Синектика | Первый творческий форум ЦРТП

Синектика

projector

Администратор
Регистрация
7 Дек 2015
Сообщения
259
Реакции
1529
Цель

Направить спонтанную творческую активность на исследование и преобразование заданной проблемы. Максимально растормозить мышление, уменьшить влияние психологической инерции, найти оригинальное решение задачи.

Суть

Cлово «синектика» означает соединение воедино различных, а порой даже очевидно несовместимых элементов.

Для поиска новых идей и нестандартных решений проблем используются аналогии, а поставленные задачи переносятся на уже готовые решения, имеющие место быть в каких-то других областях и сферах деятельности.

То есть фактически, мы работаем не с проблемой, а с ее аналогом в другой сфере и потом найденное решение переносим на реальность.

В противоположность мозговому штурму здесь целью является не количество альтернатив, а генерирование небольшого числа альтернатив (даже единственной альтернативы), разрешающей данную проблему.

Особое значение синектика придает аналогиям, порождаемым двигательными ощущениями. Предлагается, например, вообразить свое тело на месте совершенствуемого механизма, «почувствовать себя им».

В отличие от того же мозгового штурма это вполне управляемое обсуждение.

Часто оно проводится в присутствии заказчика (если идеи генерируют представители консалтинговой компании или рекламного агентства).

В этом случае клиент определяет желаемую цель, а руководитель направляет обсуждение. При этом сам клиент участвует в обсуждении на равных с рядовыми участниками.

Часто обсуждение начинается с доклада специалиста, информирующего какие шаги были уже предприняты в данном направлении, в чем возникли помехи и на какие ключевые вопросы хотелось бы найти решения.

Группой на основе полученной информации формируется список ключевых слов. И дальше начинается собственно сам процесс творчества.

По сути синектика включает в себя два базовых процесса:

1. Превращение незнакомого в знакомое.

Первое, что делает человек, которому предстоит решить проблему – пытается ее понять. Этот этап работы очень важен: он позволяет свести новую ситуацию к уже испытанным и известным. Человеческий организм в основе своей консервативен и потому любая странная вещь или понятие воспринимается им как угроза. Необходим анализ, который может подвести под эту странность определенную уже знакомую базу, дать объяснение в рамках привычной модели. Для начала работы над проблемой должны быть высказаны конкретные предположения, хотя в дальнейшем в процессе работы понимание проблемы будет меняться. Процесс превращения неизвестного в известное ведет за собой появление огромного разнообразия решений, но требование новизны – это, как правило, требование новой точки зрения, свежего взгляда на проблему. Большинство проблем не являются новыми. Смысл в том, чтобы сделать их новыми, создав тем самым потенциал для выхода на новые решения.

2. Превращение знакомого в незнакомое.

Превратить знакомое в незнакомое означает исказить, перевернуть, изменить повседневный взгляд и реакцию на вещи и события. В «известном мире» предметы всегда имеют свое определенное место. В то же время разные люди могут видеть один и тот же объект под различными точками зрения, неожиданными для других. Настаивать на рассмотрении известного как неизвестного – основа творчества.

Синектика выделяет четыре основных механизма превращения известного в неизвестное:

1. Прямая (реальная) аналогия.

Чаще всего это природные и технические аналогии. В этом случае участники обсуждения ищут в окружающем мире внешние, структурные или функциональные аналоги. Именно так была изобретена всем нам привычная застежка-липучка. Идея посетила Ж.Деместреля, когда он в очередной раз вытаскивал колючки репейника из шерсти своей собаки (кстати, всем привычная керамическая плитка «под мрамор» тоже ни что иное как прямая аналогия).

Широко известна эффективность переноса идей из биологии в инженерную практику. У природы запас идей практически неисчерпаем.

Фактически применение прямой аналогии – это свободный ассоциативный поиск в огромном внешнем мире, основанный на родстве выполняемых в различных областях жизни функций, процедур. Успешное использование механизма прямой аналогии обеспечивается разнообразием профессий и жизненного опыта членов группы.

2. Личная (телесная) аналогия.

Субъективная или личная аналогия предполагает представление себя рассматриваемым и совершенствуемым предметом (его частью или деталью). Она требует от разработчика способности перевоплотиться. Ведь для того, чтобы примерить на себе функции объекта, вжиться в роль неодухотворенного предмета, необходимо обладать ярким воображением. Как с юмором сформулировал когда-то С. Ривкин: «Если бы я был гайкой, в каком месте автомобиля субкомпактного класса я мог бы находиться?».

Главная задача личной аналогии — позволить рассмотреть такие нюансы изучаемой проблемы, которые в силу косности человеческого мышления не могут быть увидены и прочувствованы при помощи простых размышлений. При этом высказываемые аналогии могут быть абсолютно нелепыми. Здесь главное прочувствовать и заметить новые, не воспринимаемые до этого грани и аспекты, которые невозможно разглядеть, используя логические рассуждения.

В качестве примера можно использовать изобретателя, который представляет себе, как его собственное тело функционировало бы, если бы он мог, используя его, достичь поставленного результата. Что бы он чувствовал, если бы его руки, например, были крыльями или лопастями вертолёта? Или как повело бы себя его тело, если бы он был подъёмным краном?

3. Символическая (абстрактная) аналогия.

Здесь требуется парадоксальность мышления и хорошие вербальные навыки, ибо задача символической аналогии в том, чтобы обозначить обсуждаемый предмет или явление двумя словами, имеющими между собой явное противоречие. Примеры из классики: «живой труп», «человек в футляре», «без вины виноватая».

Для этого используются сравнения, аллегории, метафоры, где свойства чего-то одного отождествляются со свойствами другого. К примеру, «пространство вариантов», «острая проблема», «железное решение» и т.п.

4. Фантастическая (нереальная) аналогия.

Необходимо представить фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условиям задачи. Смысл этого приема заключается в том, что мысленное использование фантастических средств часто помогает обнаружить ложные или избыточные ограничения, которые мешают нахождению решения проблемы.

На этом этапе следует представлять себе объекты, предметы и рассматриваемые явления в отрыве от существующих физических законов и воображать их такими, какими хотели бы их видеть, невзирая на реальность. Например, любой момент вашей жизни сопровождается только вам слышной музыкой, которую вы сами можете выбирать. Или всегда, когда вы едете на машине, на вашем пути автоматически исчезают все препятствия и т.п.

Для успешного использования аналогий в решении творческих задач требуется наличие развитого креативного мышления, способность к фантазии и творческая раскованность.

Аналогии в определенной мере делают незнакомое знакомым, позволяя благодаря увиденному сходству решить проблему известным способом, и знакомое незнакомым, давая возможность взглянуть на проблему с неожиданной стороны, что может натолкнуть на новое оригинальное решение.

На основе выявлений аналогии с техническими объектами в другой области, с биологическими объектами, с объектами и явлениями неживой природы с помощью группы эвристических приемов осуществляется поиск новых идей и решений.

Это приводит к тому, что отдельное слово, наблюдение могут вызвать в сознании воспроизведение ранее пережитых мыслей, восприятия и «включить» богатую информацию прошлого опыта для решения поставленной задачи.

Процесс формирования группы синекторов включает в себя три фазы:

Первая — отбор членов группы. Используются специальные тесты, обращается внимание на наличие разнообразных знаний, общую эрудицию, достаточный уровень образования, опыт экспериментальной деятельности и гибкость мышления. Синекторами выбирают людей разных профессий и желательно с наличием двух несовместимых специальностей, например, врач-физик, экономист-инженер или музыкант-химик.

Вторая фаза формирования группы синекторов – их обучение. В России метод синектики не прижился (собственные учебные и методические разработки отсутствуют, а существующий мировой опыт за редким случаем игнорируется), однако на западе как небольшие компании, так крупные корпорации тратят немалые деньги на обучение своих специалистов в специальных заведениях. Например, в США подготовка синектических групп длится около года и состоит из очных и заочных сессий. Первые проводятся в учебных центрах, а дальше обучаемые проходят практику в своих компаниях, решая теоретические и реальные задачи.

Заключительная фаза — внедрение группы в реальную среду. Фирма, отдавшая своих специалистов на обучение или заказавшая готовый коллектив (это может быть разовое или регулярное сотрудничество) получает его на определенных условиях для работы над собственными проектами.

План действий

1 этап. Формулируется и уточняется «проблема как она дана». Особенностью этого этапа является то, что, как правило, никто из участников сессии, кроме руководителя, не посвящается в конкретные условия задачи. Считается, что преждевременное конкретное формулирование задачи затрудняет абстрагирование, не дает уйти от привычного хода мышления.

2 этап. Формулировка «проблемы как ее понимают». Рассматривают возможности превратить незнакомую и непривычную проблему в ряд более обычных задач. Каждый участник, включая экспертов, обязан найти и сформулировать одну из целей поставленной проблемы. По существу, на этом этапе проблема дробится на подпроблемы.

3 этап. Генерирование идей. Начинается экскурсия по различным областям техники, живой природы, психологии и т.п. для выяснения того, как аналогичные проблемы решаются в далеких от решаемой задачи областях. Используются аналогии.

4 этап. Перенос выявленных в процессе генерации идей на проблему «как она дана». Важным элементом является критическая оценка идей экспертами.

Заседания длятся несколько часов и составляют незначительную часть общего времени решения поставленной задачи. Остальное время синекторы изучают и обсуждают полученные результаты, консультируются со специалистами, экспериментируют, занимаются поиском лучших способов реализации решения.

В случае если аналогии приобретают слишком абстрактный характер, обсуждение проблемы переводится в более понятное для всех русло. А при появлении хоть одной перспективной идеи, её нужно развивать вплоть до того момента, когда она станет применима на практике.

Правила
  • —Рекомендуется, чтобы члены синектической группы (кроме ее руководителя) перед началом работы не знали сути рассматриваемой проблемы.
  • В синектике, в отличие от мозгового штурма, разрешена критика.
  • Запрещено обсуждать достоинства и недостатки членов группы.
  • Важно исключить любое давление внутри группы и создать максимально раскрепощенную обстановку.
  • Каждый имеет право прекратить работу без каких-либо объяснений при малейших признаках утомления.
  • Роль ведущего периодически переходит к другим членам группы.
  • Продолжительность сессии синектики – полный рабочий день в течение нескольких недель до решения проблемы.
Преимущества
  • —Применяется при исследовании технических и организационных проблем.
  • Позволяет найти неочевидные решения.
Недостатки
  • —Длительный срок освоения приемов синектики.
  • Большая продолжительность решения проблемы.
 

hizer

Креатор
Регистрация
24 Ноя 2016
Сообщения
124
Реакции
549
Часто своеобразные брэйнштормы себе устраиваю по поиску аналогий. Не знала, что синектикой занимаюсь, а не мозговым штурмом. Да еще, оказывается, 4 вида аналогий есть. Класс!
 
Сверху Снизу