Rokinrol
Модератор
- Регистрация
- 26 Ноя 2016
- Сообщения
- 307
- Реакции
- 1590
С самого начала истории человечества рядом с научным знанием шло знание антинаучное. До определенного момента это мало кого смущало, так как не особо понятно было, где истинное знание, а где ложное. Да и адекватных способов проверки, честно говоря, не существовало. Примерно в конце XIX века появляются критерии научности знания, близкие к тем, которые приняты научным сообществом на сегодняшний день. Проблема анти- и псевдонаучных знаний начала проявляться уже тогда, достигнув своего апогея в XXI веке. Всевозможные эзотерики, астрологи, провидцы, гомеопаты, ни разу не смогли доказать истинность своих теорий. Обманывая людей, то ли из корыстных побуждений (вы видели сколько стоит сеанс приема у мага?), то ли потому, что сами искренне верят в то, чем занимаются, они часто представляют угрозу жизни или психическому состоянию своих клиентов и приносят гораздо больше вреда, чем пользы.
Сегодня мы разберемся, как отличить научное знание от ненаучного, и истинное знание от ложного.
Критерии научности знания
1. Системность. Любая наука, это система знаний и взаимосвязанных между собой фактов. Из этой системы нельзя просто выкинуть факты или проигнорировать данные.
2. Наличие отработанного механизма для получения новых знаний. То есть существуют определенные методы, которые позволяют получать научное знание. Эти методы необходимо использовать точно и без изменений.
3. Теоретичность. Цель науки - получение знания ради самого знания, а не ради выгоды.
4. Рациональность.
5. Наличие экспериментального метода исследования.
Это основные и общепризнанные критерии, по которым оценивается научность знания. Существуют и другие интерпретации, но это, пожалуй, самая доходчивая. Пользуясь этими критериями легче отличить научное знание от лженаучного.
Критерий Поппера или принцип фальсифицируемости
"Критерий Поппера"- еще один критерий научности введенный ученым и философом Карлом Раймундом По́ппером в 1935 году для определения достоверности выдвигаемой теории. Если кратко, то критерий гласит, что теория научна (при соответствии основным критериям), если существует хотя бы потенциальная возможность ее опровергнуть.
Если мы возьмем идею о некотором объекте, например, о гигантском синем крокодиле по размеру большем, чем солнце, то мы можем задаться вопросом о существовании такого объекта во вселенной. Тогда у нас получится две теории. Первая гласит, что гигантского синего крокодила нет во всей вселенной, а вторая утверждает, что гигантский синий крокодил где-то во вселенной есть. С точки зрения принципа фальсифицируемости обе теории принципиально отличаются.
1) Теория, утверждающая что такого крокодила нет, естественным образом фальсифицируема. Для того, чтобы ее опровергнуть, просто требуется предоставить синего огромного крокодила. Таким образом, теория о том, что чего-то нет, всегда будет научной, ведь ее потенциально возможно опровергнуть.
2) У второй теории с принципом фальсифицируемости все намного хуже. Все эксперименты всегда ограничены как временными, так и материальными ресурсами. А если учитывать, что вселенная расширяется, и для человека является по сути бесконечной, то найти в ней огромного синего крокодила не представляется возможным, следовательно, теория о существовании чего-либо является ненаучной, так как не фальсифицируема. Следует уточнить, что теорию можно сфальсифицировать, только если будут указаны точные координаты и время нахождения объекта в пространстве, тогда теория станет научной.
Не стопроцентный результат
При использовании критерия Поппера выявляется некоторая проблема. Дело в том, что если мы говорим, что любую научную теорию можно опровергнуть, то следовательно, ученые не могут сказать со стопроцентной уверенностью, что какой либо факт верен на сто процентов, ведь тогда он потеряет критерий научности. Действительно, такой парадокс существует: любой реальный деятель науки никогда ничего не будет вам гарантировать на сто процентов, ведь это просто невозможно. Всегда есть вероятность ошибки. На сто процентов гарантировать вам будет что-то только шарлатан, чьи доводы и аргументы не выдерживают никакой проверки на научность.
Источник:
Сегодня мы разберемся, как отличить научное знание от ненаучного, и истинное знание от ложного.
Критерии научности знания
1. Системность. Любая наука, это система знаний и взаимосвязанных между собой фактов. Из этой системы нельзя просто выкинуть факты или проигнорировать данные.
2. Наличие отработанного механизма для получения новых знаний. То есть существуют определенные методы, которые позволяют получать научное знание. Эти методы необходимо использовать точно и без изменений.
3. Теоретичность. Цель науки - получение знания ради самого знания, а не ради выгоды.
4. Рациональность.
5. Наличие экспериментального метода исследования.
Это основные и общепризнанные критерии, по которым оценивается научность знания. Существуют и другие интерпретации, но это, пожалуй, самая доходчивая. Пользуясь этими критериями легче отличить научное знание от лженаучного.
Критерий Поппера или принцип фальсифицируемости
"Критерий Поппера"- еще один критерий научности введенный ученым и философом Карлом Раймундом По́ппером в 1935 году для определения достоверности выдвигаемой теории. Если кратко, то критерий гласит, что теория научна (при соответствии основным критериям), если существует хотя бы потенциальная возможность ее опровергнуть.
Примеры работы критерия фальсифицируемостиИначе говоря, согласно критерию Поппера, научная теория не может быть принципиально неопровержимой.
Если мы возьмем идею о некотором объекте, например, о гигантском синем крокодиле по размеру большем, чем солнце, то мы можем задаться вопросом о существовании такого объекта во вселенной. Тогда у нас получится две теории. Первая гласит, что гигантского синего крокодила нет во всей вселенной, а вторая утверждает, что гигантский синий крокодил где-то во вселенной есть. С точки зрения принципа фальсифицируемости обе теории принципиально отличаются.
1) Теория, утверждающая что такого крокодила нет, естественным образом фальсифицируема. Для того, чтобы ее опровергнуть, просто требуется предоставить синего огромного крокодила. Таким образом, теория о том, что чего-то нет, всегда будет научной, ведь ее потенциально возможно опровергнуть.
2) У второй теории с принципом фальсифицируемости все намного хуже. Все эксперименты всегда ограничены как временными, так и материальными ресурсами. А если учитывать, что вселенная расширяется, и для человека является по сути бесконечной, то найти в ней огромного синего крокодила не представляется возможным, следовательно, теория о существовании чего-либо является ненаучной, так как не фальсифицируема. Следует уточнить, что теорию можно сфальсифицировать, только если будут указаны точные координаты и время нахождения объекта в пространстве, тогда теория станет научной.
Не стопроцентный результат
При использовании критерия Поппера выявляется некоторая проблема. Дело в том, что если мы говорим, что любую научную теорию можно опровергнуть, то следовательно, ученые не могут сказать со стопроцентной уверенностью, что какой либо факт верен на сто процентов, ведь тогда он потеряет критерий научности. Действительно, такой парадокс существует: любой реальный деятель науки никогда ничего не будет вам гарантировать на сто процентов, ведь это просто невозможно. Всегда есть вероятность ошибки. На сто процентов гарантировать вам будет что-то только шарлатан, чьи доводы и аргументы не выдерживают никакой проверки на научность.
Источник:
Для просмотра скрытого содержимого вам нужно войти или зарегистрироваться.