким же текстом), в качестве комментариев были лишь слёзы:
Далее, после анонса, начались интересности.
Призрачная батарейка
Лохи наперегонки побежали заказывать, гордясь “вот я скоро приобщусь к элитарному электричеству… в батарейку входит такое вот обычное электричество, а выходит такое вот престижное, с закруглёнными уголками, для успешных людей, которые этого достойны”.
Маск собрал бабла и первым делом почему-то поменял технические параметры батареек – сообщив, что версии на 7 и 10 киловатт будут с разным количеством циклов зарядки, в частности “у младшей модели будет около 500 циклов”. Что такое около 500 циклов? Это значит, что переделав всю систему электроснабжения в доме, вы через полгода, а то и меньше, будете вынуждены покупать новую батарею.
500 циклов – это очевидные самые дешёвые китайские 18650е элементы, которые в плане химии не LiFePo4, а обычные LiFe, их на скутере (у которого 1-2 цикла в день, т.е. на нём ездишь куда-то разово и ставишь на ночь на зарядку, всё просто) убить можно за полгода штатной эксплуатации.
Народ удивился, но продолжил ждать. Ведь вот-вот батарейку на стену можно будет повесить и она тебе будет деньги приносить – так в рекламе. Пассивный доход для успешных людей, которые вовремя вписались в тему и поняли схему – не жизнь, а сладкий хлеб, ммм….
Прошли “несколько месяцев” после даты анонса (апреля 2015). Наступил 2016й. Тишина. Зарегистрировавшимся пишут письма о том, что вот-вот в округе рядом с ними появится местный авторизованный дилер, который начнёт установки. Вот-вот.
Батарейки должны производиться на специальной Гигафабрике, которая ещё только строится. Пока не построится – мощностей для производства у Теслы нет, у неё есть сборочный цех во Фремонте (ранее это цех Тойоты). Тесле явно надо у кого-то заказывать эти Powerwall и поставлять, выдавая за “созданное и произведённое нами”.
В 2016м году репортёр, используя дрон для видеосъёмки, делает панораму Гигафабрики, на которой должны были “производиться” батарейки Powerwall. Результат удручает – то, что должно было производить “через несколько месяцев после апреля 2015, а деньги можно сдавать уже сейчас”, ещё даже не полностью обзавелось крышей. Освоены дотации государства и деньги инвесторов – но ни оборудования в цехах, ни даже законченной “коробки”. Равно как и почему-то нет вездесущих и глядящих с каждой презентации Илона Маска солнечных батарей, нарисованных на рекламных плакатах Гигафабрики. И вообще всё как-то выглядит безжизненно. И это февраль 2016го, да.
На фоне этого начинаются другие интересные вопросы: Study: A Tesla Powerwall pays for itself after nearly 40 years.
Выясняется, что в некоем сценарии “обычного потребления” вся экономия от батарейки, обслуживающей весь дом, составит около 53 центов США в сутки.
Как понятно, многотысячные затраты в таких раскладах не окупить никогда – одна только батарейка будет 3.5 тысячи долларов, а рекомендованный и сертифицированный инвертор SE7600A-USS от SolarEdge’s StorEdge (по чудесному совпадению инвертор для Powerwall производит фирма брата Маска) будет стоить ещё 3.5 тысячи долларов, плюс к нему надо докупать “переходники” SolarEdge Power Optimizers. Даже если предположить что вся переделка электросети дома бесплатна, монтаж батареи бесплатен, солнечные батареи и/или ветряк бесплатны, обслуживание всего этого бесплатно, то по 53 цента окупать 7 тысяч долларов можно примерно 14 тысяч дней – ну, если нулевой износ, не падает эффективность батареи, ничего не ломается, охлаждение батареи берётся из космоса, потери мощности на конвертации нулевые, а так-то и поболее. И это – если разница между дневным и ночным тарифом – в почти 5 раз. А если меньше?
Этот идиотизм “наша система экономит деньги и электричество – поэтому давайте для примера, чтобы подчеркнуть возможную экономию, увеличим объём потребления электричества, тогда мы будем больше экономить”, кстати, абсолютно привычен на уровне рефлексов у типового потребителя – ему уже объяснили, что чем больше тратишь по карте, тем больше скидка, и он уже к этому привык – так что не смейтесь, это уже не идиотизм, это уже бытовуха.
Ситуация накаляется, люди спрашивают “Ну и где наша батарейка?”, и тут Энди Таккер берёт билет на поезд, снимает котелок, достаёт из саквояжа парик, переодевается, и… но у нас не О.Генри, у нас 2016й год, и всё ещё круче.
Отсечка от кассы
Маск заявляет, что батареи Powerwall ослепительно удачны настолько, что все раскуплены – что ж, тем, кто сдавал деньги на первую версию, надо просто дождаться второй, которая будет в августе! Вам повезло, друзья!
Народ начинает тихо офигевать. Народ смотрит на фотки не построенного завода, на котором в прошлом году им должны были произвести батареи. Народ интересуется, а кто из заказавших получил? Народ задумывается, как так получается, что все записались в очередь, и всё как-то незаметно прошло мимо. Народ интересуется, а как так всё это вышло, если сертифицированных партнёров по установке Powerwall, чтобы с историей успешных инсталляций, не найти. Народ ищет в Интернете отзывы использовавших Powerwall – ну прикиньте, нету их, отзывов. Как так-то? Всё это отметается со смехом “Увидите, всё будет ещё класснее, мы динамичная компания!”.
Тесла, в общем, заявляет, что была поставлена некая партия Powerwall, неким секретным испытателям, которые изумились от гениальности и мудрости решения, но так тихо изумились, что ни-че-го, тишина, и ждите новую версию.
В письме акционерам же Тесла прокалывается, что было поставлено “около 2500” Powerwall, притом – вы офигеете! – поставлены они другой компании Илона Маска, SolarCity, для пилотного проекта в Калифорнии, на 500 домов, финансируемого из бюджета штата. Удивительная схожесть ситуации с успешным переводом острова Тау на электричество, правда? Тайный успешный проект с закрытыми параметрами и бюджетом, и за гос.счёт.
Получается, что производства батарей нет, оно физически ещё не создано. Все сроки профуканы. Видимо, заявленные технические параметры достигнуть не удаётся.
Делается следующий шаг – батареи заказываются на стороне (возможно, в Китае), вручную собираются в виде небольшой партии в США и одна компания Маска продаёт их другой компании Маска – с нулевой утечкой наружу информации о фактических характеристиках и данных об эксплуатации. Всё это в рамках освоения гос.средств богатого штата Калифорния, т.е. коммерческая сторона вопроса, всякая там окупаемость и прочее – отсутствует как класс, даже цена контракта неизвестна. И результат – “да, мы успешно сделали батареи, мы победили, у нас всё хорошо, ждите вторую версию”. И таки вы скажете, что Маск плохой шоумен? Ой вей.
С момента анонса и “через несколько месяцев мы изменим мир” прошло два года. Ситуация не изменилась – завод “вот-вот построится”, батареи записавшимся и сдавшим деньги “вот-вот” начнут поставлять. Двое моих знакомых, проживающих в Калифорнии, и заказавшие себе Powerwall, на день этой публикации получили от Tesla только письмо с рекламой второй версии батареи.
Назойливый покупатель приехал за чудом, а чудо, оказывается, ещё не изобрели
На фоне происходят мелкие чудеса.
Таинственно испаряющаяся батарейка
Тихо и незаметно на сайте Теслы от изначальных двух версий, на 7 и 10 киловатт-часов, осталась одна – поменьше. Десятикиловаттную батарейку с сайта тихо удалили, а батарейка на 7 стала батарейкой на 6,4. Такие действия, как понятно, ещё больше воодушевили внёсших предоплату больше года назад клиентов.
Ситуация с Powerwall 2.0, кстати, начинает повторять другие “успехи” Маска – знакомый почерк а-ля “вовсе-то мы не обделались, давайте всё сотрём, задним числом поправим, подкупим кого надо” проглядывается и здесь. Ранее объявлялось о том, что вторая версия батарейки, Powerwall 2.0, будет доступна с июля 2016 – на август 2016го года на сайте Теслы даже упоминаний о ней нет. А в анонсе уже поправлено задним числом, что будет она не в июле, а в июле-августе. И при всём этом параллельно объявляется о том, что непостроенная Gigafactory уже выпускает новые батареи, и они уже продаются. Чудеса.
Бодрые репортажи о Гигафабрике (а кто не делает бодрые, или фоткает с неудачных ракурсов, того охрана по личному распоряжению Маска дубасит и разбивает технику) идут, продукции нет. Фактическая готовность гигафабрики выдаётся фразой о том, что “батареи начнут сходить с конвейера уже в следующем году”.
Т.е. анонсированный Powerwall (те обе партии, которые пошли под перепродажу предприятию родственника Маска, SolarCity) делался в неназванном месте под заказ, и заказать их с сайта, по сути, невозможно – можно лишь оставить заявку.
Несмотря на враньё Маска в апреле 2015 года про “через несколько месяцев каждый сможет спокойно купить”, обычный человек может только разместить заказ на сайте, и ему будут регулярно писать “скоро всё будет”.
Проект откровенно “не пошёл”, никакого переворота в энергетике не просто нет – тупо нет даже минимального сбыта. Отсюда придумывание про “на самом деле Powerwall сверхудачны, их все разобрали, и мы вторую версию батареи готовим – и вот тогда-то всё будет зашибись”. Это подтверждается официально – единственная точка производства Powerwall начнёт что-то делать, по оптимистичным прикидкам, в 2017м году – а текущее “открытие фабрики” – для прессы, фактический выпуск продукции не начнётся.
Сентябрь 2016 – и тишина
Сентябрь 2016 года принёс дополнительные перемоги.
Некто И.Маск обещал к концу лета 2016:
1. Открыть и запустить производство на заводе Gigafactory.
2. Представить там второе поколение настенных батареек Powerwall, “таких же суперуспешных, как и секретные успешные первые Powerwall, которыми весь мир тайно уже завален”. (в мае у них оставалось few weeks)
Сентябрь уже прошёл, на сайте Теслы при этом ничего не поменялось (см.
Анонсов нет, новостей нет. Powerwall 2.0 нет. Про завод – тишина, а разовые сообщения о поставках Powerwall почему-то упоминают в качестве точки отгрузки автомобильный завод Теслы.
Люди, записавшиеся в апреле 2015 в очередь на Волшебную Батарейку За Три Тыщи Баксов Генерящую Пассивный Доход всё ждут, поставок-то по сути нет, есть некие единичные показательные инсталляции.
А пока люди ждут – происходит чудо. Предсказанное мной более года назад. Например, “батарейка за три тыщи долларов, генерящая прибыль”, превращается в комплект без солнечных панелей и монтажа, как минимум за 8.500 Евро, в Германии.
Или даже круче – от 17.900 евро за комплект (батарейка+инвертор+установка) в Австрии (ссылка ведёт на вебархив, в оригинале страница уже удалена – потому что Тесла задним числом отменила Powerwall на 10 киловатт, оставив только вариант на 6.5, но с той же ценой).
Внезапно, всё то, что предсказывали большевики – что цена за саму батарейку – это не то, что заплатит клиент – он заплатит и за батарейку, и за установку, и за обслуживание, и за модернизацию домашней силовой сети, и за инвертор – так и оказалось.
И все расчёты “итак, возьмём минимальную цену батарейки, допустим, что она не изнашивается, и возьмём космическую разницу в цене между ночным и дневным электричеством” оказались тем, чем и предполагалось. Дети-фантазёры, мечтающие “Куплю, повешу на стенку, и она мне денежки зарабатывает за просто так” теперь ходят обиженными.
Октябрь 2016го усугубил перемогу. В очередной новости о Тесле подтвердилось, что своего производства батарей для Теслы не только нет сейчас, но и не планируется:
Пассивный заработок на бесплатном электричестве - ну что, кликнешь, или побоишься нарушить правила?
Настенная батарейка, которая “экономит”, а то и “генерит” электричество – пожалуй, самый лучший детектор “техногиков”-гуманитариев. Я до её появления всё думал – вот для кого этот спам рассылают, типа “экономайзер электричества! просто воткни в прикуриватель!”? Оказывается, типовой потребитель такой чуши – тот самый “продвинутый техногик, фанатик новых технологий”, не осиливший школьную физику, завсегдатай “гиковских ресурсов”.
Буратино, как известно, никто не простреливал колено, чтобы он закопал свои сольдо на поле Чудес – ему просто объяснили, что пассивный заработок от сольдо гарантирован. Здесь примерно та же история.
Анонс батарейки Powerwall
В мае 2015го Маск провёл презентацию настенной батарейки Powerwall.
Суть идеи проста – на стену вешается здоровый бесперебойник, через который запитывается весь дом. К бесперебойнику добавляются генерирующие мощности – обязательно экологически чистые, поэтому или ветряк, или солнечные батареи. Они его постоянно подзаряжают, а он хитро следит за потребителями, и когда надо – подпитывается от общей сети, а когда нет – копит мощность. Может даже продавать электричество назад в общую сеть. В принципе т.е. может, да. Может покупать электричество, когда оно подешевле, например ночью.
Презентация произвела фурор у жадных инфантильных пожилых детей из офисных кубиклов. Столько “Ну вот теперь Газпрому капец” не было даже тогда, когда ему реально мог бы быть капец.
Что же по факту?
Задумка с настенной батарейкой – это дополнительная монетизация отработавших батарей. В батарейном модуле автомашины Тесла Model S и Model X куча элементов 18650, и они по разному вырабатывают свой ресурс. Поэтому имеет смысл как-то разукомплектовывать эти блоки и куда-то девать батарейки, к примеру, половинной ёмкости (которые потеряли после стандартных 2500 циклов свои 20%, а потом ещё 20%, например).
Так как Тесла батарейки не производит, то это возможность откуда-то взять много дешевых “почти работающих” элементов 18650 – ёмкость которых для машины уже не очень, а для настенной батарейки – ОК.
В рекламе рассказывалось про то, что будет производиться два варианта батарейки Powerwall – на 7 киловатт*часов и на 10, ценой в 3 и 3.5 тысячи долларов США. Цены, кстати, как обычно для Маска анонсировались теоретические – т.е. “в принципе за столько мы собираемся отпускать их с завода в минимальной комплектации”, плюс с учётом всевозможных налоговых льгот и локальных скидочных программ – к примеру, в Калифорнии на батарейки распространяется дотация по Self-Generation Incentive Program (SGIP). То есть реально купить рабочее изделие с нужными дополнительными компонентами, монтажом и прочим за эти деньги невозможно в принципе.
Батарейка должна была уметь отдавать 2 киловатта постоянно, с разовыми пиками до 3.3 киловатт.
Для заманухи и рекламы “комплексной инфраструктуры Теслы для успешных людей” использовалась картинка “Красивая Тесла красиво заряжается от настенной батарейки, всё такое белое и технологичное” – впрочем, как зарядить машину, у которой у аккумулятора 85 киловатт*часов от батарейки, в которой 7 или 10 – загадка, которая не дождалась своего исследователя.
Машина на 85 киловатт-часов заряжается от одной батарейки на 7 киловатт-часов. Чтобы за угол заехать и застрелиться, наверно
Для иллюстрации выгоды демонстрировались, понятное дело, таблички вида “Вот сколько стоит самое дорогое электричество, а вот сколько самое дешёвое ночью, вы только представьте…” и прочая мишура, которую век назад описали Ильф и Петров в бессмертном “Граждане Нью-Васюков ничего не будут тратить! Они будут по-лу-чать!”. Притом брались, безусловно, сверхэкзотические условия вида “самое дорогое электричество на планете, плюс батарейка обходится за номинальную стоимость, плюс нулевая стоимость установки и обслуживания, плюс ночью самое дешёвое электричество в другой точке планеты, и вот батарейка сама покупает и продаёт”.
Что ж, сразу же после анонса (в котором было обещано начать поставки уже через несколько месяцев), изучив технические характеристики, было выяснено следующее – вся декларируемая схема и финансовая составляющая банально выдумана.
Разберём, почему.
Грустная реальность потребляемого электричества
Указанные технические параметры – что ёмкость, что – особенно! – отдаваемая мощность, не дают никакой возможности эксплуатировать батарейку так, как указано в рекламе.
В самом деле, если предположить, что в квартире живёт хипстер с ноутбуком, то такой мощности вполне хватит на ноутбук, модем, лампочку и можно будет иногда включать микроволновку.
Но этот вариант не подойдёт, ведь в квартире батарейку вешать смысла нет, т.к. негде поставить генерирующую мощность, поэтому целевая аудитория – это априори обладатели коттеджей.
А там сразу же другой список потребителей – это всякие насосы для воды, камеры слежения, внешнее и внутреннее освещение, бытовая техника (холодильник, стиральная машина, плита, куча мелочи типа чайника, которая, однако, кушает-то по 1.5-2 киловатта), а также кондиционеры, возможно тёплый пол и обогреватели, ну и развлекательная часть из компьютеров-телевизоров-аудиосистем. Всё это по сумме в 2 киловатта никак не влезет, и в пиковые-разовые 3 – тоже.
Если же вешать несколько батарей, то это линейно увеличивает стоимость, а также возникают другие вопросы.
Например, вопрос безопасности – как литиевые батареи прекрасно горят-детонируют при повреждении, вы можете увидеть на ютубе – и прикинуть, как грохнет блок батарей метрового размера и весом в центнер (для детонации достаточно разгерметизации – т.е. например с другой стороны стены кто-то будет неосторожно сверлить).
Следовательно, батарею надо поместить в безопасное помещение, с хорошей вентиляцией (т.е. плюс кондиционер, плюс занятая площадь, плюс расходы). Далее, на её монтаж нужно разрешение собственника (в ипотечном доме, к примеру, такое опасное оборудование размещать не каждый согласится – а кто согласится, тот увеличит стоимость страховки, чтобы покрыть новый потенциальный риск).
Сам по себе монтаж, кстати, отдельная тема – по сути надо переделать всю сеть дома, чтобы все розетки и фиксированных потребителей завести на батарею (или батарейный блок), а также добавить защиту (УЗО те же) и смонтировать новую схему с двумя вводами (от общей сети и от генерирующей мощности). Эту операцию, судя по информации на сайте Теслы, должны были делать некие партнёры – как понятно, в результате цена всего этого от 3 тысяч долларов уходит очень далеко.
Также совершенно не учитывались потери на инверторе – для многих верующих в Маска было откровением, что в розетке-то ток переменный, а в батарейке – нет – и что нужно специальное устройство, которое будет делать это преобразование. И что у этого устройства свой КПД – и не особо хороший (вы можете для примера посмотреть блоки питания для компьютеров – там за блок питания с КПД 80+ или 90+ надо будет заплатить в разы больше, чем за обычный). И у батарейки есть КПД – то есть на каждой зарядке-разрядке от общей сети идёт двойная потеря – на преобразование тока и на зарядку-разрядку батареи с не-100%м КПД. И всё это греется, и это надо охлаждать – и на это тоже расход мощности.
Чтобы были понятны вопросы про КПД (а то многие предполагают, что во всём американском и технологичном оное 100, а то и более процентов), напомню, что в пресс-релизе настенной батарейки Powerwall указан КПД в 92.5% у “round-trip DC efficiency”. То есть это без потерь на перевод постоянных 350-450V в переменные 220. Что в сухом остатке при декларируемой постоянной отдаче в 3.3 киловатта будет выражаться где-то в 250 ваттах, уходящих в виде тепла наружу. Немудрено, что в батарее используется жидкостное охлаждение, которое надо запитывать от отдельного источника питания – всё ж греться будет она прилично. И да, эти 7.5% потерь на зарядке-разрядке вы можете вычитать из декларируемой ёмкости-мощности. Всё это греется, теряет мощность на каждом преобразовании, но в рекламе рассказывается про теоретический пиковый максимум, измеряемый на клеммах батареи.
Вся эта логика наталкивается на железобетонное
и прочее“Маск анонсировал, он гейний, у него всё получится, я в него верую, а физику вашу совковую серьёзно не воспринимаю – тут про американский хайтех, там всё уже давно на лазерах”.
Эту “логику” немножко опускает сам Маск, который через месяц с небольшим после анонса заявляет про то, что батарейки будут отдавать до 5 киловатт постоянно и 7 в пике – то есть фактически удваивает их мощность. Что как бы сразу ставит крест на “у них же всё просчитано, иначе бы не анонсировали, у них уже всё производится” – если параметры продукта можно поменять в 2 раза через месяц после анонса, это значит, что при проектировании допущены серьёзные просчёты. И что конструкцию батареи надо менять, т.к. то же тепловыделение, необходимое к отводу, линейно выросло, и система охлаждения нужна другая.“У Теслы миллиарды, поэтому раз они анонсировали, то всё просчитали идеально – теперь просто сидим да посмеиваемся, смотрим на то, как мировая экономика меняется”.
Впрочем, всё это имеет смысл обсуждать тогда, когда продукт есть. А на момент анонса его, как это принято у Маска, нет.
В сухом остатке выходит, что батарея применима только для некоторого подмножества обладателей личного жилья, да и то – не в единичном числе, а в некоем массиве батарей. Одной батареи на затраты даже небольшого дома – никак не хватит.
Гарантия на батарейку
Добивает всё интересная ситуация с гарантией – на батарейку идёт гарантия 10 лет, но именно на батарейку как устройство, а не на батарейные модули.
То есть реальный ресурс в плане количества циклов зарядки-разрядки не указывается (так как это те же элементы, что и в Model S, то можно предположить о 2500 циклах), и от прямых вопросов про это Tesla уклоняется. Это и понятно – ведь внутри батареи б/у модули 18650 из автомобиля, их реальный “оставшийся” ресурс в циклах непонятен, и сами эти батареи под гарантию не подпадают.
Это стандартная схема – когда покупаете, например, телевизор, вместе с ним получаете пульт – но никто ж не говорит, что замена батареек в пульте во время действия гарантии на телевизор – бесплатна.
В результате потенциальный клиент попадает на неназываемые в рекламе, но существующие, расходы на замену батарейных элементов. Которая [замена], безусловно, будет недешёвой, плюс достаточно быстрой – ведь цикл зарядки-разрядки считается не до “полного” состояния, а по факту переключения.
В отличии от батареек внутри автомобиля Model S, у которого чередование зарядки и разрядки вполне чёткое, у батареек в “домашнем UPS”, в который запитана вся бытовая техника, ситуация гораздо хуже – любое включение “серьёзной” нагрузки, в роли которой может выступить что стиральная машина, что чайник, сразу переключает режим с “подзаряжаюсь” на “отдаю”. А это цикл, это расход аккумулятора. Чистая химия – чем быстрее и чаще мотаешь “туда-сюда” в плане режимов, тем быстрее у батарейки бегут необратимые процессы.
Генерирующая мощность
Генерирующая мощность с нужными параметрами стоит денег, нуждается в обслуживании, а также в грамотном монтаже.
Чтобы нормально запитать батарейку надо будет иметь внушительную площадь солнечных батарей, либо ветряк с лопастями метра по 4 минимум – и всё это нуждается в месте на участке (такой ветряк на дом поставить из-за вибрации будет проблематично), и опять платить, платить, платить. Всё по заветам духовного отца И.Маска – тов.Мавроди – лох должен платить.
Суммарный итог по сумме прост – если заявленные технические характеристики верны, то эксплуатировать такое можно только в загородном доме, притом надо будет несколько батарей, в отдельном помещении, надо будет заказать переделку всей электросети дома, плюс установку-монтаж ветряка или солнечных панелей, плюс инвертор (и всё это должно проводиться сертифицированными и авторизованными дилерами, и оборудование – тот же инвертор – должен быть совместим с Powerwall), и в результате суммарное потребление, в общем-то, только вырастет – ведь в сети появится новая нагрузка в виде батареи, которая будет разряжаться-заряжаться с не-100%м КПД, а, следовательно, тратить.
Шок и ужас для “техногиков”-гуманитариев – батарейка-то – это тоже нагрузка в цепи, вот ведь. Подлая и гадкая физика опять мешает розовым эльфийским мечтам и пони.
Общая сумма всего этого мероприятия по “внедрю-ка в доме у себя экономную батарейку” будет не 3 тысячи долларов, а где-то раз в 10 больше, плюс появится плата за поддержку (замена элементов батареи, обслуживание ветряка). Окупить всё это на разнице в копейки на дневном-ночном киловатте возможно за такое время, которое делает бессмысленным всё мероприятие.
Есть, конечно, дикий вариант – усилить потребление электричества, чтобы ускорить потребление киловатт и тогда появится “окупаемость”, но ведь ускорится и износ батареи – про который производитель тактично умалчивает, хотя это интереснейший пункт. А ещё и вопросы безопасности – такую штуку в многоквартирном доме не смонтируешь без согласия соседей (кто ж захочет, чтобы с другой стороны стены была такая бомба?), а в частном – без увеличения стоимости страховки.
Когда всё это было опубликовано (я сделал развёрнутый постинг примерно с таким же текстом), в качестве комментариев были лишь слёзы:
Это и логично – сказать-то нечего по существу. Более того, никак не удавалось привести пример сценария, в котором эта мегабатарея вообще окупается в принципе. То есть если, например, мы предполагаем, что это большой дом с участком – “там легко поместятся на крыше солнечные батареи, плюс там всегда солнце”, то в этом явно экваториальном или тропическом месте появится крупная статья затрат на кондиционирование, т.е. чем больше дом, тем больше затраты на электричество для обслуживающих его систем. Если дом мелкий – там такое потребление, что на разнице в цене за киловатт окупаться надо будет век.“Маск гений, у него всё получится – жаль, что я не могу сдать деньги на эту батарею в этой стране, впрочем благодаря Маску через полгода никакого Газпрома и рашки не будет, тогда такие батареи нам будут дарить улыбающиеся американские солдаты”.
Далее, после анонса, начались интересности.
Призрачная батарейка
Лохи наперегонки побежали заказывать, гордясь “вот я скоро приобщусь к элитарному электричеству… в батарейку входит такое вот обычное электричество, а выходит такое вот престижное, с закруглёнными уголками, для успешных людей, которые этого достойны”.
Маск собрал бабла и первым делом почему-то поменял технические параметры батареек – сообщив, что версии на 7 и 10 киловатт будут с разным количеством циклов зарядки, в частности “у младшей модели будет около 500 циклов”. Что такое около 500 циклов? Это значит, что переделав всю систему электроснабжения в доме, вы через полгода, а то и меньше, будете вынуждены покупать новую батарею.
500 циклов – это очевидные самые дешёвые китайские 18650е элементы, которые в плане химии не LiFePo4, а обычные LiFe, их на скутере (у которого 1-2 цикла в день, т.е. на нём ездишь куда-то разово и ставишь на ночь на зарядку, всё просто) убить можно за полгода штатной эксплуатации.
Народ удивился, но продолжил ждать. Ведь вот-вот батарейку на стену можно будет повесить и она тебе будет деньги приносить – так в рекламе. Пассивный доход для успешных людей, которые вовремя вписались в тему и поняли схему – не жизнь, а сладкий хлеб, ммм….
Прошли “несколько месяцев” после даты анонса (апреля 2015). Наступил 2016й. Тишина. Зарегистрировавшимся пишут письма о том, что вот-вот в округе рядом с ними появится местный авторизованный дилер, который начнёт установки. Вот-вот.
Батарейки должны производиться на специальной Гигафабрике, которая ещё только строится. Пока не построится – мощностей для производства у Теслы нет, у неё есть сборочный цех во Фремонте (ранее это цех Тойоты). Тесле явно надо у кого-то заказывать эти Powerwall и поставлять, выдавая за “созданное и произведённое нами”.
В 2016м году репортёр, используя дрон для видеосъёмки, делает панораму Гигафабрики, на которой должны были “производиться” батарейки Powerwall. Результат удручает – то, что должно было производить “через несколько месяцев после апреля 2015, а деньги можно сдавать уже сейчас”, ещё даже не полностью обзавелось крышей. Освоены дотации государства и деньги инвесторов – но ни оборудования в цехах, ни даже законченной “коробки”. Равно как и почему-то нет вездесущих и глядящих с каждой презентации Илона Маска солнечных батарей, нарисованных на рекламных плакатах Гигафабрики. И вообще всё как-то выглядит безжизненно. И это февраль 2016го, да.
На фоне этого начинаются другие интересные вопросы: Study: A Tesla Powerwall pays for itself after nearly 40 years.
Выясняется, что в некоем сценарии “обычного потребления” вся экономия от батарейки, обслуживающей весь дом, составит около 53 центов США в сутки.
Как понятно, многотысячные затраты в таких раскладах не окупить никогда – одна только батарейка будет 3.5 тысячи долларов, а рекомендованный и сертифицированный инвертор SE7600A-USS от SolarEdge’s StorEdge (по чудесному совпадению инвертор для Powerwall производит фирма брата Маска) будет стоить ещё 3.5 тысячи долларов, плюс к нему надо докупать “переходники” SolarEdge Power Optimizers. Даже если предположить что вся переделка электросети дома бесплатна, монтаж батареи бесплатен, солнечные батареи и/или ветряк бесплатны, обслуживание всего этого бесплатно, то по 53 цента окупать 7 тысяч долларов можно примерно 14 тысяч дней – ну, если нулевой износ, не падает эффективность батареи, ничего не ломается, охлаждение батареи берётся из космоса, потери мощности на конвертации нулевые, а так-то и поболее. И это – если разница между дневным и ночным тарифом – в почти 5 раз. А если меньше?
Этот идиотизм “наша система экономит деньги и электричество – поэтому давайте для примера, чтобы подчеркнуть возможную экономию, увеличим объём потребления электричества, тогда мы будем больше экономить”, кстати, абсолютно привычен на уровне рефлексов у типового потребителя – ему уже объяснили, что чем больше тратишь по карте, тем больше скидка, и он уже к этому привык – так что не смейтесь, это уже не идиотизм, это уже бытовуха.
Ситуация накаляется, люди спрашивают “Ну и где наша батарейка?”, и тут Энди Таккер берёт билет на поезд, снимает котелок, достаёт из саквояжа парик, переодевается, и… но у нас не О.Генри, у нас 2016й год, и всё ещё круче.
Отсечка от кассы
Маск заявляет, что батареи Powerwall ослепительно удачны настолько, что все раскуплены – что ж, тем, кто сдавал деньги на первую версию, надо просто дождаться второй, которая будет в августе! Вам повезло, друзья!
Народ начинает тихо офигевать. Народ смотрит на фотки не построенного завода, на котором в прошлом году им должны были произвести батареи. Народ интересуется, а кто из заказавших получил? Народ задумывается, как так получается, что все записались в очередь, и всё как-то незаметно прошло мимо. Народ интересуется, а как так всё это вышло, если сертифицированных партнёров по установке Powerwall, чтобы с историей успешных инсталляций, не найти. Народ ищет в Интернете отзывы использовавших Powerwall – ну прикиньте, нету их, отзывов. Как так-то? Всё это отметается со смехом “Увидите, всё будет ещё класснее, мы динамичная компания!”.
Тесла, в общем, заявляет, что была поставлена некая партия Powerwall, неким секретным испытателям, которые изумились от гениальности и мудрости решения, но так тихо изумились, что ни-че-го, тишина, и ждите новую версию.
В письме акционерам же Тесла прокалывается, что было поставлено “около 2500” Powerwall, притом – вы офигеете! – поставлены они другой компании Илона Маска, SolarCity, для пилотного проекта в Калифорнии, на 500 домов, финансируемого из бюджета штата. Удивительная схожесть ситуации с успешным переводом острова Тау на электричество, правда? Тайный успешный проект с закрытыми параметрами и бюджетом, и за гос.счёт.
Получается, что производства батарей нет, оно физически ещё не создано. Все сроки профуканы. Видимо, заявленные технические параметры достигнуть не удаётся.
Делается следующий шаг – батареи заказываются на стороне (возможно, в Китае), вручную собираются в виде небольшой партии в США и одна компания Маска продаёт их другой компании Маска – с нулевой утечкой наружу информации о фактических характеристиках и данных об эксплуатации. Всё это в рамках освоения гос.средств богатого штата Калифорния, т.е. коммерческая сторона вопроса, всякая там окупаемость и прочее – отсутствует как класс, даже цена контракта неизвестна. И результат – “да, мы успешно сделали батареи, мы победили, у нас всё хорошо, ждите вторую версию”. И таки вы скажете, что Маск плохой шоумен? Ой вей.
С момента анонса и “через несколько месяцев мы изменим мир” прошло два года. Ситуация не изменилась – завод “вот-вот построится”, батареи записавшимся и сдавшим деньги “вот-вот” начнут поставлять. Двое моих знакомых, проживающих в Калифорнии, и заказавшие себе Powerwall, на день этой публикации получили от Tesla только письмо с рекламой второй версии батареи.
Назойливый покупатель приехал за чудом, а чудо, оказывается, ещё не изобрели
На фоне происходят мелкие чудеса.
Таинственно испаряющаяся батарейка
Тихо и незаметно на сайте Теслы от изначальных двух версий, на 7 и 10 киловатт-часов, осталась одна – поменьше. Десятикиловаттную батарейку с сайта тихо удалили, а батарейка на 7 стала батарейкой на 6,4. Такие действия, как понятно, ещё больше воодушевили внёсших предоплату больше года назад клиентов.
Ситуация с Powerwall 2.0, кстати, начинает повторять другие “успехи” Маска – знакомый почерк а-ля “вовсе-то мы не обделались, давайте всё сотрём, задним числом поправим, подкупим кого надо” проглядывается и здесь. Ранее объявлялось о том, что вторая версия батарейки, Powerwall 2.0, будет доступна с июля 2016 – на август 2016го года на сайте Теслы даже упоминаний о ней нет. А в анонсе уже поправлено задним числом, что будет она не в июле, а в июле-августе. И при всём этом параллельно объявляется о том, что непостроенная Gigafactory уже выпускает новые батареи, и они уже продаются. Чудеса.
Бодрые репортажи о Гигафабрике (а кто не делает бодрые, или фоткает с неудачных ракурсов, того охрана по личному распоряжению Маска дубасит и разбивает технику) идут, продукции нет. Фактическая готовность гигафабрики выдаётся фразой о том, что “батареи начнут сходить с конвейера уже в следующем году”.
Т.е. анонсированный Powerwall (те обе партии, которые пошли под перепродажу предприятию родственника Маска, SolarCity) делался в неназванном месте под заказ, и заказать их с сайта, по сути, невозможно – можно лишь оставить заявку.
Несмотря на враньё Маска в апреле 2015 года про “через несколько месяцев каждый сможет спокойно купить”, обычный человек может только разместить заказ на сайте, и ему будут регулярно писать “скоро всё будет”.
Проект откровенно “не пошёл”, никакого переворота в энергетике не просто нет – тупо нет даже минимального сбыта. Отсюда придумывание про “на самом деле Powerwall сверхудачны, их все разобрали, и мы вторую версию батареи готовим – и вот тогда-то всё будет зашибись”. Это подтверждается официально – единственная точка производства Powerwall начнёт что-то делать, по оптимистичным прикидкам, в 2017м году – а текущее “открытие фабрики” – для прессы, фактический выпуск продукции не начнётся.
Сентябрь 2016 – и тишина
Сентябрь 2016 года принёс дополнительные перемоги.
Некто И.Маск обещал к концу лета 2016:
1. Открыть и запустить производство на заводе Gigafactory.
2. Представить там второе поколение настенных батареек Powerwall, “таких же суперуспешных, как и секретные успешные первые Powerwall, которыми весь мир тайно уже завален”. (в мае у них оставалось few weeks)
Сентябрь уже прошёл, на сайте Теслы при этом ничего не поменялось (см.
Для просмотра скрытого содержимого вам нужно войти или зарегистрироваться.
).Анонсов нет, новостей нет. Powerwall 2.0 нет. Про завод – тишина, а разовые сообщения о поставках Powerwall почему-то упоминают в качестве точки отгрузки автомобильный завод Теслы.
Люди, записавшиеся в апреле 2015 в очередь на Волшебную Батарейку За Три Тыщи Баксов Генерящую Пассивный Доход всё ждут, поставок-то по сути нет, есть некие единичные показательные инсталляции.
А пока люди ждут – происходит чудо. Предсказанное мной более года назад. Например, “батарейка за три тыщи долларов, генерящая прибыль”, превращается в комплект без солнечных панелей и монтажа, как минимум за 8.500 Евро, в Германии.
Или даже круче – от 17.900 евро за комплект (батарейка+инвертор+установка) в Австрии (ссылка ведёт на вебархив, в оригинале страница уже удалена – потому что Тесла задним числом отменила Powerwall на 10 киловатт, оставив только вариант на 6.5, но с той же ценой).
Внезапно, всё то, что предсказывали большевики – что цена за саму батарейку – это не то, что заплатит клиент – он заплатит и за батарейку, и за установку, и за обслуживание, и за модернизацию домашней силовой сети, и за инвертор – так и оказалось.
И все расчёты “итак, возьмём минимальную цену батарейки, допустим, что она не изнашивается, и возьмём космическую разницу в цене между ночным и дневным электричеством” оказались тем, чем и предполагалось. Дети-фантазёры, мечтающие “Куплю, повешу на стенку, и она мне денежки зарабатывает за просто так” теперь ходят обиженными.
Октябрь 2016го усугубил перемогу. В очередной новости о Тесле подтвердилось, что своего производства батарей для Теслы не только нет сейчас, но и не планируется:
То есть открывали-открывали Гигафабрику, которая будет производить более половины всех аккумуляторов в мире, строили-строили-строили, фоткали-фоткали-фоткали, а в результате внезапненько так выясняется, что для новых Тесл аккумуляторы будут закупаться у Панасоника. Притом эксклюзивно. Про это есть подробнее в статье про Гигафабрику.Как известно, компания Panasonic уже выступает партнером Tesla в другом проекте. Японский производитель будет эксклюзивным поставщиком аккумуляторов для электромобилей Tesla Model 3.