Псевдотворчество – это оригинальничание, стремление выделиться любой ценой, новизна ради новизны. Это также отсутствие понимания конечного назначения проекта, непродуктивные и/или вредные результаты. Встретить псевдотворчество можно везде.
Скажем, вы идете в оперу послушать «Иоланту», настраиваясь на средневековые наряды и декорации - после трудного рабочего дня почему бы и не отдохнуть от надоевшей среды офиса. Но режиссер-«творец» уготовил Вам сюрприз – толпы персонажей, одетых в костюмы современных офисных клерков и развязные манеры столичной дискотеки. Спасибо, дорогой! Там же вы узнаете, что этот «новатор» поставил «Аиду» в костюмах СС. Говорят потрясно звучит ария Штирлица-Радомеса.
А как вам шедевр В. Ерофеева «Запах кала изо рта» – страницы, заполненные словом «Инсульт»!? Оригин-а-льно!!!
Слава богу, что во многих областях псевдотворцам очень трудно разгуляться. Автомобильный дизайнер может был бы и рад создать, скажем, нечто о пяти колесах и рулем на заднем сидении, да кто ж ему «дасть»! Он, бедолага, вынужден работать в тесных рамках инженерных, юридических и прочих норм. А архитектор – вот уж кто испытывает танталовы муки, вписывая свои изыски в различные нормы и законы.
За псевдотворчеством обычно не стоит какой-либо злой умысел. В рекламе многие талантливые дизайнеры тратят недели на то, чтобы... создать непроходимое нагромождение сложнейших графических вывертов. Они не виноваты – им просто никто не разъяснил смысла их работы.
Но часто, увы, за псевдотворчеством стоит воинствующее невежество, нежелание чему-то учиться, презрение к заказчику. И глупость.
Очень неплохо процесс рекламного псевдотворчества описан в романе Виктора Пелевина «Generation П».